Визитеры сна

«Подлинное познание человечества – это познание человека»
Александр Поуп

За годы моей практики, в череде депрессий, семейных драм и стрессов современной жизни, изредка встречались случаи, которые запоминались дольше остальных, но и они, с годами, стирались из памяти. Один из них, я, возможно, забыл бы, как и все остальные, если бы не его исход.
Холодным осенним днём, к нам в поликлинику, обратилась женщина с её шестнадцатилетним сыном. Ольга Валерьевна сказала, что её сын, стал бояться засыпать из-за кошмаров, которые он, по её словам, начал видеть около полугода назад. Из-за недостатка сна и постоянных кошмаров, он находился на грани нервного истощения. В школе его успеваемость снизилась, из-за чего её часто вызывали, но всё было безрезультатно. Она не стала обращаться к школьному психологу, опасаясь, что у сына могут возникнуть новые проблемы в школе ещё и из-за этого. После долгих раздумий, когда никакие отвары и другие не рецептурные средства не помогли, она решила обратиться к врачу. Случай был интересен тем, что подростку было шестнадцать лет, а период ночных кошмаров проходил, как правило, в более юном возрасте. Я попросил мать подождать в коридоре, а её сыну предложил присесть напротив окна. В глаза сразу бросились его огненно-рыжие волосы и темные круги под глазами, которые, из-за бледности лица подростка, выглядели отталкивающе.
- Меня зовут Олег Борисович, – представился я.
- Меня Вадим, – съёжившись и глядя перед собой, ответил парень.
- Вадим, ответь, пожалуйста, на вопрос. От ответа, во многом, зависит наше с тобой общение. Считаешь ли ты сам, что тебе нужна помощь? – обратился я к нему, желая увидеть невербальную реакцию на вопрос.
Вадим резко посмотрел на меня глазами полными мольбы и отчаяния. Ещё до того как он произнес ответ, я уже знал его.
- Да… Вы мне сможете помочь? – взволнованно спросил он.
- Помочь в чём, Вадим? – ответил я вопросом, чтобы он сам сформулировал свою цель.
- Я хочу избавиться от того, что вижу и просто спать… без всяких кошмаров, – отчаянно начав, тихо закончил он.
- Вадим, я тебе помогу, и ты будешь хорошо спать, без всяких кошмаров, – сказал я ему твердо, от чего он посмотрел на меня с искоркой в глазах.
Подросток промолчал и я продолжил.
- Когда у тебя начались сложности со сном?
- Около полугода назад, – задумавшись на какое-то время, ответил он.
- Расскажи мне, что именно тебя пугает во сне?
- Не знаю, это даже не ночной кошмар, как говорит моя мать. Я даже уснуть не успеваю, как начинаю всё это видеть, – зрачки Вадима расширились.
- Что ты видишь? – спросил я его, пытаясь узнать, сможет ли он перебороть страх при воспроизведении пугающих его моментов.
- Как только я ложусь спать, то ко мне в комнату приходят разные люди. То есть я их вижу и мне, почему-то, становится страшно, – ответил он.
- Эти люди пугают тебя? Они пытаются причинить тебе вред?
- Нет… Они не делают ничего такого, чтобы напугать меня специально. Мне просто становится страшно оттого, что они приходят.
- В них есть что-нибудь страшное?
- Вроде нет… не могу точно сказать.
- Опиши мне их, пожалуйста, Вадим?
- Даже не знаю, – начал он медленно, после раздумья, – иногда это женщина в белом, иногда кто-то ещё. Ничего такого особенного.
- Это молодые, взрослые или пожилые люди?
- Взрослые.
- Всегда?
- Да, всегда.
- Какой длины у них волосы?
- Короткие. Да, точно не длинные.
- Какого они роста?
- Не высокие, но и не низкие.
- Во что они одеты?
- Одеты… Не помню… Нет, не знаю.
- Они говорят?
- Нет.
- Сколько их приходит?
- Иногда один, иногда несколько, и когда я вижу их очертания либо чувствую, что в комнате кто-то есть, мне становится страшно.
- Тебе страшно оттого, что они в комнате? – с целью конкретизировать ответ, спросил я.
- Да. Я даже не могу объяснить, почему мне становится страшно. Я не могу позвать на помощь родителей и вообще ничего не могу сделать, – пояснил Вадим.
- Почему ты не можешь позвать на помощь?
- От того, что мне страшно. Я хочу кричать, но не могу. Не могу даже пошевельнуться, до того мне становится жутко от их появления.
- Вадим, ты видишь их только тогда, когда ложишься спать?
- Да, только тогда?
-Ты засыпать не у себя в дома, после того как ты начал видеть их?
- Нет.
- А в другое время, не тогда, когда ты засыпаешь, ты их видишь? – задал я уточняющий вопрос.
- Нет, только когда ложусь, – просто ответил он.
- Они что-нибудь делают с тобой или делают что-либо в твоем присутствии? – задал я контрольный вопрос, видоизменив его.
