К Закону о реабилитации российских немцев

Гуго Вормсбехер
В  Государственную Думу
Комитет по делам национальностей

К Закону о реабилитации российских немцев

      В связи с предстоящей подготовкой Закона о реабилитации российских немцев, считаем желательным учесть следующие моменты их проблемы.

      1. Российские немцы как народ.
      Российские немцы за почти два с половиной века своей истории в России сложились как самостоятельный народ. Они сохранили в себе еще многое из того, что привезли с собой из различных германских земель, но и приобрели многое от народов России, прежде всего от русского народа. Они отличаются как народ и от русских, и от немцев сегодняшней Германии.
     По переписи населения 1989 г. их насчитывалось на территории СССР около 2 млн. чел. Однако в то время многие еще опасались записывать себя немцами; в лучшем случае на это отважилась половина, и можно вполне считать, что немцев было тогда около 4 млн.человек.
      Известно, что 70% браков у российских немцев - смешанные, в основном с русскими; это еще минимум 1 млн. супругов других национальностей, их также надо учитывать, когда речь идет о российских немцах.
      Дети из этих браков записывались в последних трех поколениях практически без исключения русскими - чтобы оградить их от пережитого родителями; это не менее двух миллионов человек.
      Таким образом, принимаемые по российским немцам решения и Законы будут касаться как минимум 7 млн. чел.
      Сегодня российские немцы в большинстве своем или живут на территории России, или стремятся (вынуждены) переехать в Россию из других стран СНГ, ибо свое будущее видят только в составе России.
      Если до 1941 г. российские немцы проживали, как правило, компактно (АССР немцев Поволжья, немецкие поселения на Украине, в Крыму, на Кавказе, в Сибири, Казахстане и Средней Азии), то сегодня, в результате депортации и ее последствий, примерно 98% их проживает дисперсно. Компактно проживают в основном те, кто не был выселен во время войны: около 250 сел с преимущественным или значительным немецким населением на Алтае, в Омской, Новосибирской и ряде других областей.
      До 1941 г. большинство российских немцев общалось только на родном языке и редко знало русский язык; сегодня ситуация прямо противоположная.
      Отсутствие национальных школ, всесторонняя ассимиляция, утрата надежд на национальное будущее, наряду с катаклизмами последних лет в странах СНГ, вызвали массовую эмиграцию российских немцев в ФРГ (около 200 тыс. чел. в год), экономический ущерб от которой составляет около 5 млрд. долл. США в год.

      2. Что нужно российским немцам?
      Главная цель российских немцев - сохраниться как народ. Ошибочно понимать эту цель как возрождение этнических характеристик периода до 1941 г. - это невозможно. Речь идет о сохранении народа на основе сегодняшних реалий и функций: сохранении российской компоненты в этом этносе и выравнивании с ней немецкой компоненты. Именно это позволит российским немцам и максимально эффективно выполнять свою историческую функцию связующего звена между Россией и Германией.
      Так как при проживании в составе России российская компонента будет сохраняться автоматически (задачей это является лишь у выехавших в Германию), то проблема немцев в России сводится сегодня практически к возрождению их немецкой компоненты, т.е. немецкого языка, национальной культуры, обычаев, традиций.
      Такое видение проблемы фактически снимает опасения относительно судьбы русского языка, русского населения на территории будущих образований российских немцев: русский язык - это один из двух их родных языков (сегодня наиболее употребляемый), а русские - это уже сегодня часть российских немцев как народа.

       3. Пути решения проблемы российских немцев.
      Для решения проблемы российских немцев нужно:
      восстановить их национально-территориальную государственность, ибо   невозможно сохранить язык, культуру, народ при распыленном проживании;
      одновременно создать национально-культурную автономию для удовлетворения национальных запросов тех, кто будет и при наличии государственности проживать за ее пределами, - чтобы они дальше не ассимилировались и не вынуждены были эмигрировать.

