То, что останется после тебя. глава 14

14


   Они сидели на краю фонтана, и молчали, погруженные каждый в свои мысли. Казалось, им больше не о чем говорить, словно бы все уже было исчерпано, все сказано. Фонтан шумел, но шум воды не успокаивал, его вообще не замечали ни Игорь, ни Люба. Игорь ощущал себя так, словно перед ним разверзлась бездна, в которую ему предстоит бесконечно падать. Люба, сидевшая рядом с ним, теперь казалась ему совсем чужим человеком. Он не испытывал к ней ни ненависти, ни вообще никаких других чувств. Словно все умерло в нем. Умерла и его любовь к ней. Сможет ли он ее теперь простить? Возможно, что и да. Но даже если она и вернется к нему, их отношения уже никогда не смогут стать прежними. Их брак разрушен, дал трещину, которой уже не суждено зарасти.
   И, тем не менее, в глубине души, даже сам того не осознавая, Игорь на что-то надеялся.
   Игорь обернулся назад, и посмотрел на свое отражение в воде фонтана. То, что он там увидел, ему не понравилось. Это было лицо тяжело больного человека, на которого свалились все возможные невзгоды.
   - До сих пор не могу поверить, что все это происходит со мной на самом деле, - произнес он. – Кажется, что это какой-то кошмарный сон, который никак не может кончиться. Не могу в это поверить. Не могу, и не хочу.
   Люба молчала, оттирая платком слезы, накапливающиеся в уголках глаз.
   - Ну, хорошо, - вдруг сказал Игорь. – Ну, допустим, ты не выдержала соблазна, тебе было одиноко. Хорошо, это я могу понять. Ты оступилась, закрутила роман. Я понимаю, это могло произойти с кем угодно. Хорошо.
   Игорь посмотрел на Любу.
   - Пускай все это было. Пускай, так случилось. Бог с ним, прошлого назад не вернешь. Но теперь то… Теперь я вернулся. Может быть, начнем все сначала? Что мешает тебе вернуться ко мне?
   Почему он это сказал, Игорь и сам не знал. Разве он не понял еще, что все кончено? Что разрыв между ними уже никогда не сможет зарасти? Что это, надежда умирает последней?
   Люба отрицательно покачала головой.
   - Теперь уже слишком поздно, - сказала она. – Нет, ничего не получится.
   Игорь побледнел, и отвел глаза в сторону. Самые худшие его опасения подтвердились.
   - Так, - медленно произнес он. – Выходит, у вас все так серьезно? Так далеко все зашло?
   Люба не ответила.
   Игорь обхватил голову руками, и потер себе пальцами виски, в них начиналась пульсирующая боль.
   - Все хуже, чем я надеялся, - нехотя признался он. – По-крайней мере, я полагал, что ты ко мне вернешься. Но ты нашла себе новую любовь.
   - Не надо так говорить, - попросила Люба.
   - Почему же не надо? – неестественно спокойным тоном произнес Игорь. – Мы прожили с тобой двадцать лет вместе, и после всего этого ты отказываешься от меня? Просто из-за того, что в мое отсутствие нашла себе другого мужика. А разве я давал тебе для этого повод? А?
   Он выжидающе посмотрел на Любу. Но она молчала, стараясь не встречаться с ним взглядом. Она нервно сцепила пальцы на руках так, что костяшки побледнели.
   - Разве я тебе хоть раз изменял? Разве я поднимал на тебя когда-нибудь руку? Устраивал скандалы, сцены ревности? Может быть, я мало зарабатывал, и тебе не хватало денег? А?
   Игорь продолжал смотреть на Любу, ожидая ответа. Но она по-прежнему молчала, глядя куда-то в сторону. Игорь испустил вздох, который уже давно сдерживал.
   - Ну, должна же быть хоть какая-то причина? Чем-то я тебя не устраивал. Я хочу знать, чем. Я не верю, что ты просто так вот взяла и влюбилась. Здесь должна быть другая причина. Не может человек в твоем возрасте, столько лет проживший в браке, вдруг влюбиться в первого встречного. Объясни мне, что во мне не так. Я хочу знать причину. Он богатый бизнесмен? Он банкир, олигарх? Может быть, звезда кино и эстрады?
   - Дело не в тебе, - вымолвила Люба. – Дело во мне. Я…
   Она осеклась, и быстро взглянула на Игоря. Тот не сводил с нее глаз.
