Христианство и Хризалит

"Бесконечность - не предел!"
("История игрушек")


Иисус,
стоящий в лодке,
в белых одеждах,
плывущий по реке...


Мы порой не замечаем
В странную игру играем:
Вечность делится на интервалы короткие, -
Нового мира стройки...
Нужно нам успеть
И о ежедневной «еде» радеть,
И на будущее запасать,
И от «посторонних» «добычу» защищать,
К тому же в этой игре,
"Как на грех",
Поддавки - проходнее всех,
Христианская мораль побеждает
И силы верующим добавляет!



точка - целого мира воплощение,
точка - начала координат зарождение,
точка - графиков несть числа,
точка - плоскость, и не одна;
и две точки, как в неэвклидовой геометрии,
не охватят бесчисленность вселенскую;
точка - будущего воплощение,
да и прошлого в пространстве отражение;
так душа - с точки начинается
изменяется, во что-то превращается!
...
но вот, появляется
замкнутый и ограниченный компакт -
"и тем не удовлетворяется,
и другое - не так"!
...
от континуума до атомизма
варьируется восприятие жизни!




Со времён бессознательного детства у Хризалит остались воспоминания о первом и единственном в детстве посещении действующей православной церкви как что-то из древности, - вместо электрического света свечи и полумрак.

Первый раз Хризалит увидела крестик, когда один мальчик в начальной школе похвастался им перед другими детьми и почему-то сказали, что как октябрёнок он не может его носить. Это было не совсем понятно. С другой стороны Хризалит подумала, что это потому, что он мальчик, мальчики не должны носить украшения, но ей, как девочке, это было бы позволено, раз уж нельзя пока красить губы помадой и ногти лаком. Родителей аргументы не убедили.
Хризалит припомнила как в детсадовском возрасте, когда их повели смотреть диафильм про чертей, наказывающих грешников в аду, кто-то из воспитательниц пришёл в ужас, что это непедагогично, и, когда дети стали рассказывать, что они поняли из этого фильма воспитательнице, Хризалит сказала, что уже видела этот диафильм дома. После этого к ним домой пришли, строго задавали вопросы родителем, кого они хотят воспитать. Диафильмы "изъяли", слёзы делу не помогли.
Хризалит тоже вспомнила книжку со смешными картинками, которая была дома, на одной из картинок был шпиль ГЗ МГУ, "протыкающий" облако, на котором сидел Бог и это всем даказывало, что небеса никем не населены, ведь все летали самолётами и могли убедиться в этом своими глазами. Значит, ад и рай - выдумки неграмотных людей прошлого.

В Ленинграде Хризалит запомнился Исакиевский собор прекрасными бронзовыми статуями наверху и видом со смотровой площадки, подниматься на которую нужно было долго и даже трудно по винтовой лестнице. Экскурсовод рассказывала, что для того, чтобы позвонить в колокола нужно было подниматься по этой лестнице. Запомнилось также, что экскурсовод, указывая на огромные двери назвала их "золотые врата", все начали спрашивать, почему они не из золота, экскурсовод сердилась и не могла толком объяснить.

В Поволжье, путешествуя на теплоходе Москва-Астрахань-Москва, они видели прекрасные деревянные церкви, было видно, что делали их с большой любовью. Также они посетили в каких-то городах отреставрированные церкви и увидели фрески, было удивительно, что это просто практически известь (которой, как говорили, нужно красить/белить заново каждый год) и что туда добавляли яйца, все спрашивали, сколько яиц пошло на всё фрески и удивлялись этому. Хотя что удивительного, если заклеивая окна на зиму они дома часто использовали сгущённое молоко ("сгущёнку").
В московских и ленинградских музеях были выставлены иконы. Они напоминали детские рисунки, выполненные на дереве. Может быть потому, что они были очень древние и в ту пору люди ещё не научились писать картины. Мадонна с младенцем на руках была часто исключением из правила - другие иконы были мрачно-пугающие, после них современное искусство выглядело радостным и счастливым сооцреализмом. Наверное, все были счастливы, что времена "мракобесия" прошли.

Из всех святых Хризалит запомнила только рассказы про княгиню Ольгу, у которой была печальная история с мужем, после которой она приняла православие, а вслед за ней и другие русские; и про Николая-Чудотворца.

