Артек, Артек, я тебя не забуду вовек!

       Я даже не могла поверить, что спустя почти 30 лет, я снова смогу побывать в сказке под названием Артек. Но это чудо свершилось.
       Я снова в Артеке! На 5 августа была назначена встреча. В этом году Артеку исполнилось 85 лет.
       Я взяла с собой на встречу дочку - она студентка 5 курса Воронежского архитектурно- строительного университета.   Мне хотелось показать ей те места, где ее мама когда-то была, тех людей, с кем мне посчастливилось работать.
     К моему удивлению, их оказалось немало. Это - Безлюдько  Александр, Уржумцева- Малярчук Любовь, Муклинов Андрей, Климова Валя, Бевза Татьяна, Троицкий Сергей, Никанорова -  Троицкая Татьяна, Артемьев Геннадий, Перминов Владимир, Вагнер- Онищенко Людмила, Торосян Карина, которые до сих пор работают в Артеке на разных должностях.
     На встречу приехали вожатые из разных уголков нашей Родины: Коля Иванов из Курска, Валя Тучина из Оренбурга, Оля Малякина из Волгограда, Виктор Махортов, Наташа Матвиенко из Воронежа, Аня Наумова из Новгорода, Маркина Нина из Челябинска, Айзятова Нурия из Тольятти, Люда Семенец из Новосибирска, Наркаев Николай с Машей из Липецка, Радаман Андрей с Викой из Минска, Зина Илямакова - Крылова из Москвы, которые в разные годы работали в Артеке.
       Нашим девизом, как и много лет назад, были замечательные слова:
                Пусть будет паролем для встречи навек
                Заветное гордое слово «Артек»!
       Студенткой 4 курса историко-педагогического факультета Воронежского государственного пединститута я проходила с мая по октябрь  1982 года практику в этом удивительном лагере.
  Начальником у нас была замечательная женщина- Полозкова Светлана Андреевна, старшим вожатым- Безлюдько Александр Михайлович. Мне посчастливилось работать в дружине «Полевой» с талантливым вожатым- Вагнером Володей, изучить опыт работы бессменного начальника, уникального педагога дружины «Лесная»- Васильева Евгения Александровича.
 «Артек»- была школа пионерского актива. Здесь действовали законы: «Не знаешь - научим», «Каждому пионеру - поручение»,
«Каждому отряду – интересное дело».
 Дежурства, уборка территории, выпуск стенной газеты, подготовка походов и экскурсий, вечеров и праздников…Ребята учились быть экскурсоводами, создавать кружки и клубы интернациональной дружбы, спортивные команды, проводить конкурсы, викторины, игры для октябрят, пионерские сборы.
      Выполняя эти поручения, ребята приобретали навыки организаторской работы.
        По традиции смена заканчивалась разговором «Чему я научился в Артеке?». Ребята заполняли анкету, рассказывали о том, что им дала школа пионерского актива.
       Вернувшись в свои дружины, артековцы становились настоящими запевалами пионерской работы.
     В «Артеке» проводились Всесоюзные слеты, фестивали, давались старты новым пионерским делам и акциям. Каждая смена имела свои особенности. Регулярно встречались активисты КИДов, юнкоры, знаменосцы и барабанщики, тимуровцы, вожатые октябрят, юнармейцы, участники спортивных состязаний «Старты надежд»…
            В каждой артековской дружине был один особый отряд. Он жил по тем же пионерским и комсомольским законам, умел весело смеяться и звонко петь. А как красиво танцевать и шагать строем- залюбуешься!
            Поднимался этот отряд еще до сигнала утреннего горна. И ложился спать намного позже отбоя.
             Приезжали и уезжали пионеры, но всегда на посту был этот отряд - отряд вожатых.
         