- Нет, просто стоят надо мной или ходят, – опять же просто сказал он.
- Как часто ты их видишь?
- Практически каждую ночь, – ответил Вадим, подняв на меня глаза, полные страха.
- Когда и почему они уходят? – задал я последний вопрос из первой группы.
- Я не знаю.
- Тебе удаётся заснуть?
- Только под утро, когда они уходят сами.
Картина выходила интересная. Шестнадцатилетний подросток практически каждую ночь видит в своей комнате людей, которые пугают его своим присутствием, склонившись над ним, но при этом, ничего не делают. Так же, он не может позвать на помощь. Это не кошмары, однозначно. Больше похоже на галлюцинации. Также возможно, что эти видения результат измененного состояния сознания.
Ответы Вадима на следующие мои вопросы дали мне информацию о том, что родители, его не бьют, каким-либо иным формам насилия не подвергают, травм головы у него не было, наркотики он не употребляет, головными болями не страдает и перед сном не переутомляется компьютером, телевизором или уроками. После беседы с его матерью, всё сказанное им, было ей подтверждено. Так же она пояснила, что ни Вадим, ни их ближайшие родственники, не страдают какими-либо психическими расстройствами. По тому, как она заламывала пальцы и прикусывала губу, во время разговора со мной, я понял, что она находится в отчаянном положении и крайне надеется на мою помощь.
Проанализировав всю информацию, я пришел к выводу – то, что видит Вадим, не является галлюцинациями. Во всяком случае, галлюцинациями от приема наркотиков. Данные видения так же не являются результатом его измененного состояния сознания, при котором, в сознании людей возникают какие-либо образы. Её ответы о том, что не было случаев, когда Вадим мог без всякой причины заснуть в любом месте и отсутствие подобных сообщений, с её слов, из школы, исключили так же нарколепсию, расстройство, при котором человек не может контролировать свой сон и в любой момент может впасть в него. При этом образы сна могут накладываться на реальность, все ещё воспринимаемую человеком. Это было хорошо, так как нарколепсия не излечима. Во всяком случае, пока.
На время, я оказался в тупике, но Вадиму и его матери необходимо было помочь.
- Ольга Валерьевна, вам с Вадимом необходимо будет прийти ко мне ещё раз. Так, давайте через неделю. При этом, Вадим, если ты ещё раз увидишь образы этих людей, постарайся рассмотреть их, запомни, что они делают и как исчезают. Но перед тем как будешь ложиться спать, рекомендую в течение двух часов ничего не читать, не делать уроки, не сидеть за компьютером и не смотреть телевизор. Пусть твой мозг отдыхает перед сном. Возможно образы, которые ты видишь, это результат малейшего переутомления перед сном.
После того, как они ушли, мать Вадима позвонила мне уже на следующий день и сказала, что, не смотря на мои рекомендации, Вадим вновь видел кошмары и не мог уснуть. Я попросил их прийти раньше назначенного срока.
Когда Вадим вновь сидел в моем кабинете, ничего нового о своих ночных визитерах, он добавить не смог. Вопросы о характере его сновидений, так же не дали чёткой картины тех кошмаров, которые он видит. Меня заинтересовало, а понимал ли Вадим когда-нибудь, что он во сне.
- Вадим, ты был когда-нибудь в состоянии контролируемого сна? Это когда ты понимаешь, что тебе снится сон?
- Да. До того, как я стал видеть тех людей, это было практически постоянно. То есть практически каждую ночь. Раньше такое тоже было, но как только я понимал это, тут же просыпался. А потом как-то смог … как бы это сказать… удерживать свой сон и оставаться в нём.
- Ты контролировал свой сон. Это и есть состояние контролируемого сна, а сновидения, при этом, становятся осознанными, так как ты сам решаешь, что будешь делать во сне, и что будешь видеть. Что ты делаешь во сне, когда понимаешь что это сон?
- То, чего человек не может в реальности – я летаю куда хочу и оказываюсь там, где хочу.
- Вадим, ты знаешь, я тоже пару раз понимал, что я нахожусь во сне и, так же как и ты, тоже летал. На мой взгляд, это самая потрясающая вещь, которую можно совершить во сне. Испытать то, чего никогда не испытаешь наяву, – я увидел как у Вадима горели глаза. – А когда ты стал контролировать свои сновидения?
- Чтобы уже совсем хорошо, то чуть больше полугода.
- То есть до того, как ты стал видеть тех людей?
- Да, – удрученно сказал он.
- А эти люди были во снах, которые ты мог контролировать? – пришлось задать этот вопрос, как бы странно он не звучал.
- Не знаю, были это они или нет, – задумавшись, начал он, – но на меня нападали какие-то люди, точнее хотели напасть, но я или убегал или улетал от них.
- Вадим, я правильно тебя понял, что во сне, который ты контролировал, на тебя хотели напасть люди, действия которых ты не мог контролировать?