В средних классах школы Хризалит прочитала книгу про валдайские колокольчики и мечтала, что когда станет взрослой будет коллекционировать маленькие колокольчики.
В другой книжке она прочитала про пионеров, обнаруживших спрятанную икону, из которой сделали табурет и уничтоживших её и всё же это было странно, ведь это как музейная реликвия. Отец говорил что-то о том, что лучше уж сжечь, чем задницей на икону садиться, да и в самом деле!
В это же время Хризалит с мамой поехали навестить бабушку в Иркутской области, но оказалось, что бабушку просили пожить в доме молитвы в районном центре, Зиме, было странно, что бабушка живёт в церкви. Когда они с мамой приехали в Зиму и это оказался ничем не отличающийся дом, правда, немного суровый на вид - ничего лишнего, Хризалит немного удивилась. Кто-то ей объяснил, что в Сибири вместо Церкви - Дом Молитвы, в которых собираются баптисты, поскольку религия запрещена, те, кто не изжили ещё это, пожилые бабушки, которые живут по старинке, собираются вместе и поют песни, уже без икон, которые теперь в музеях; что в Сибири, которую осваивают и заселяют активно только с приходом советской власти церкви уже не делали. Они с мамой пробыли совсем недолго у бабушки в доме молитвы, но Хризалит и такой краткий визит запомнился, - как-то бабушка сидела на крыльце, Хризалит присела рядом и бабушка, глядя на небо, вдруг спросила, как на такой маленькой луне помещаются космонавты, Хризалит остро посочувствовала всем пожилым людям, которые не ходили в школу, как при советской власти стало возможным, и ничего не знали об окружающем мире. Конечно, тогда понятно, как могут люди до сих пор верить, что Бог сидит где-то на облаке. Позднее бабушку привезли на Крайний севере, они с Хризолит спали в одной комнате и по утрам бабушка пела тоненьким и довольно приятным голоском какие-то религиозные песи про Иисуса, плывущего в лодке по реке. Бабушка всё время аж плакала, просила маму найти ей какую-то работу в доме. Хризалит думала, что религия - не так уж и плохо, раз помогает людям быть трудолюбивыми и не сидеть сложа руку, даже в старости. Когда бабушка уехала, в серванте обнаоужилась настоящая Библия. Хризалит вспомнила прочитанные книги, в которых молодые девушки обычно проводили время благочестиво читая Библию в дальних поездках, вспомнила вопросы, которые у неё возникли, когда листала "Забавную Библию" - антирелигиозную пропаганду - и как-то быстро прочитала всю Библию, пропуская только длинные перечни у кого кто родился. Экклезиаст был вполне современен, интересная философия; Песнь песней удивляла, что была отнесена к религии, в советские годы школьникам не позволено было бы такое читать (в книге Льва Кассиля описывалась очень хорошо доревлюционная школа, в которой Библию учили практически наизусть); Новый завет объяснял, почему религии запретили в советские времена, ведь там призывалось быть как птички небесные, как пещерные люди, не работать.

В студенческие годы Хризалит с бой-френдом в Томске однажды пошли смотреть фильм в кинотеатре, в котором показывали, как парень борется за свою девушку и вырывает её из цепких рук баптистов-сектантов. Когда после просмотра они стали обсуждать фильм, бой-френд вдруг сказал, что он бы тоже так сделал, не дал бы Хризалит пропасть среди сектантов-баптистов; Хризалит вспомнила бабушку, дом в Зиме в котором она жила (Дом молитвы), её песенки, вполне добрые и полные светом и ужасно рассердилась на такие заявления, они долго препирались. Когда они были с бой-френдом в Новосибирске один день и была как раз Пасха, они вместе зашли в церковь и были удивлены электронным табло с надписью "Христос воскресе!" в церкви. Традиционная церковь не вызывала никакого протеста у бой-френда, почему-то.

Бросив учиться на мехмате ТГУ, работая после этого на Крайнем севере, вступив в КПСС, Хризалит по-новому взглянула на комсомол, комсомольскую работу. Были времена Горбачёва, активно шла антиалкогольная работа, комсомол основное внимание уделял помощи молодёжи проводить досУг трезво, устраивая безалкогольные вечера. На учёбе в Амурской зональной комсомольской школе (АЗКШ) Хризалит была как раз опять на Пасху. Кто-то предложил сходить в церковь и посмотреть крестный ход, это было от чистого сердца, как оказалось, большинство активистов-комсомольцев не видели ничего зазорного в том, чтобы верить в Бога. Тогда они не пошли в церковь, но в это же время кто-то принёс в комнату пластинку с колокольными звонами разных звонниц и это была просто потясающая музыка, которая будила какие-то глубинные скрытые от самой себя возвышенные чувства!

В это время появилась серия статей в газете о семье староверов Лыковых, которых случайно обнаружили, как в историях с Тарзаном, в глубокой тайге Красноярского края, которые ушли от мира ещё до революции. Староверы всегда вызывали почтительные чувства, их приверженность истине, вплоть до самосожжения не могла не вызывать почтения. Ещё в школьные годы в учебниках была картина "Боярыня Морозова", которая не меняла свои убеждения даже под гнётом насмешек и угроз! Староверы были как революционеры, гибнувшие за двоеперстие как революционеры гибли за красный флаг. Да и Иисус Христос был тоже революционером своего времени, призывавшим к равенству, как общинная Россия древности (Новгород)!