      Вожатых называли «ребячьими комиссарами». Они учили пионеров не только мужеству и доброте, смелости и чуткости…
У артековского вожатого очень много профессий: он- спортсмен, музыкант, художник, гид-переводчик… И каждая смена для него – работа и праздник.
       Из Артека очень трудно уезжать. Поэтому вожатые придумали  «угольки памяти»…
        Прощальный костер дружбы: отчет ребят о том, что сделано, что они узнали, чему научились. Праздник имел свой ритуал: каждый получает уголек из прощального костра. Пионеры поют прощальную песню композитора Юрия Чичкова:
            Подарите на память, товарищи,
            Мне живой уголек из костра.
  Звучит клятва: зажечь от этих угольков пионерские костры по всей стране.
                В Артеке была традиция «Бутылочная почта». Во время прогулки по Черному морю на теплоходе ребята опускали бутылки, запечатанные сергучем, в которых находились их письма с заветными желаниями.
                Артек- лагерь песен. Артековцы измеряли свои дороги не километрами, а песнями: от Артека до Симферополя- 30 песен, а до Севастополя-70! Наверное, никто на свете не ездил на экскурсии с таким веселым спидометром!
        Таким был Артек!
      А каким стал Артек спустя три десятка лет?
       При встрече с Артеком вновь, во мне возникли противоречивые чувства.
         С одной стороны мне показалось, что практически ничего не изменилось за эти 28 лет моего отсутствия в моем лагере Полевом. Те же корпуса: Ромашка, Фиалка, Незабудка, Мак, Василек, та же столовая Круг, та же костровая, тот же пляж на море, те же счастливые лица детей и вожатых…
          А с другой стороны- все другое: другие люди,  другая форма у детей и вожатых, другие песни, традиции, нет экскурсий в город-герой Севастополь, красавицу Ялту на поляну Сказок.
    Побывав на первом сборе в лагере Хрустальном, где работает начальником Безлюдько Александр Михайлович( он был у нас старшим вожатым), я была поражена задором, жизнелюбием, талантом современных вожатых. Саша (я позволю себе назвать его так) умело перенес традиции Полевого в Хрустальный, осовременив их. Да, я убедилась еще раз, что наши дети  талантливее нас и это здорово!
      Да, Артек переживает сейчас непростые времена. Поменялось руководство, нехватка денег, отдых только детей с Украины ( не считая Международной смены). В этом году в Хрустальном и Янтарном лагере отдыхали дети из 53 стран мира.
     Но я уверена, что  Артек будет расцветать, строиться, приумножаться новыми традициями. Красавица школа, аналогов которой нет в мире, детская «Новая волна», замечательные люди -яркое тому подтверждение.
   
       Мне дорого было услышать от дочери такие слова: «Мама, какой удивительный лагерь и люди, которые работали и работают здесь, а ты как - будто и не уезжала  отсюда». И не смотря на то, что ее будущая профессия не связана с детьми, ей захотелось поработать в Артеке вожатой. 

  Я уезжала из Артека с радостным чувством, что меня здесь помнят и ждут.

   Артек, я обязательно вернусь!!!!!

   Каруселью неслось разноцветное лето,
   Сколько счастья сбылось, сколько песен пропето,
   И, наверно, друзей я не встречу чудесней
   Увезу я с собой эту добрую песню.
               Буду долго грустить словно птица о воле
               Чтоб вернуться опять в наше полюшко-поле,
                Полюшко-поле…..

Артек, я обязательно вернусь!!!!!

Артек, я обязательно вернусь!!!!!

Артек, я обязательно вернусь!!!!!
               


Рецензии
Тамара, это просто чудо!!!
Я ведь тоже была в Артеке, с конца марта по май 1978 года в лагере "Горном", дружина "Янтарная", мне было 13 лет. А Александр Михайлович был нашим старшим вожатым.
Какое изумительнейшее Ваше творение!!! Столько всего всколыхнуло... и море, и запах кипарисов и лаврового листа... А костёр! А незабываемые прогулки по лагерю!!!
Благодарю Вас от всей души, что подарили такие теплые воспоминания детства!!!
Вдохновения Вам, счастья и любви!
С теплом души,
Мила)

Мила Полынь   11.04.2016 21:34     Заявить о нарушении
Мила, дорогая, я очень рада, что нашла еще одну артековку!Артек - это чудо!Он дарит нам бесконечные встречи и притяжения!Как сложилась ваша судьба? Какое влияние на Вас оказал наш любимый Артек!Мила, вы есть в соцсетях?У меня в Одноклассниках много интересного об Артеке!Приглашаю в гости, а точнее в друзья!

Тамара Шигина   13.04.2016 19:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.