Ямасаки, - американский архитектор
взорванного «Аль-Каидой» 11 сентября 2001 года.
* * *
!5 июля 1972 года в 15 часов 32 минуты в Сент-Луисе был взорван, простоявший 17 лет, жилой комплекс
архитектора Ямасаки, состоящий из трех десятков зданий. Архитектурный критик Чарльз Дженкс этим
событием датировал конец модернизма с его рационалистическими утопиями.
Причиной демонтажа жилого комплекса стала удручающая эстетика и социально опасное поведение
жителей. Это явилось признанием властями города большой ошибки в политике жилищного строительства.
В те же 50-е годы в Нью-Хейвене … Пол Рудольф построил новый микрорайон Ориентал Гарденз на средства
федерального министерства жилищного строительства и развития городов.
Микрорайон возводился одновременно с Новыми Черемушками в Москве из почти таких же бетонных панелей и,
конечно же, с аналогичным результатом: стыки между панелями безбожно пропускали влагу. Если в Советском Союзе
у обитателей панельных районов не было выбора, к тому же они тогда платили за услуги сугубо символические
деньги, то из Ориентал Гарденз немедленно начался исход исправных плательщиков. Остались одни безработные
(преимущественно цветные), история Прют-Айгоу повторилась, хотя и длилась несколько дольше.
К осени 1980 г. во всем микрорайоне осталось 17 жителей, и в 1981 г. все его здания были разобраны.
(Глазычев – энциклопедия «Архитектура»)
* * *
Минору Ямасаки о проекте «Всемирного торгового центра»:
Экономия заключается не в использовании ограниченного количества материалов, применяемых при строительстве,
в использовании современных технологических решений.
Всемирный Торговый Центр, вследствие своей важности, стал воплощением веры человека в человечность,
его потребностью в индивидуальном достоинстве, его убежденности в сотрудничестве с другими людьми,
и, посредством данного сотрудничества, воплощением его способности в достижении величия.
Есть ряд знаменитых архитекторов, которые искренне полагают, что все здания должны быть "сильными".
В этом контексте, похоже, слово "сильный" предполагает синоним "могущественный", иначе говоря, каждое
здание должно быть монументом взрослению и развитию нашего общества. Эти архитекторы высмеивают попытки
построить более дружелюбный, мягкий тип здания. Основой их убежденности служит тот факт, что наша культура
уходит корнями в Европу, а большинство традиционных примеров европейской архитектуры - монументальны.
Эти примеры отражают потребности государства, церкви, феодальных семей - изначальных владельцев этих
зданий - вселять в людей страх и подавлять народ. Сегодня подобный подход неуместен… потому что
те здания, которые мы строим сейчас, предназначены для совсем других целей.
Свидетельство о публикации №211021000510