Поступив в МГУ, живя в Москве, Хризалит как-то прочитала проповедь отца Меня, призывавшего к объединению христиан разных концессий. Это было очень радостно слышать, Хризалит глубоко верила, что не только христане, а и вообще все религии в скором будущем объединятся и не будет позорных "крестовых походов" древности. Хризалит поступила в заочный гуманитарный университет на специальность социальная работа, в то время основную потребность этой специальности видели в том, чтобы снять сресс у тех, кто обманутый верой в справедливость войны в Афганистане участвовал в военных действиях. Стали приходить посылки с книгами, которые в основном были посвящены толкованию христианства, это было что-то новое и Хризалит с удовольствием читала. После странной гибели отца Меня пыл её охладел, не так-то просто всё было в реальности, какие-то силы противодействовали эйкуменизму, так кажется это называлось, таких как Мень. Тальков, который пел в те времена песни как отражение настроений перестройки в умах, давал концерт памяти Меня, Хризалит сходила на него с подругой; вскоре после этого погиб и Тальков, что опять же подтверждало, что противодействие взаимопониманию религий очень сильно.
В эти же годы мама Хризалит очень хотела покреститься, ей было неудобно идти одной, она всегда была коллективистка, поэтому она стала уговаривать Хризалит тоже покрестить вместе с ней. Хризалит согласилась, правда, больше ради мамы. Действительно, мама была права, когда боялась идти одна, - к Хризалит священник отнесся спокойно, а маме как-то осуждающе сказал, что ж в столь поздние годы она решила креститься, мама вся трепетала от страха.
Покрестившись и всё ещё мало зная о традициях христианства, Хризалит, увидев объявление, приглашающее на курсы экскурсоводов по христианским храмам Москвы и Подмосковья, сразу захотела пойти на эти курсы. Кроме лекций, которые были очень интересны, Хризалит читала много сама. Они сами проводили учебные экскурсии, особенно интересно была экскурсия в Загорск (Сергиев Посад), Хризалит всей душой нравился Сергий Радонежский и его жизнеписание на старославянском. Она даже купила книгу-учебник для детей по старославянскому, с удовольствием её прочитала и отправила племяннице. В это же время у неё появилась книга - легенды, посвящённые христианству, простого люда, собранные Афонасьевым.

В старинных русских сказках
Всегда были бродяги.
Они стучали в двери,
И в равенство все верили:
Ведь в сердце Бога - место
Для каждого, известно.
И даже больше сказывали
Как Иисуса-бродягу показывали,
Проверяя паствы душу,
Он ищет самых радушных,
Отзывчивых и добрых,
Сострадающих бездомным.

На курсах экскурсоводов по храмам Москвы и Подмосковья изучали все ветви христианства, правда очень сконцентрированно, за ограничением учебных часов. Экскурсию в Истру и Новоиерусалимский монастырь учащиеся писали сами, каждый получил свой "отрывок". Было удивительно узнать, что появление Новоиерусалимского монастыря объяснялось тем, что Москва и Иерусалим находились на одном меридиане.

Примерно в это же время у Хризалит появился бой-френд - еврей, который даже уехал учиться в иудейский "монастырь" и по возвращению на некоторое время в Москву немного рассказывал о иудаизме, с его слов Хризалит узнала, что Тора и Ветхий завет Библии - это одно и тоже, а фраза о том, что Ева появилась "из ребра" Адама была неправильно переведена, правильнее было перевести, что Ева - половинка Адама, как-то так.

Хризалит старалась знакомиться со всеми доступными верами и духовыми практиками, и всё же ей больше по душе был Центр Шри Чинмоя, который не тянул одеяло на себя, утверждая, что только индуиз, Шри Ауробиндо, Шри Чинмой - единственно верная истина, а говорил, как когда-то отец Мень о едином истоке уже всех религий мира, не только христианства, поощряя ищущих ходить и в Православные храмы.

