Сицилия. Палермо. Вкус ладана на губах

В обрамлении невысоких гор  и чистого моря расцветает под солнцем Италии южный город Палермо.  Люди пришли сюда  уже 3 тысячи лет назад. Финикийцы, греки, византийцы, арабы, нормандские рыцари – да кого здесь только не было за прошедшие времена. В итоге намешано в городе масса стилей,  эпох, настроений и  людских образов. Впрочем, как и во всей Италии.
Самолет из Рима в Палермо прибыл ровно по расписанию. Мы грузимся в автобус до центра города. Море, запах моря обволакивает  сразу в аэропорту, за окнами проплывает горная цепочка, бизнес-центр, (на солнце бликуют  стеклянные стены зданий), морской порт и яхты – все это из окна автобуса обескураживает. Где обещанные бродяги, хибары и мафиозо?
По главной улице Палермо Via Roma начинается пешая прогулка по городу.За поворотом, в глубине улиц еще тишина и первые запахи: специй, итальянской пасты, кофе и ладана. И церкви… через каждые 10 шагов – церкви. В тишине и покое так бы бродить по улочкам, слушая трепыхание сохнувшего белья. Но музыка нарушает планы. Идем на ее звуки. Возле церкви Святого Франциска Ассизского (этот святой разговаривал с птицами) под навесам раскинулись палатки с едой и питьем. Рядом на маленькой сцене местные музыканты радуют прихожан воскресным концертом. Местное тв не дремлет, мы помахали в камеру оператору, и пошли в  храм. Служба только что закончилась, еще пахнет ладаном  и теплом человеческим.

Утро в Палермо солнечное – как игристое вино. Радостное и какое-то нереальное. Сегодня здесь праздник.  А может  и не праздник…  Обходя закоулки выбредаем  на piazza Marina, когда-то это была главная площадь старого Палермо. В Средние века здесь казнили преступников, устраивали рыцарские турниры и кукольные представления. Теперь это шумная площадь с оживленным движением, на которой раскинулся   длинный  блошиный рынок. Старые вещи, старинная посуда, кассеты, фотографии, журналы – все древних годов. Продавцы итальянцы общаются друг с другом и покупателями. Продавцы китайцы впаривают туристам магниты и прочую туристическую чепуху. Молчат. А из парка  рядом несется музыка, а в глаза улыбается солнце, дети гурьбой носятся, какие-то конкурсы с родителями проводят. Голос и живая гитара, динамики иногда похрипывают. Девушка в шляпке с фиолетовым цветком  поет  мою любимую песню. Я впервые ее слышу, но люблю эту песню всю жизнь. Голос-магнит, людей просто тянет в парк, все  пританцовывают, подпевают.
Казалось бы, ничего особенного:  рынок с горой рухляди, парк, красивая песня и солнце. Что еще надо людям для счастья? Вкусная еда, естественно! Мы в поисках местной  фокачерии - ресторанчика, где ели и едят простые итальянцы. Обычно, фокачерии расположены вдалеке от туристических мест. И поэтому,  приходится долго плутать по закоулкам города в поисках нужной улицы. А закоулки Палермо впечатляют: узкие, темные, брусчатка, помои, запахи и белье…. На каждом балконе сушатся простыни и подштанники. Красота!
 Ничем не примечательная  с виду столовка потрясает запахами.
 Foccaceria del Massimo – вот название  этого священного места для  радости желудков. Итальянская домашняя еда, молодое вино, кругом  народ галдит, руками машет и ни одного туриста. Кроме нас. Рядом кушает большая семья с выводком детворы. Дети бросили есть и смотрят на бешеных туристов, которые фотографируют макароны…
И мы ели. Безудержно, радостно. Жадно поглощая добавку,  что уже не лезла…
  Среди специй, травок и вездесущего орегано снова запах ладана. Повара(исключительно мужчины) что ли сдабривают им еду…

Город зовет. Мы откликаемся на его зов. По пустынным улицам (т.к. у всех нормальных итальянцев обеденное время до 5-6 вечера), мимо закрытых магазинов, выходим на Кватро Канти  -  здесь пересекаются четыре исторических квартала Палермо (Quattro canti - четыре угла).
С этого перекрестка в конце огромных коридоров, образованных домами, видны в трех направлениях горы, а в конце четвертого — море, синее, ярко-синее пятно, которое кажется совсем близким, словно город упал в воду!
Главным украшением  следующей площади Претория (Piazza Pretoria) является фонтан Претория, который был сделан во Флоренции, разобран на 644 части и привезен сюда.  Но он не пришелся по вкусу горожанам, и они прозвали его фонтаном стыда из-за обнаженных статуй языческих богов, русалок и сатиров.
Возле фонтана, прямо перед проезжей частью пикник у итальянской семьи. Разложили едьбу на парапетике и кушают.