   - Ну-ну, я слушаю, - поторопил он ее.
   - Я не хотела быть старой, - вдруг почти выкрикнула Люба.
   - Старой? – Во взгляде Игоря появилось непонимание. – Как так? Что ты хочешь этим сказать?
   - Я чувствовала, что старею, - продолжала Люба. – Я чувствовала это все последние годы. А в твое отсутствие это чувство усилилось. Я чувствовала, что превращаюсь в старуху. И с каждым днем я ощущала это все сильней и сильней. Я была одна. Мне нужна была поддержка. Для нас, женщин, старость гораздо страшнее, чем для вас, мужчин. Вы так не замечаете свое старение, оно не является для вас такой трагедией, как для нас. Для вас старость просто возраст, и все. Но для женщин старость – это лишение всего, это потеря всего самого ценного в жизни. Особенно для бездетных женщин.
   Игорь смотрел на Любу в полном недоумении. Он действительно не понимал того, что она пыталась ему объяснить. Он всегда считал, что старость – это нечто само собой разумеющееся. Но при чем здесь супружеская измена, этого он понять не мог. Не видел связи. А Люба продолжала, словно не замечая непонимания Игоря:
   - Я осталась одна, когда тебя посадили. И это одиночество меня состарило сразу на несколько лет. Я была одна в пустой квартире. Обстановка давила на меня. Мне было невыносимо, тяжело. И в этот, самый тяжелый для меня момент, объявился он.
   Люба затрясла головой, и нервно вскочила на ноги.
   - Ты не сможешь этого понять! – воскликнула она. – Тебе этого не дано. Он… он словно вернул мне молодость. Он заставил меня почувствовать себя вновь молодой, почувствовать себя снова женщиной.
   Люба принялась нервно расхаживать взад и вперед.
   - С ним я почувствовала, что кому-то я не безразлична! Почувствовала себя нужной.
   - Почувствовать себя снова молодой? – задумчиво произнес Игорь, словно начиная понимать.
   - Да, почувствовать себя снова молодой! Это непередаваемое ощущение.
   - Сколько же ему лет?
   Люба заколебалась.
   - Ему… ему тридцать восемь лет.
   Игорь презрительно усмехнулся.
   - Тогда понятно. Где уж мне с ним тягаться. Ну, что ж, не ты первая, не ты последняя. Сейчас модно стало заводить себе молодых любовников.
   - Ты не справедлив, Игорь.
   Игорь, прищурившись, посмотрел на Любу.
   - Не справедлив? А ты, значит, справедлива по отношению ко мне? Ну и ну!
   - Я тоже виновата.
   - Ах, тоже. Хорошо, что хоть этого не отрицаешь. И на том спасибо.
   Люба вновь принялась теребить свою сумочку, бросая тревожные взгляды по сторонам, опасаясь, что их кто-нибудь услышит.
   - Ну, и все равно, - сказал Игорь. – Почему ты не хочешь возвращаться ко мне?
   - Я не могу его так просто бросить. После всего, что он для меня сделал. Я слишком многим ему обязана.
   - А мне, получается, ты не обязана? – Игорь со злостью пнул ногой пустую пачку из-под сигарет, принесенную к нему откуда-то ветром. – Двадцать лет совместной жизни для тебя ничего не значат? А молодому любовнику, который воспользовался тем, что твой муж попал в тюрьму, ты обязана гораздо больше? Ну и ну!
   Игорь почувствовал, что гнев снова овладевает им, и попытался расслабиться.
   - А где ты сейчас работаешь? Все там же?
   - Я теперь менеджер по продаже товаров первой необходимости, - с легкой гордостью произнесла Люба.
   - О-о, тем более. Ты поднялась. Конечно, зачем тебе теперь нужен муж, который сидел в тюрьме. Какая тебе в нем польза. Он теперь пятно на твоей биографии. Конечно, престижная работа, молодой любовник; как тут не почувствовать себя вновь молодой.
   Игорь поднялся на ноги. Отойдя на несколько шагов, он обернулся, и печально посмотрел на фонтан.
   - Ирония судьбы, - сказал он. – Возле этого фонтана произошло наше первое свидание, и возле него теперь состоялось и последнее. С этого фонтана все началось, у него же все и закончится. Он же нас свел, он же нас и разлучит.