На последних курсах обучения в МГУ у Хризалит появилась подруга, родом из дворян дореволюционной России, отец которой был кандидат наук, мама тоже была высокообразованная, работала в МГУ; Хризалит была поражена, попав к ней в гости - отец подруги ещё с советских времён собирал и реставрировал иконы. Любимым святым подруги был Николай Чудотворец. На дне рождении подруги Хризали познакомилась с её отцом, который, как на экскурсии, показывал им иконы и рассказывал о труде реставратора. Лики святых писать имел право только высокодуховный человек, отец подруги чувствовал, что его дочь чище, чем он и как-то иногда доверял ей писать лики святых на реставрируемой картине.
Мама подруги любила и коллекционировала гжель, увидев гжель Хризалит ассоцировала её с видом святого источника, как в Сергиевом Посаде.
Ещё в "зоналке" (зональной практике почвоведов) Хризалит удивил круг друзей новой подруги-однокурсницы, казалось, она сознательно выбирает самых отчаяных парней - нарушителей спокойствия. Одним из таких "неугомонных" был Борис Т. Ещё на одной из первых стоянок в "зоналке" он умудрился уснуть на дежурстве у костра и чуть не обгорел. Потом, позже, автобус, в котором он ехал внезапно начал дымиться прямо под ним, все начали кричать, что не поедут с ним в одном автобусе, но он не обижался на это. Однажды Хризалит, сидя у костра рядом с Борисом Т., вспомнив томскую студенческую "картошку", как они грелись у костра под проливным дождём, сказала Борису Т., что шишки, когда сгорают в костре, похожи на розы, и стала собирать и кидать в костёр шишки. На что Борис каким-то "трансовым" голосом сказал: "Я так тебя и запомню - девушка, которая любила бросать в костёр шишки...", это звучало мистично-апокалептично... На последних курсах Борис Т. как-то внезапно изменился, стал адептом про-американских баптистов и пользовался у них, видимо, заслуженным почтением/уважением, со слов нескольких девушек, которым он был как пастырь в непростой системе иерархии баптистов. Эти девушки как-то пригласили Хризалит к себе в гости в ГЗ МГУ и стали разговаривать о религии, убеждая сагой, что христианство - это как невидимый глазами мостик над пропастью, надо просто представить себе, что он есть и смело шагнуть в бездну! Это было черезчур, куда до полёта фантазии приземлённым почвоведам!


В музыке представлениям Хризалит о Христианстве больше всего соответствовала органная музыка Баха и светлые песни БГ "Под небом голубым есть город золотой" и "Серебро Господа моего"...
Хотя в православных храмах всё, даже купола, были золотыми, для Хризалит христанство представлялось больше всего соответствующим серебру; и из минералов, пожалуй, нефриту.

Муж Хризалит как-то сразу сказал, что он атеист, это успокаивало, что как татарин, хоть и иностранец, он не будет пытаться сделать из неё мусульманку. Когда Хризалит поняла, что ждёт ребёнка, ей очень хотелось сходить в церковь на Воробьёвых горах, она предлагала подруге, которая тоже ждала ребёнка, сходить туда вместе. Они почему-то всё время откладывали, говорили, что беременным нельзя ходить в церковь, Хризалит это удивляло, и когда уже договорились, что точно пойдут, это было в воскресенье, проснувшись утром Хризалит почувствовала себя немного странно, позвонила подруге договариваясь пойти позже или на следующий день. В тот же день поздно вечером родился сыночек.

Слушая от других студенток и аспиранток МГУ, что детей нужно покрестить, это придаёт им здоровья и счастья, Хризалит опять всё откладывала это в Москве. Ей хотелось, чтобы крёстной мамой была её подруга Самира, у которой мама была русская, работала в МГУ, а отец был азербайджанец, дальний родственник главы Лукойла. Хризалит очень радовалась всегда общению с Самирой, это поднимало настроение, и другой крёстной мамы не представляла. Когда она попросила подругу быть крёстной мамой сына, Самира ответила как-то неуверенно, что сама не крещённая и не может ею быть. Приехав сразу после этого в Томск, Хризалит поддалась уговорам родителей и хотела крестить сына, крёстным отцом сына согласился быть брат Хризалит, хотя он сам был не крещённый и крестился для этого одновременно с сыном; Хризалит хотела попросить подругу из Северска стать крёстной мамой, но она была где-то в походе с детьми. Так и не найдя крёстной мамы, сына всё-таки покрестили, спросив по телефону разрешения у мужа/папы, который не возражал. Вернувшись в Москву, Хризалит немного расстроилась, когда ей позвонила подруга Самира и сказала, что теперь уже может быть крёстной мамой, так как сама уже крестилась... В Томске после крещения батюшка дал сыну конфетку и разрешил им, поговорив с отцом Хризалит, посмотреть ещё закрытый на ремонт второй этаж храма. Сын и Хризалит поделились конфеткой пополам и только после этого Хризалит в изумлении увидела фантик, название конфетки было "Радий", просто потрясающе! Сразу после крещения у сына резко поднялась температура, нужно было уже уезжать в Москву, Хризалит непонимала причин болезней и давала сыну коллоидное серебро - "Князь Серебрянный" - которое взяла на всякий случай с собой в дорогу. Температура у сына быстро прошла. После крещения сыну выдали официальный документ, когда  и где он крестился; позже, уже живя с папой в Вашингтоне, сын попросил отправить ему по почте этот документ.

