Глава 5. Волшебный амулет

   В тот день ничего неожиданного больше не произошло. Дети еще немного поломали голову над тем, что за страшилище бродит ночью по огороду, но конечно, так ни до чего и не додумались. Покидали мячик, сбегали на речку, помогли бабушке Фиме поить коз, а потом опять уселись на любимой скамейке под вишенкой и занялись изучением таинственной бусины.
   – Как, интересно, я должна воспользоваться ей? – задумчиво произнесла Ксюша.
   – Может её потереть надо? А ну, дай! – потянулся к бусине Федя.
   – Да ты что! Вдруг сработает! И будешь ты крутить ушами вместе с серыми мышами!
   Мальчик отдернул руку и хмуро посмотрел на подругу.
   – Ну, так сама попробуй!
   – Попробую, – спокойно сказала та. – Когда придёт время. И завтра тебе все расскажу. Ладно?
   – Ладно… – согласился повеселевший Федька. – Ой, смотри, папка твой на машине едет. Тебе домой пора!
   Ксения попрощалась и побежала встречать отца, Ивана Андреевича.
   За ужином мама рассказала папе о загубленной грядке с редиской. Иван Андреевич очень удивился: «Отродясь у нас тут подобного не случалось. Ну, случаем, пьяный мужичок двор перепутает, или чей-нибудь ухажер за цветами в палисадник залезет… Редко, но бывало. А так, специально вредить: не было такого никогда».
   – Вот, вот, – подхватила Алина Николаевна, – и Серафима Ильинична то же самое мне говорила. Ну, кому это надо, вредить соседям? Жаль, собачки у нас нет… Она бы ночью хоть потявкала, позвала нас.
   – Алиночка, о какой собачке ты говоришь! – с укором произнёс Иван Андреевич. – Мы же на зиму в город уезжаем, а в квартире будку с цепью не поставишь. И, вообще, собака должна жить на воле.
   – Это – верно, – поспешно согласилась мама, – просто к слову пришлось. Водички принесёшь?
   – И я с папой! – тут же заявила Ксения.
   Иван Андреевич взял ведро и пошёл на колонку за водой.
   Ксении нравилось смотреть, как вода сильной струей бьёт в ведро, быстро наполняя его. Кроме того, идти вместе с папой до зарослей черемухи, в которых пряталась колонка, а потом обратно, было всегда интересно. Но сегодня Ксюша не воспользовалась этими минутками наедине с отцом для своей обычной болтовни. Она просто шла рядом, смотрела на Ивана Адреевича снизу вверх, и думала, что когда папа дома, спать ночью совсем не страшно. Даже если там, за стеной, бродит какое-то чудовище, всё равно не страшно. У папы такие надёжные сильные руки… Девочка счастливо вздохнула и дотронулась своими маленькими пальчиками до большой теплой ладони отца. Тот ласково обхватил их, и они мирно, рука об руку, дошли до дома.
   Когда солнце стало клониться к земле, Ксения сказала родителям, что выйдет ненадолго в сад, поиграет чуть-чуть перед сном. Те легко согласились, и она отправилась прямиком к заветной рябине. Обошла вокруг деревца, посмотрела, как красиво просвечивают солнечные лучи сквозь резную листву, обняла теплый серый ствол.
   Потом, не снимая с шеи, вытянула за ниточку бусину и пригляделась к ней внимательно. Ей показалось, что та слегка светится изнутри розовым светом. Может, она разогрелась под платьицем? Ксюша потерла мерцающий шарик пальчиками, подышала на него. Бусина разгорелась сильнее. Ксюша подышала ещё, так близко поднося амулет к губам, словно собиралась его съесть. Наконец, она почувствовала, как земля медленно двинулась ей навстречу. На этот раз превращение в Дюймовочку произошло не так стремительно, как в прошлую ночь. Девочка совсем не испугалась, когда газонная трава сомкнулась у неё над головой. Оглядевшись, она заметила, что стоит как раз у входа в мышиный лаз, и оттуда уже высовывается знакомая усатая мордочка.
   – А ты молодец! – вместо приветствия крикнул ей Горошек. – Быстро сообразила, как амулетом пользоваться.
Ксюша покраснела. Даже если тебя хвалит маленький мышонок, это всё равно приятно.
   – Мы сейчас к вашим пойдем? – скромно поинтересовалась она.
Но Горошек отрицательно покачал головой.