      а) О национально-территориальной государственности
      Согласно Закону о реабилитации репрессированных народов, политическая и    территориальная реабилитация предполагает "восстановление национально-территориальных границ, существовавших до их антиконституционного насильственного изменения". Полагаем, однако, что восстанавливать республику на Волге в прежних границах вряд ли целесообразно. На этой территории проживает 600-700 тыс. чел., в основном русских. Даже при переезде на Волгу 600-700 тысяч российских немцев (что практически невозможно), русские будут составлять не менее 80% населения республики. В этих условиях трудно говорить о возрождении немецкого языка, национальной культуры, сохранении народа.
      Отказ от старых границ (к примеру, от г. Энгельса, бывшей столицы республики, где сегодня более 200 тыс. жителей, но почти нет немцев), может создать более благоприятную демографическую ситуацию.
      Учитывая конкретную ситуацию на Волге, можно сказать, что главная проблема там - не восстановление автономии, а создание такой автономии, которая могла бы заставить российских немцев поверить, что у них в ней есть будущее. Это потребует особо серьезного подхода, причем с первого шага, каким может стать выполнение Указа Президента о создании там национального района и округа.
      Но одной автономии на Волге будет недостаточно для полной                территориальной и политической реабилитации российских немцев. Тем более, что бывшие украинские, крымские, кавказские, ленинградские и т.д. немцы не смогут вернуться в места прежнего проживания, а в автономию на Волге многие из них не поедут. Должны быть созданы и другие национально-территориальные образования (округа, районы, сельские Советы), прежде всего на базе существующих компактных поселений (Алтайский край. Омская, Новосибирская, Томская, Оренбургская области, Башкирия, Красноярский край и ряд других регионов). Приоритеты должны бы быть определены так: первоочередная задача - сохранить имеющиеся компактные поселения как очаги национальной жизни; далее - развивать их и расширять за счет немцев-беженцев и проживающих дисперсно; затем строить новые компактные поселения преимущественно вблизи существующих; и, наконец, строить новые национально-территориальные образования в перспективных для этого регионах.
      Система национально-территориальных образований разного статуса (сельский Совет, район, округ, область, республика) в различных регионах России и могла бы стать формой полной территориальной реабилитации российских немцев, максимально соответствуя сегодняшнему их расселению и экономической целесообразности. Одновременно она явится базой, в т.ч. экономической, для решения вопросов, связанных с удовлетворением национальных потребностей в сфере культуры и языка.
      Без такой системы национальных образований (она была у российских немцев и до 1941г.) их будущее в России, на наш взгляд, невозможно.

      б) О национально-культурной автономии
      Национально-территориальная государственность - основное условие возможности будущего у российских немцев. Однако даже при ее наличии многие будут по разным причинам проживать за ее пределами. Если им не будет обеспечена возможность сохраниться как российские немцы, то они вынуждены будут или ассимилироваться, или эмигрировать.
      Чтобы этого не произошло, необходимо наряду с территориальной автономией   учредить также национально-культурную автономию российских немцев, которая обеспечила бы сохранение языка и культуры дисперсно проживающих немцев.
      Исходя из критической ситуации, в которой находятся российские немцы, национально-культурная автономия должна бы быть учреждена безотлагательно. Тем более, что препятствий на ее пути практически нет, экономически она потребует гораздо меньше средств, чем территориальная автономия, отдача же ее начнется практически сразу, а число охваченных ею, кому она может дать что-то уже сегодня, будет также неизмеримо выше.
      (Отсюда, однако, нельзя делать вывода о предпочтительности культурной автономии. Просто она предназначена для решения более простых, временных задач и лишь для части народа, в то время как территориальная - для решения основных, стратегических, в т.ч. экономических задач возрождения и сохранения всего народа).
      Национально территориальная автономия совместно с национально-культурной автономией и представляются единственным решением проблемы российских немцев. Это сочетание может стать и вполне полноценным субъектом федерации.

      4. Механизмы решения проблемы.
      Для эффективного решения затянувшейся на десятилетия проблемы российских немцев нужно создать ряд действенных механизмов - политических, правовых, экономических.