Что-то разлаилось в жизни Хризалит, в какой-то момент, в обиде и непонимании мужа, она вдруг сильно устремилась "уйти в монастырь", мысль возникла как-то спонтано. Перед этим однажды поздно вечером, почти ночью, ища духовной поддержки, она пошла в церковь на Воробьёвых горах, почему-то считая, что церкви работают круглосуточно, очень удивилась тому, что всё уже закрыто. С горечью, Хризалит подумала, что милиция, напротив, работает круглосуточно... Устремившись "в монастырь" Хризалит сразу после работы поехала в монастырь, который первым всплыл в памяти, - Свято Данилов, хотя он был мужской, но там могли подсказать куда ехать; в переходе метро она почему-то остановилась возле киоска и долго рассматривала косметику, ища коричневый карандаш для бровей и ресниц, и только спустя несколько минут спохватилась, что он уже ей ни к чему... Войдя на территорию монастыря, она удивилась тому, что так людно, подумала, что это ведь и официальный центр
православия. Только спустя какое-то время Хризалит узнала, что как раз было Крещение. Немного сбитая с толку, она решила пойти исповедоваться, надеясь услышать совет как самой исправиться и спросить о женских монастырях. Она долго стояла в очередь на исповедь, когда подошла её очередь, рассказала батюшке, что у неё проблемы в семье, взаимное непонимание; батюшка сразу же спросил, крещённый ли её муж, услышав, что не крещённый, тут же сказал, что в проблемах вина только мужа. В душе Хризалит поднялась буря, ведь даже любой психолог всегда посоветует хоть чуть измениться самой, если хочешь взаимопонимания. Сердитая, она вылетила на во двор монастря, уже забыв и думать "уйти в монастырь", забыв, где выход обратилась с этим вопросом к проходившему мимо монаху; монах спросил её что с ней стряслось, она рассказала; монах остановился и долго разговаривал с ней, хотя был очень легко одет и было довольно холодно, она сказал запомнившуяся Хризалит фразу "Благодать уходит из Церкви", а в завершении беседы вручил ей несколько книжек, которые нёс для кого-то на встречу... Вернувшись домой, спустя некоторое время Хризалит узнала ужасную новость, что Алексий Второй "благославил" войну в Чечне... После этого как-то поздо вечером Хризалит сложила в сумку Библию и "Мифологический словарь", пошла к Вечному Огню на территории МГУ и положила их в Вечный огонь, молясь по-своему, чтобы они очистились от скверны. Подошли две молодые студентки и весело спросили: "Что, жгёте учебники после успешной сдачи экзамена?", Хризалит ответила от неожиданности: "Да!", хотя сама чувствовала себя как "Маленькая Баба-Яга" в конце книги Пройслера! ("... Как огонь всю боль очистил От злобы людской немыслимой, И всё же тоска осталась: "Зачем я на Земле воплощалась?! ..."")

Некоторое время спустя, когда муж и сын Хризалит собирались ехать в Америку, продавая квартиру в Воронеже и думая, что некоторое время ещё поживёт где-то в Подмосковье, Хризалит начала раздумывать, какой город в Подмосковье ей больше по душе, Сергиев посад как-то успокаивал и "убаюкивал" душу, она нашла объявление о продаже квартиры из окон которой видна Троице-Сергиева лавра, созвонилась, поехала смотреть. Сам город был какой-то твердыней, казалось годы строения капитализма его не затронули, всё напоминало чем-то городок из "Понедельник начинается в субботу" Стругацких. Пожилая женщина, продававшая квартиру рассказала, что их семья живёт на этом месте со времён деяний Сергия Радонежского, позже на месте их дома стали строить многоэтажку и им дали в ней как раз эту квартиру, которую она собиралась продавать, поскольку её дочь уже уехала в США и она сама собиралась туда переезжать через некоторое время.. У Хризалит всё время в душе был вопрос подсознания - как отнесутся к ним, русско-татарской семье - в сердце православной Руси - Сергиевом посаде? Одним из наиболее воспеваемых деяний Сергия Радонежского была оборона от монголо-татар, если судить по литературным источникам. Женщина, продовавшая квартиру не выразила ничего по этому поводу. Однако, спустя некоторое время позвонил её агент и сообщил, что она срочно уезжает в США, поэтому сейчас не успевает даже заниматься продажей квартиры; Хризалит вернула, в обмен на задаток/аванс (что не одно и тоже), договор, написав на нём вопрос в сердцах: "Сколько стоит купить один кирпич из стены плача в Израиле?"

Восстановившись после декретного отпуска в аспирантуру социологического факультета, как хобби, хотя и по работе, и по теме диссертации нужно было писать о маркетинге, Хризалит в контексте христианства интересовалась двумя темами, которые казались как-будто вечные:
Апокалипсис, на теме которого была масса спекуляций в разные времена; и бдсм, - "Ударили по одной щеке - подставь другую", трудно было поверить, и всё же смирение и всепрощение, казалось, размыкают замкнутый временами круг бдсм.
Апокалипсис довольно часто ожидали массы даже не слишком богобоязненных людей в какие-то круглые даты, как, например, 2000 год, начало нового миллениума, ознаменовавшийся страхом "Ошибки 2000 года". И та, и другая дата активно переосмыслялись как в книгах Фрая, так и в художественной галлереи М.А.Гельмана. Как это обычно бывает со славянами, которые сначала отрицают что-либо и постигают только через отрицание, Хризалит то казалось, что в этом есть что-то продвинутое, то казалось началом пропасти анархии и мирового хаоса.