   – Незачем, – сказал он сурово. – Ты же ещё не узнала, что происходит.
   – Ха! – возмутилась Ксения. – Как я могла это узнать, по-твоему? У нас тоже неприятности случились, между прочим! Всю редиску кто-то затоптал ночью! Мама, знаешь, как расстроилась?
Горошек печально и серьёзно посмотрел на ребёнка.
   – Редиску, говоришь? – переспросил он. – Да, это очень грустно.
Ксюша притихла. Огородное происшествие сразу показалось ей глупым и совершенно незначительным.
   – А у вас что-нибудь случилось, да? – робко спросила она.
   – Случилось. Вся семья Длиннохвостовых сгинула. Только Пиккоти уцелела. Она же на собрании была, ты её видела. Справа от тебя сидела.
   – Они что, умерли все? – ужаснулась девочка.
   – Может, и умерли, – неопределенно ответил мышонок. – Понимаешь, когда эта гадость, что бродит вокруг, останавливается над мышиной норой…
   Тут Горошек запнулся, принюхался, встал на задние лапки и уставился куда-то поверх Ксюшиной головы.
   У Ксении мороз пробежал по коже. Наверняка у неё за спиной уже стоит чудовище и готовится на неё наступить… Она уже хотела бежать прятаться в мышиной норе, но тут её собеседник радостно вскрикнул: «Корочка! Корочка Длиннохвостова, ты как здесь оказалась?».
   Откуда-то из травы выскочила симпатичная маленькая мышка и кинулась прямо к ним.
   – Я… Я так бежала… Где мама? – пропищала она, еле переведя дух.
   – У нас пока, не бойся. Подожди немножко, я провожу тебя. Познакомься вот с девочкой, что живет в Старом Доме. Кажется, она хочет нам помочь. Ведь хочет?
   – Конечно, хочет! – решительно отозвалась та, а про себя подумала: «Только не знает как».
   Корочка церемонно склонила аккуратную головку и сказала: «Я так рада! Мы все очень хотим, чтобы этот кошмар поскорее закончился…»
   – Корочка, а как ты спаслась? – перебил ее Горошек.
   – Случайно, наверно, – ответила та. – Вчера все наши спокойно сидели дома. Ну, а я так волновалась за маму, что всё время бегала по коридору туда-сюда, туда-сюда. И всем надоела. Тогда я вышла из норы и решила подождать маму снаружи. Мне казалось, что так она быстрее вернется. Но её всё не было видно. Тогда я отошла подальше и спряталась под листом большого лопуха, потом перебралась к ямке у корней старой ивы, потом… услышала это: «Топ-топ! Топ-топ!» И так мне стало жутко, так жутко, и так… словно десять кошек в меня когти воткнули. Нет, хуже! Сто кошек! Я завизжала и бросилась куда-то бежать. Вот.
   Корочка на миг умолкла, поёжилась, будто от холода, и продолжила:
   – Так далеко убежала, что сегодня целый день искала обратную дорогу… А наших дома нет. Никого нет… Где они, Горошек? – жалобно всхлипнула она.
   – Не знаю, – мрачно ответил тот, – Наверное, мозги у них от страха, или ещё от чего, пропали совсем. Кот теперь знает, где они…
   – А ты не разглядела ночью: кто это там топает? – встряла в разговор Ксюша.
   – Не разглядела, – виновато вздохнула мышка. – Там туман был какой-то.
   Все примолкли и задумались.
   – Может, это какой-нибудь «пьяный мужичок»? – вспомнив вдруг папины слова, встрепенулась девочка.
   Мыши посмотрели на неё с осуждением. Наконец, Горошек снисходительно объяснил:
   – Мышиный Народ вас, людей, совсем не боится! Да и как бы мы с вами рядом столько веков жили? Мы и кошек не боимся. Бережёмся от них, но не боимся. Нас, мышей, видимо-невидимо! Мы храбрые и сильные, ловкие и быстрые! Да неужто Мышиный Народ за помощью к кому-то обращаться стал, если бы по саду обыкновенный человек ходил!
   Не успел мышонок закончить свою пламенную речь, как из тёмного проёма меж корней рябины, одна за одной, вышли главы семей Перегрызкиных и Длиннохвостовых.
   – Мамочка! – вскрикнула Корочка и бросилась навстречу мышке, которая следовала за Пумиллой.