Еще несколько шагов и вдруг, словно с неба сваливается громада главного кафедрального собора Палермо. Он поражает своими размерами и красотой.  Песочный замок. Да, да. Где-то на морском побережье  вылепили из желтого песка этот замок с башенками, статуями, колокольней,  привезли сюда и оставили сохнуть под жарким солнцем. И  он высох. И вырос.
В течение XII-XVIII веков собор неоднократно перестраивался. Поэтому  соединяет в себе черты арабо-норманнской архитектуры, готического стиля и классицизма. Здесь покоятся мощи святой Розалии – покровительницы палермо. На некоторых колоннах  хорошо видна арабская вязь с цитатами из Корана.
Здесь тоже обеденный перерыв. Двери закрыты. Уезжаем в Монреале – пригород Палермо. Таксист, везший нас утром в римский  аэропорт всю дорогу пугал, чтобы даже и не думали ехать в Монреале. «Мафия… мафия …» - причитал таксист. Стоим на автобусной  остановке. Оглядываем ожидающих (латентных мафиозей). Подозрительные личности  тоже нас оглядывают. И всей цыганскою толпою  приезжаем  на конечную остановку, где стоит ОН. Очередной шедевр и главная достопримечательность пригорода.
Построенный всего за пятнадцать лет, Монреальский собор представляет собой самую замысловатую смесь стилей, которую можно было сыскать в средневековой Европе: здесь  перемешаны норманнские, византийские, сарацинские и итальянские архитектурные особенности. При строительстве широко использовались колонны, выломанные из античных храмов.
Всю внутренность собора покрывают мозаичные картины византийской работы, созданные в продолжение десяти лет сицилийцами, наспех прошедшими выучку в Константинополе . Это самый большой по площади комплекс средневековых мозаик во всей Италии, если не в мире. Среди изображённых сюжетов — ключевые сцены Ветхого завета, жизнь и чудеса Христа, деяния Петра и Павла. 6 тысяч метров золотой  мозаики. 2 тонны  чистого золота. 42 эпизода из Библии… Надо немного отдышаться. Чтобы понять. Ощутить.   

Каждый раз, окунаясь в красоту и великолепие, поражаешься  внутренней опустошенности. Она(опустошенность душевная)  придавливает к красоте  и заставляет поражаться. 800 лет назад люди, жившие в  бедноте и темноте, строили такие храмы во славу Бога. Не было ничего. Компьютеры-гаджеты-сникерсы-памперсы и все остальное   великолепие современности меркнет перед   немыслимой красотой «допотопных» веков.
Словно выключаешься из этого дня и попадаешь в другую параллель. Сегодня январь. Мы  снимаем  теплые куртки, подходим к парапету, откуда панорама Палермо  кажется  цветной картинкой. Не фотографией, где огрехи можно отфотошопить и скрыть. Это иное измерение на неизвестной яркой картинке – где в окружении гор в тишине и покое плещется море, в   апельсиновом саду пора собирать урожай крупных  сладко-сочных плодов, где птицы  поют нежную песню весны, где запах ладана  остро и пряно врывается  через ноздри в твое существо. И щелкает, щелкает в самом эпицентре  коры головного мозга сигнал – «  счастье.. счастье.. это  оно…».
Уставшие возвращаемся в центр. Надо восстановить силы, выпить кофе. И скушать  каноли. Настоящие каноли – трубочки с рикотой- делают именно в Палермо. Не спрашивайте, как это на вкус. Это божественно…
 Кафедральный собор Палермо открыли. Внутреннее убранство не такое шикарное, как у монреальского. Ноги подгинаются от усталости.  Нет сил даже фотографировать.  Пара-тройка  итальянцев  заходят в храм. Так буднично и просто. Они привыкли жить в красоте и, кажется, не замечают всего этого. Ну каноли.. ну соборы.. ну статуи… так и живем…
И в ту минуту, когда дыхание переведено и весь долгий день усталостью опрокидывает  тело и душу, когда уже ничего не может удивить и тронуть, вдруг, в тишине  раздается торжественно-грустный  звук органа. И слезы сами выступают на глазах. 
6 часов вечера. Или 7… улицы переполнены людьми, пробками, криками. В магазинах аншлаг. На тротуарах столпотворение.  Кафе забиты. Палермо проснулся.
А мы утираем слезы расставания… пора… пора… в дорогу. В голове перемешаны места-еда-потрясения-магазины-фрески. Невозможно вместить все в белый лист. Оседают воспоминания как белый снег. И сейчас, смотря  в застывшую  холодную ночь, так хочется сицилийского солнца… и каноли.

   

Когда я стану умудренной жизнью и чуть-чуть седой и  куплю домик на Палермо, то обязательно приду на концерт этой певицы в шляпке с фиолетовым цветком. К тому времени она, конечно, станет супер-звездой! Я возьму у нее автограф и расскажу об одном  солнечном дне в Палермо среди зимы. Расскажу о песне, которая подарила мне счастье.
Счастье со вкусом ладана  и летящим в ярко-синее небо неотступным мотивом, о том, что жизнь прекрасна!


Рецензии