На последнем году обучения в аспирантуре Хризалит на каком-то из семинаров Российской социальной сети после своего доклада познакомилась с референтом одного православного архиепископа, который производил впечатление человека монументальных взглядов, который имел сформировавшееся мнение по многим вопросам современности. К тому же, как выяснилось, он тоже жил в г.Мирный Якутии-Саха, был земляком Хризалит.
Когда муж и сын уехали в США и Хризалит осталась одна, она опять стала "ищущей", интересовалась одновременно и посещением Центра Шри Чинмоя, и основами Православия. Однажды она позвонила референту архиепископа по какому-то внутреннему импульсу. Он сказал, что может провести беседы с учащимися МГУ об отношении Православной церкви к компьютеру и Интернет. Хризалит обратилась в студсовет МГУ с просьбой предоставить помещение, расклеила объявления с приглашением на лекцию, и всё же никто не пришёл, они с референтом разговаривали о теме бережного отношения к любой органике, даже к нефти.


Углерод очень редок на Земле,
А жизнь органическая - редкость вдвойне.
Как тонкая плёнка - биота,
Где жизни кипит работа.
Так в коллоидной химии
Поверхностно-активные вещества признаны.
Мы строим из кирпичей здания,
Используя то, что под руками,
Но золото бережём, -
Редко где его мы найдём.
Так углерод, наверное,
И биосфера - ювелирное изделие.
Каждая душа хочет воплотиться
И жизнью земной насладиться.
Родиться нам повезло,
Всем трудностям назло.
Так будем друг друга ценить,
Заботится и любить!


И всё же этот "первый блин комом" был не напрасным. Спустя некоторое время председатель студсовета обратился с вопросом как найти референта, потому что появились предложения вести специальный курс, посвящённый православию, для учащихся МГУ.
Он дважды озадачил и, признаться честно, разочаровал Хризалит: первый раз сообщив, что Православие поднимает вопрос о благостности сословности, что никак не совмещалось с христианством как таковым; второй раз сказав, что с точки зения православия семья должна быть единоверной и только чистокровно-славянской, как-будто выводя породистых животных "чистой линии" на выставку-продажу! Хризалит попросила знакомых, чтобы референту передали книгу о Мирном, напомнить об интернациональной культуре и толерантности родного края.


Переехав в Томск к родителям, Хризалит каждый день начинала с разговора с сыном, который жил в США. Однажды была православная Пасха, бабушка (мама Хризалит) велела ей непременно поздравить с ней сына, Хризалит сказала: "Христос воскресе!" по-английски, а сын ответил: "вау!". Это было неожиданно, молодое поколение даже к теме воскресения относились как к реальности, стало понятно, что это действительно начало нового Миллениума!

Мама Хризалит стала очень серьёзно относиться к Православию, оно помогало ей преодолевать недуги и верить, что в конце жизни - что-то светлое. Она могла часами слушать MP3-плеер с записями православных рассказов (житиё святых), Евангелием, и засыпая, и просыпаясь с ним. Как логичный конец, завершивший её земную жизнь, мама Хризалит умерла в ночь на Пасху, со всей однозначностью определив этим, во что она верила при жизни.

Уважая выбор мамы, Хризалит для себя и своей семьи предпочла бы дальнейшее построение рая на Земле - коммунизма, при условии возрастания толерантности религий, культур, рас, и даже видов... Духовной основой толерантности Хризалит считала атеистическую социальную экологию, дополненную индуизмом - верой в реинкарнацию и единую первооснову всего сущего, начавшуюся со звука ОМ, который произнесла Вселенная как младенец при своём рождении. Христинский ад и рай тоже занимали важную составляющую этого мира, как то, куда попадает душа перед следующей реинкарнацией. Однажды одна подруга - социальный философ сказала Хризалит интересную мысль: "Если бы человек жил вечно, он бы не развивался... так и остался бы первобытным!"


Рай на Земле коммунизмом называется,
Когда хотя бы базовые потребности удовлетворяются,
Конечно от энергетики тоже зависим,
И без союза равных он не мыслим!
Участие в управлении
И трезвое мышление -
Его составные части!
У каждого - сила власти!
Ад на Земле – раздор,
Подлость и позор!
Апокалипсис – разрушение Ада,
В котором нет никому отрады!
Апокалипсис и Коммунизм –
Минус и плюс бесконечности оси.
Ноль – их баланс и гармония,
Радость и мелодия,
Нам бы здесь задержаться!..
И это будет Социальной Экологией называться!..

Как-то во время президенства Путина Хризалит увидела по телевизору Путина и Алексия Второго обменивающихся яйцами Фаберже на Пасху. Сразу припомнились советские времена, когда совершенно атеистический советский народ массово продолжал отмечать Пасху, стряпая куличи и крася яйца. Всё, что знала об этой традиции Хризалит, было почерпнуто из песни:

"Сегодня яйца с треском разбиваюся,
И воздух радуя звенят колокола,
И пролетарии всех стран объединяются
Вокруг пасхального стола!