   – Дочка… – прошептала Пиккоти потрясённо. – Жива!
   Они нежно обнюхали друг друга и потерлись носами.
   Пумилла, тем временем, подошла к девочке.
   – Я узнала, что ты здесь, сразу, как только ожил амулет, – сказала она тихо.
   Ксюша обратила внимание на то, что вторая бусина, которая висела на шее у собеседницы, тоже излучает ровное розовое сияние.
   – Ты не испугалась превращений, ты проявила сообразительность, ты хочешь нам помочь. Прими нашу благодарность, – царственная мышь низко поклонилась Ксении.
   Та поддалась неожиданному порыву и присела в низком реверансе, которому научилась на танцах в городе.
   Пумилла отнеслась к этому весьма одобрительно.
   – Имеются ли у тебя вопросы ко мне? – спросила она милостиво.
   Вопросы, без сомнения, имелись. Только они тут же вылетели из девичьей головы. В гулкой внутренней пустоте остался лишь один, самый мучительный.
   – Как, как я смогу помочь вам, если даже не знаю, что за туманное чудовище топает здесь по ночам?! – Ксюша чуть не заплакала.
   Глава Перегрызкиных ласково ткнулась носом в плечо девочки.
– Главное уже сделано. Ты приняла решение. Теперь наши желания объединились и сила их такова, что события начнут развиваться с огромной скоростью.
   Вот это ответ! Девочка не поняла ничего совершенно!
   – Милая, – поправилась мышка, – у тебя обязательно всё получится. Я чувствую: завтра мы будем знать значительно больше.
   Пумилла задумчиво подняла мордочку к небу и принюхалась:
   – Погода меняется…
   Ксюша хотела спросить что-то ещё, но мыши повернулись и быстро исчезли в норе. Она опять осталась одна. Заметно стемнело. Девочка отбежала подальше от ствола рябины, чтобы не наткнутся на него, когда вырастет, и достала бусинку.
   – Что ж, я думаю, теперь её нужно остудить, – решила она и подула на розовый шарик так, как дуют на ложку с горячим супом. По мере того, как бусина становилась бледнее, Ксюша становилась всё выше.
   Вот уже её голова возвышается над травинками, а вот и руки показались из зеленых джунглей… Наконец, она стала сама собой! Сразу похолодало. Там, внизу, у нагретой за день земли, наша героиня и не заметила, как вечернее небо затянули тучи.
   Из-за угла дома появился старший брат.
   – Меня за тобой отправили, – хмуро сообщил Лёнька. – Где тебя носит? Я уже второй круг по саду нарезаю.
   Сестра усмехнулась и, ничего не ответив, побежала домой.


Рецензии
ДОМОВОЙ. Хочу сразу предупредить, Ирина, что я настороженно и ПРЕДВЗЯТО отношусь ко всем сказкам с "домовыми" (а их тут немало на "прозе"). Этот персонаж, как никакой другой, требует особого "антуража" и "адаптировать" его в современную сказку, на мой взгляд, невозможно. Единственная удачная попытка, которая приходит на ум, - "домовенок Кузя". Но та сказка целиком построена на ироничной игре "несовпадений", на том, что "традиционный" образ домового сплошь и рядом вынужден подстраиваться под изменившуюся действительность... У Вас совсем другое. Вы пишите о домовом ВСЕРЬЕЗ и попадаете в результате в достаточно сложную ситуацию. Вам приходиться выстраивать целую цепь произвольных допущений, которая смотрится (со стороны, по крайней мере) совсем неубедительно. Сначала Федор ВДРУГ убивает лягушку. Его бабушка СРАЗУ и СОВЕРШЕННО ТОЧНО определяет причину постигшего Федю "недуга". Домовой! (Но почему домовой? Связь эта совершенно не очевидна; даже современные дети знают, что лягушка - это скорее от "водяного"). Ксения ОБРАЩАЕТСЯ к домовому. Устраивается встреча с мышами, которые так же, через него ищут, как обратиться к девочке (почему именно к ней, а не напрямую к Серафиме?)и т.д. Вся эта сюжетная конструкция, на мой взгляд, чрезмерно и неоправданно громоздка. Ведь, что мы получаем "на выходе" всех этих сложных сюжетных ходов? Бусинку! Но стоила ли "игра свеч"? На мой взгляд - нет! Тем более, что домовой у Вас больше НИГДЕ НЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ. Ярко и динамично начавшаяся сказка с третьей главы начинает "пробуксовывать". Диалог сменяется длинными периодами описаний... Словом, этот странный и совершенно НЕОРГАНИЧНЫЙ для Вашей истории герой увел Вас с правильного пути. Я буквально вижу редактора, читающего Вашу сказку. Огонь, загоревшийся в его глазах, после того, как он прочел строчку о "двойной жизни" начинает тускнеть, тускнеть и в конце концов сменяется нехорошим металлическим блеском. Он закрывает Вашу рукопись не дочитав и кладет ее в груду других, отвергнутых им ранее. (Увы, это не "фигура речи"; в пору "бумажных рукописей" я своими глазами видел эти редакторские столы, погребенные под горами непрочитанных "творений" наших многочисленных носовых и успенских).