   Люба в очередной раз всхлипнула. Она тоже вспомнила их первое свидание, и вновь чувство вины охватило ее.
   - Прости меня, Игорь, - тихо сказала она. – Прости меня, если сможешь.
   - А тебе нужно мое прощение? Или ты это просто так говоришь, для очистки своей совести?
   - Нужно, очень нужно мне твое прощение.
   Игорь пожал плечами. Он не знал, плакать ему или смеяться.
   - В таком случае, прощаю. – Но прозвучало это совсем не искренне. – Хотя твоя просьба о прощении звучит как издевательство.
   - Я понимаю, - сказала Люба.
   Игорь посмотрел на дорожку, уходящую от фонтана, затем взглянул на серое небо.
   - А ведь первое наше свидание и состоялось примерно в это время. Тогда тоже стоял июль месяц, только было значительно жарче.
   Люба рассеянно кивнула.
   - Мы уходили отсюда по этой тропинке. – Игорь указал на дорожку. – Держались за руки. Тогда все нам казалось прекрасным, многообещающим.
   Люба улыбнулась вымученной улыбкой.
   - Да, на тебе тогда была такая красная майка-футболка.
   - Тогда я тебе принес большой букет цветов.
   - Красные розы, - подтвердила Люба.
   Игорь погрузился в воспоминания. Сам того не замечая, он двинулся по дорожке, словно повторяя тот маршрут, которым шли они тогда, жарким летним днем более чем двадцать лет назад. Люба шла рядом, словно тоже погрузившись в прошлое.
   - Мы пошли тогда на набережную, и долго стояли у самых перил, - сказал Игорь. – Смотрели на пляж. Как на беду ни на тебе, ни на мне не было купальных костюмов, а искупаться хотелось обоим. Пляж тогда был забит битком.
   Люба посмотрела на отдыхающих. Серое небо придавало и воде свинцовый оттенок, создавая впечатление, будто бы вода в реке ледяная, хотя она таковой вовсе не была.
   - И тогда ты решил купить мне мороженого, - вспоминала Люба. – Ты обещал мне самую большую порцию, которую только сможешь найти.
   - Верно, - подтвердил Игорь. – К несчастью тогда стоял самый разгар перестройки, и добыть мороженого тебе так и не удалось.
   - Да, я потерпел в тот день полное фиаско. Не смог даже поухаживать за тобой как следует.
   Они шли вдоль набережной, вдыхая в себя запах зелени, распространяемый деревьями.
   - Помню, в те времена мы часто проводили наше время в парке, - говорил Игорь. – Мы катались на каруселях, поднимались в небеса на колесе обозрения. Оттуда можно было увидеть едва ли не весь город.
   - Помню, - улыбалась Люба. – Тогда приходилось отстаивать длиннющие очереди, чтобы купить билет на любой аттракцион.
   Игорь опустил взгляд, блаженно улыбаясь.
   - А иногда мы уходили подальше от всех, и лежали рядом в траве. Просто лежали, и ничего не делали. Иногда, правда, и целовались.
   Люба неожиданно покраснела, словно снова была девчонкой на своем первом свидании.
   - Но как мы не прятались, как ни таились, люди все равно нас видели, бросали на нас многозначные взгляды. Тогда мы просто вставали, и перебирались куда-нибудь на скамейку, откуда наблюдали за людьми.
   Люба отрешенно улыбалась, шагая рядом с Игорем.
   - Эх, молодость, молодость, - говорила она.
   Игорь искоса посмотрел на нее.
   - Может быть, мы сможем снова вернуть те времена? – спросил он, чувствуя внутреннее напряжение.
   Эти слова словно отрезвили Любу.
   - Нет, - сказала она. – Ничего не получится. Прошлое нельзя вернуть назад. Все кануло безвозвратно. Мы ничего не сможем изменить.
   Они поднялись по лестнице, и расстались у дороги.
   - В таком случае, прощай, - сказал Игорь, бросая на Любу последний взгляд. – Жаль, что ты не хочешь вернуть старое.
   - Прощай, - сказала Люба, пожимая руку Игорю. – Или, вернее, пока еще не прощай. Я верну тебе половину денег, как и обещала.
   Игорь долго смотрел ей вслед, навсегда расставаясь со своей прошлой жизнью. Для него наступала новая эра.


Рецензии