      а) Политические механизмы
      К политическим механизмам относится прежде всего выражение и постоянное наличие у руководства, парламента, правительства страны политической воли к решению этой проблемы. Недостаточно только принять нужные законы и указы, необходимо обеспечить их неукоснительное выполнение.
      В течение последних 50 лет в стране отсутствует государственная структура, имеющая необходимые полномочия и возможности для решения проблемы российских немцев. Представляется, что в сегодняшней ситуации наиболее эффективным был бы государственный комитет по проблемам российских немцев, который мог бы возглавить всю работу в этой сфере.
      Российские немцы как народ должны иметь своих представителей в Парламенте России. Выключенность их из политической, государственной жизни страны нерационально прежде всего для самой страны.
      Чтобы проблема российских немцев действительно решалась, должна быть разработана государственная программа решения проблемы российских немцев. В ней должно быть четко определено, где, что, в какие сроки и на какие средства должно быть сделано в ближайшие 10-15 лет для решения этой проблемы. Без такой программы нельзя говорить серьезно о решении проблемы.

      б) Правовые механизмы
      Закона о реабилитации репрессированных народов и Указов Президента РФ, касающихся российских немцев, как мы видим, недостаточно в качестве правовой базы для решения проблемы российских немцев. Наряду с Государственной программой должен быть подготовлен общий Закон о реабилитации российских немцев как базовый для принятия всех остальных необходимых решений.
      Для возрождения (очевидно, поэтапного) государственности российских немцев должен быть принят Закон о национально-территориальных образованиях РФ (республика, область, округ, район, сельский Совет). В настоящее время у российских немцев уже есть два национальных района (Алтайский край и Омская область), однако в стране еще нет закона о национальных районах.
      Для перехода к созданию инфраструктуры культурной автономии требуется срочно Закон о национально-культурной автономии, причем по отношению к российским немцам в нем необходимо будет учесть наличие (и увеличение    числа) национально-территориальных образований, функционирование которых в сфере культуры и образования может в определенной мере подпадать под Закон о культурной автономии.

      в) Экономические механизмы
      Один из главных вопросов в решении проблемы российских немцев - это экономическая база. Исходя из того, что российские немцы, лишенные в 1941 году своей республики, других территориальных образований, не имеют своей территории, а следовательно, своей экономики до настоящего времени, начальный период всей работы по решению их проблемы должен быть профинансирован из бюджетных средств.
      Однако с самого начала нужно будет создавать собственную экономическую базу (экономическую инфраструктуру) в национально-территориальных образованиях, направив значительную часть выделяемых бюджетных средств на формирование и развитие экономики.
      Любые бюджетные средства для проблемы такого масштаба будут сегодня недостаточны. Но рентабельнее выделить как можно больше средств, с тем, чтобы быстрее запустить все механизмы решения проблемы и получить в кратчайшие сроки нужный эффект.
      Ограниченность бюджетного прямого финансирования может быть компенсирована непрямым финансированием в форме льгот по налогам и пошлинам (по примеру Кыргызстана) до выравнивания экономического уровня развития российских немцев с экономическим уровнем других народов России.

      5. О возмещении ущерба.
      В будущем Законе нельзя будет обойти и вопрос о возмещении ущерба, нанесенного российским немцам в результате депортации. Видимо, следует иметь в виду два аспекта этого ущерба: ущерб, нанесенный народу (ликвидация   государственности, лишение территории, экономики, социальной и культурной инфраструктуры, серьезная утрата родного языка, длительная дискриминация и неравноправие, отсутствие до сих пор равных возможностей с другими народами России в сфере государственной, политической, экономической и национальной жизни, отсутствие права на будущее), и ущерб, нанесенный каждому российскому немцу как личности (в т.ч. материальный ущерб от потери жилья, имущества и т.д.).
      Считаем, что ущерб народу должен возмещаться не в виде стоимости того, что было отнято у него 55 лет назад, и тем более не в виде компенсации частным лицам за утраченное тогда имущество. Возмещением ущерба может считаться только обеспечение российским немцам равных условий с другими народами во всех сферах жизни, как и равных возможностей на национальное будущее. Только по достижении этого равенства может быть прекращено бюджетное финансирование и отменены льготы. Одновременно это и станет, наконец, полной реабилитацией российских немцев.

      Как видим, проблема российских немцев - глубоко комплексная, и требует для своего решения широкого комплекса усилий и мер. Эту комплексность и должен, видимо, отразить предстоящий Закон, в разработке которого наш Союз готов принять самое активное участие.

        Председатель
Международного Союза
   российских немцев                Г.Вормсбехер

1995


Рецензии