Вот мой взгляд на Вашего домового, Ирина. Взгляд, предвзятый, но честный. И средство против него я могу предложить только самое радикальное: откажитесь от этого "недействующего" персонажа, уберите его ВООБЩЕ! Отбросьте эти ненужные костыли. "Прорыв" Ваших героев "в сказку" должен быть ярче, стремительнее и ОРГАНИЧНЕЕ.
Все остальные "моменты" Вашей истории мне понравились гораздо больше. Образ Задвиги - хорошо. Дом Задвиги - хорошо. Дух (бес), овладевающий калошей - хорошо. Все эти образы органично дополняют друг друга и сливаются в неплохую историю. Но кульминационная сцена "битвы с веревочкой" показалась мне слабоватой. Я думаю, если злодей изначально заявлен в облике калоши, то и побежден он должен быть в этом облике. Подмена образа зловещей калоши на невыразительную веревочку ослабляет впечатление, да и не оправдана по-сути ничем. Действующие герои - дети, а "решительный удар" наносит взрослая женщина. Сам ее "заговор" - это ход из той категории театральных приемов, которые еще Аристотель окрестил "бог из машины". Секрет "победы над злодеем" не выстрадан героями, он просто им "подарен". Словом, здесь, на мой взгляд, многое можно поменять. И Вы сразу это увидите, когда сами для себя дадите ответ на два вопроса: 1)откуда взялся "злой дух", что его породило? 2) почему его зловредные свойства обращены прежде всего против мышей?
Ну вот, кажется, я сказал все, что хотел сказать. Если что осталось неясным - пишите, я постараюсь "объясниться".

Константин Рыжов   05.03.2011 10:32     Заявить о нарушении
Спасибо за разбор полёта! Мне совершенно понятно Ваше видение. Я тоже вижу мысленным взором товарища редактора, и практически смирилась с тем, что Ксюшу буду издавать сама в местной типографии. Шлифую её для повышения своей квалиификации, для образования, для того, чтобы совершенствоваться самой. Ваши замечания как волшебное стёклышко помогли увидеть мне многое. Ещё раз спасибо!!!
Напишу длинное отдельно. Длинное что? Оправдание?.. Пускай будет размышление. С глубоким уважением. Ирина.

Рина Титова   05.03.2011 11:00   Заявить о нарушении
калошиДобрый день, Константин! Долго раздумывала над разбором полётов. Есть вещи, с которыми я согласна. Например, что план семьи следовало бы подкрасить. Возможно, и план жути у меня не дотягивает до высоких стандартов. Есть, есть, где поработать... Я вообще - хорошая ученица. В школе меня учителя очень любили за «послушность».
Но с некоторыми вещами я не согласна. И даже не знаю, покажутся ли достойными Вам причины, по которым я не согласна. Однако, Вы так хорошо раскрыли мне своё видение, что я поделюсь и своим. Домовой для меня - просто часть жизни. Он есть и есть. И есть именно в таком виде, почти неощутимом. Картошку он мне не чистит, как некоторым, во всяком случае. Мне казалось, что я нужными фразами обозначила то, что Мыши обратились за помощью к Домовому, и … неожиданно для самих себя получили помощь в виде маленькой девочки. Так совпало. Ксюша просто сделала открытие и признала, что Домовой существует, а мыши принесли зёрнышко и попросили хоть какой-то помощи. Нет, Домового я не уберу. Логика в его присутствии именно такова, какова логика его присутствия в нашей жизни вообще. Откуда я знаю, как бабушки понимают, что это Домовой наказывает ребёнка, кидающего в костёр лягушку?.. И лечат именно от этого? Лягушку земляную, только в брачный период совершающую короткое путешествие к водоёму и благополучно зимующую в земле или в компостной куче… Откуда я знаю. что это домовой кормил моего сына кефиром, а не человек в шапке-невидимке? Я не знаю. Поэтому, возможно, и это незнание тоже правдиво в моей повести (неоправданно). Но ведь оно часть реальных ощущений, которая и интригует детей при прочтении.