Все красят яйца в синий и зелёный,
А я их крашу только в красный цвет,
Ношу их гордо и высоко как знамёна,
Как символ наших будущих побед!"

Отец Хризалит утверждал, что это древнейшая традиция ещё с языческих времён - весенний праздник плодородия, который отмечают, чтобы будущий урожай был хорошим.
В этот день вместо "Здравствуй!" все приветсвовали друг друга "Христос воскресе!" и целовались.

В конце советских времён было, смущавшее умы советских людей, обилий разных вер, религий, как снежная лавина в жаркой и безводной пустыни. Постепенно всё же большинство пришли к традиционному и устоявшемуся во времени Православию, ведь, к тому же, в это время праздновали тысячелетие крещения Руси. Даже на Крайнем севере стали появляться православные храмы.

Удачный, твой небольшой храм
Сам Алексий Второй освящал!
Да, были времена,
От тебя зависела вся страна!
В наши же мгновения
Ты ей судьбу доверил!
Я помню сон из юности
Внезапный, яркий средь будней,
Что в Удачном - храмы индийские,
Белые и величественные.
Первое, что подумала,
Правда, не придумала,
Что если б это было так
Судьбу связала б на века
И ездить бы никуда не хотелось
Из такого волшебного места,
Не беда, что зимняя тьма,
Лишь окон горят дома.
Но в тебе и так волшебства хватает,
Это я теперь понимаю

И, всё же, атеистическое детство напоминало - как о чём-то светлом и здоровом - о взаимопроникновении и взаимообогащении христианства и индуизма. Когда Хризалит сказала мужу, что решила стать учеником Шри Чинмоя, муж написал целую серию сердитых e-mail, в которых говорил, что она должна выбирать веру, традиционную для России, как православие, например, либо, в крайнем случае, шаманизм, если её детство в Якутии-Саха повлияло на её вероисповедание; что, если Хризалит станет учеником Шри Чинмоя он с ней разведётся. Опять, как и христанство, казалось, что индуизм разъединяет её семью. Хризалит на эмоциях отказалась от своего заявления о приёме в ученики, говоря, что любая религия хороша только в том случае, если она объединяет семьи, особенно интернациональные семьи!

Моё частное о Христианстве мнение, -
Что оно отменило жертвоприношения,
Как Ветхозаветный крайний случай,
Когда Богу готовы пожертвовать самое лучшее, -
Собственного сына,
Так Новозаветная история это отменила,
Когда Бог-отец сам
Сына Христа жертвует нам,
Вино как кровь Христа и хлеб как тело
Человечество пило и ело!
Как у древних индейцев традиция странная
Обмена с их уничтожением подарками…
Пусть не повторяем ошибок снова,
Пусть к новому пришествию будем готовы!

***************

Что всегда в Христианстве удивляло -
Почему святые люди так странно умирали,
Все почти к святым причисленные
Имели насильственную кончину...
Даже возмущало, -
Как будто бдсм развивали
(Спорно что с чего начинается,
Мазохист ли, садист ли сначала появляется)
Вместо Креста традиционно-православного
Католическую Мадонну на цепочку одевала я,
Кресты на могилах
Стороной обходила.
Хотела священнику вопрос задать,
Стала размышлять,
Как вопрос сформулировать правильно,
Как бывает, вопрос ответ подсказал нечаянно,
Что, как в индуизме считается,
Святые люди без кармы рождаются,
Но до своего рождения
Сами выбирают карму для просветления
Уже не ради самих себя,
А ради Человека - Вселенной дитя.

***************

В Христианстве первое - покаяние,
Первое христианина деяние,
Читаешь примеры, в чём каяться -
Просто не нарадоваться!
Практически, в том, что вообще человек:
В том, что двупол вовек,
В том, что берёшь у природы,
отдавая ей неохотно,
В праздности и чревоугодии,
Лености и злословии,
Не говоря уж о том,
Что судят и человеческим судом,
Чтобы суд высший не напрягать,
Своими социальными силами что-то решать.

Говорят, гордыня - причина болезней душевных,
Как-то слушала объяснение,
Что гордыня и самоуничижение
Препятствуют человека просветлению,
Как две стороны одной монетки -
орлы и решки.
Моя гордыня родилась из покаяния,
Такого, довольно странного,
Когда, не найдя виновных,
Покаялась, но после пришла гордость,
Что каюсь во многих людей грехах,
Переступив через самозащиты страх,
Как ядерные взрывы,
Как войн души нарывы,
Как терроризм безумный,
Ведь, я - 'человек разумный'!

В детстве сердило "подрастёшь-поймёшь"
на любой вопрос "во благо ложь",
и сейчас - зачем-почему?
ответов не найду,
чтобы детям объяснить, -
необходимо Человека обвинить,
как существо разумное,
пониманию доступное!

Через пару лет от "глобального покаяния"
началось спонтанно проклинание,
в том числе, конечно, себя,
в мыслях разной Вселенной дитя!

***************

Не меньшая христианина работа -
усмирение плоти:
пищу однообразную вкушать,
о радости духа мечтать...
Чем индуизм отличен,
когда к вегетарианству привычен?
Не токмо в неделю два раза,
- всегда, и везде, и сразу!

От крайности к крайности шла:
С безовощного Севера жизнь начала;
Полное голодание три дня
для понимания себя;
Вегетарианство почти полное
для души удовольствия,
спокойной созерцательности
внутренней наблюдательности;

Потом подумалось мне,
нет, не "истина в вине",
а в "вине" как "ошибки" понимаемой,
работой исправляемой,
(уже как-то писала -
плотоядность работать нас заставляла!)
Что с прирученными животными будет потом,
Если все на вегетарианство перейдём???

И, всё же, раскулачивание
тем меня озадачило,
что от с/х труда
к соевому мясу перешла,
микробиологией в будущем создаваемому,
насколько по книгам доступно понимание,
что человечеству даёт
в питании сделать "революционный скачок"!

***************

Слушала внимательно,
Христианство - нестяжательство,
сребролюбие осуждается,
милосердие поощряется.
Другие религии - то же говорят,
как друг друга нам не понять?

Советский человек знал всегда,
что деньги - ерунда,
люди и то, что они создают, -
богатсво душе несут.

Крайний север, край алмазный,
вспоминается мне сразу,
ведь алмазы есть не станешь,
где ж продукты там достанешь?
Да и очень ты зависим,
кроме новостей и писем,
информации любой,
"что-то там с большой землёй?",
'материк' не посещать -
как в тюрьму себя загнать!

***************

Христианское целомудрие,
начиная с молитвы утренней:
"избави меня от лукавого",
признаться плохо понимала я,
хотя и индуизм
об этом говорил:
"как рыбки в подсознании
неприкаянные сущности чтоб плавали,
рябь не создавая,
спокойствию не мешая".
И всё ж "лукавая улыбка Ильича"
повторяла вся страна,
как что-то сердцу милое,
по-своему красивое.

Как пытливый ребёнок
каждый с пелёнок
своё тело для себя открывает,
"эрогенные зоны" невольно изучает,
по книгам, фильмам формируется
какое будущее сбудится.

Не только я,
также лучшая подруга моя,
насколько помню сейчас,
"Таис Афинская" формировала нас,
другие книги Ефремова.
В такое будущее веровала,
где тело - храм души всегда,
не только в юные года!

***************

Когда строишь рай своими руками
То не боишься, как бы из него не изгнали.
Гордость - грех? Когда гордишься сам!
Гордость и благодарность предков делам!
Кто строили рай в Сибири,
Кто на Крайнем севере первые люди жили!
Могу ли осуждать их за ошибки?
Боясь, что наследую убеждения и привычки?
Это даже мало от воли моей зависит,
И всё же хочу неистово в жизни,
Вернувшись в давно обжитые места,
Продолжать предков дела!
Все говорят - "ничто не изменишь",
Когда поддалась этой мысли на секунду поверив,
Из протеста хотела из жизни уйти:
"Живите как хотите, Всевышний, меня отпусти!"
Почему-то не отпустил,
Что смогу дальше жить решил!
Кто сказал, что природу человека не изменить?
Что, как обезьяны тогда жить?
Войны на почве разной веры в Бога,
Не просто только у каждого своя дорога.
Пусть даже слово толком не помню,
Эйкуменизм, предположим, слово,
Как отец Мень проповедовал,
Его мечту наследую!
Что ж, если это не реально,
Тогда - протест максимальный,
Как Шри Чинмой разрешение получил,
Красиво и благородно земную жизнь прожил,
Что это - последняя реинкарная на Земле,
Без Эйкуменизма? Согласна вполне!
Достаточно прогресса в мире физическом
Стараниями предков достигли мы,
Время измениться нам самим,
Если дальше двигаться хотим!
Разнотравье -
Борьба за существованье,
Большая часть семян погибает,
"Сильнейший лишь выживает"!
Искусственная среда,
Что человекам создана -
Как пшеницы посевы,
Максимально все дорастают до зрелости,
"Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор".
Единообразия страшимся в подсознании,
Хотя намного лучше 'кривые выживания',
Чем в разнотравья среде!
Быть может нужно не везде,
По крайней мере - в городах,
Разнотравье - лишь в диких местах.
Говорят - у всех законы разные(?)
Всё на Земле подвластно силе тяжести!
И другие законы есть,
Хоть сущностей живых не счесть!
Толерантность и Эйкуменизм -
Два моих флага на эту жизнь!
И награда от Всевышнего есть, не отнять:
Мужа встретила, сына могла чуть-воспитать!


Рецензии