Бусина, которая удивила Вас своей примитивностью, на деле оказалась весьма ярким образом. Весьма. Все дети прочитавшие повесть немедленно кидаются играть в неё. Они вяжут на шеи нитки, нанизывают бусины, благо их ныне в избытке и дуют, дуют… Также её рисуют. Поэтому я ни за что не расстанусь с этим амулетом, сделанным из подручного материала и позволяющим так легко погружаться в волшебный мир.
То, что жути я уделила недостаточно места, и апофеоз борьбы пришёлся на демона спелёнутого верёвочкой, возможно, моя ошибка. Практически же, сын в шестнадцать лет, прочитавший этот жалкий апофеоз, сказал, что было не оторваться. «Как у тебя, мама, так получилось?» Но не это главное… Приходилось ли Вам долгое время наблюдать, близко соприкасаться с человеком, больным очень противной болезнью. Жадным собирателем всякого хлама. Материально зацикленным на том, что доступно ему собрать. Предметы искусства не доступны. А вот старые носки –доступны. Буду копить, тыркать по углам… Это бес не кровожадный, но энергию пьёт умеючи. Я победила его в сказке, победила его в жизни. Моя Задвига потихоньку разрешила выкинуть то, что более полувека трепетно охраняла. Ей уже негде жить было, мы ходили по узким коридорам между коробками. И грязь, и тараканы… Пусть сказка никогда не понравится редактору. Она смогла изменить мир вокруг меня. Нет, я не буду её переделывать… Имея изъяны в сюжете, она вызывает чувства, которые преображают всё. Она уже выполнила свою роль в моей жизни, эта история. И только за это, я оставлю её в таком виде, как она есть. А вот следующие свои работы я буду создавать, учитывая всё то, что вы мне сказали!
Ваши замечания очень ценны и принесли мне огромную пользу, можете не сомневаться! Если и Вы с пониманием отнесётесь к моим, и не потеряете уважение ко мне, то я Вам всегда очень рада! С теплом. Ирина.

Рина Титова   06.03.2011 19:10   Заявить о нарушении
Очень рад, Ирина, Вашему письму! Я был почти уверен, что вчерашний обмен мнениями окажется последним в нашем с Вами плодотворном общении. Не буду скрывать, это немножко меня расстроило. Но что поделаешь? Такой, видно, я ТЯЖЕЛЫЙ человек.
О Вашей сказке (чтобы больше к ней уже не возвращаться). Я всецело поддерживаю Ваше решение. Оно совершенно правильно. Признаюсь, что я в этом плане ничем от Вас не отличаюсь. Если мне что-то у себя нравится, критика для меня просто не существует. Наперекор всему мои герои ведут себя так, как я считаю нужным. И если моя сказка когда-нибудь будет опубликована, она будет такой, какой Я ее написал. Еще двадцать лет назад я твердо решил не прогибаться под издателей и неуклонно следую этому правилу. Но не буду от Вас скрывать и результатов этого героического решения. При том, что я довольно успешный автор в жанре научно-популярной литературы, и счет моим изданным книгам идет на десятки (а некоторые из них и переиздавались раз по десять), за все эти двадцать лет плотного общения с детскими издательствами мне удалось опубликовать только одну ма-а-аленькую сказочку в малотиражной газете, да и та, как я подозреваю, попала туда случайно.
Что еще добавить к сказанному? Если мы, не смотря ни на что, остаемся друзьями, будем друзьями ЧЕСТНЫМИ. Я в любой момент готов выслушать Вашу нелицеприятную критику. По крайней мере, надеюсь, что Вы когда-нибудь окажете мне такую услугу.
Да и еще! Ко мне на страничку забрела сегодня некая Таня Беринг. Я полистал ее сказку, и она показалась мне анятной. Один из ее героев - домовой. Если есть желание, почитайте. Успехов Вам!

Константин Рыжов   06.03.2011 19:49   Заявить о нарушении