- Да, – просто ответил он.
- В такие моменты ты пытался изменить саму обстановку, место, которое ты видишь во сне?
- Да, я несколько раз это делал. Всё менялось, как я и хотел, но эти люди оставались всё равно.
- Вадим, как ты стал понимать, что тебе снится сон? – решил я вернуться к началу.
- Не знаю. Просто как-то однажды я понял, что мне снится сон. Мне это понравилось, и потом я постоянно думал о том, чтобы такое ещё раз произошло. Когда я вновь понял, что нахожусь во сне, то постарался удержать его, так, чтобы не проснуться.
- Ты просыпался?
- Да, практически сразу же, но зато я почти каждый раз стал понимать, что нахожусь во сне, и каждый раз я мог всё больше и больше оставаться в нём.
- И как долго ты мог контролировать сон?
- Всю ночь. Потом все сны, которые я видел, я создавал сам.
- Вадим, ты каждую ночь создавал собственные сны?
- Да.
- Когда ты научился это делать? – продублировал я вопрос.
- Чуть больше полугода назад.
- Вадим, что стало происходить раньше – люди, которые тебя пугают своим появлением или люди, которые на тебя пытались напасть во сне?
- Не знаю. Это возникло как-то одновременно. Примерно полгода назад. Чем чаще я контролировал действия во сне, тем чаще я чувствовал, что в комнате у меня кто-то есть, а во сне на меня всё чаще пытались напасть.
- После того, как ты научился контролировать сны, тебе снились обычные сны? То есть без твоего вмешательства?
- Нет, я же говорю, я потом каждый раз понимал, что нахожусь во сне, и сам создавал свои сны.
- Когда это пришло, ты просыпался оттого, что понимал, что тебе снится сон?
- Нет, я контролировал весь сон.
Последнее обстоятельство, а также то, что шестнадцатилетний мальчик каждую ночь создавал свои собственные сны, на мой взгляд, было его фантазией. Я не обманул его, когда сказал, что пару раз я так же понимал, что мне снится сон. Но невозможно постоянно оставаться во сне, осознавая, что тебе снится сон. Да, можно продлить это состояние, но так чтобы контролировать все сны, каждую ночь и при этом не просыпаться. Мальчик явно увлекся этой фантазией. Я решил, что приглашу его с матерью ещё раз, для того, чтобы он описал мне сны, которые создаёт, но уже на том этапе, я сделал предположение, как помочь ему.
- Тебе удаётся сейчас поспать? – я задал вопрос, на который он уже отвечал при первом посещении.
- Да, под утро, когда те люди уходят.
- Это обычный сон или контролируемый тобой?
- Контролируемый.
- В этом сне на тебя продолжают нападать какие-нибудь люди.
- Да.
- Вадим, я обещал тебе, что помогу, и что ты будешь хорошо спать, и я действительно смогу тебе помочь, но для этого ты должен кое-что сделать сам.
- Что?
- Ты научился контролировать свой сон. В разумных пределах это здорово, как и большинство всего остального. Я считаю, что именно из-за того, что ты так сильно контролируешь свои сны, у тебя возникли сложности со сном. Сон нам дан для того, чтобы мозг отдыхал, а ты заставляешь его работать тогда, когда он должен и хочет отдыхать. Это всё равно, как если бы ты все сутки на пролёт грядки копал. Не сможешь же так, верно. Устанешь и дашь мышцам передохнуть. Вот и мозгу необходимо дать отдохнуть. Оставаясь же каждую ночь во сне в сознании, ты сам переутомляешь свой мозг и те люди, которых ты видишь, результат этого переутомления. Я предлагаю тебе ослабить контроль, а ещё лучше, отпустить его совсем. Пусть сон идёт своим чередом. Позволь себе заснуть, без попытки создавать собственные сновидения. Пусть тебе снятся сны, без твоего вмешательства. Вот тогда ты начнешь отдыхать по настоящему. Я понимаю, что это тяжело. Ты сейчас уже по привычке понимаешь, что сон это сон и тут же начинаешь его контролировать. Вспомни, как тебе было тяжело добиться этого состояния. Отпустить контроль будет легче, так как это естественное состояние человека. Сегодня ночью, когда уйдут те люди, дай возможно сну идти своим чередом, как бы тебе не хотелось вмешаться в него. После этого, у тебя будет здоровый сон и каждую ночь, ты будешь отдыхать всё больше и больше, и со временем эти люди, а точнее образы, вызванные переутомлением, уйдут, и всё будет по-прежнему.
Вадим невольно растянул лицо в улыбке, а во взгляде засияла надежда. После этого, он сказал, что постарается сделать так, как я прошу. Матери Вадима я сказал, что порекомендовал её сыну и попросил, чтобы они пришли через неделю, если ничего неотложного не случится.
Она позвонила мне через три дня и сообщила, что Вадим в больнице. На мои вопросы она пояснила, что сегодня утром она нашла Вадима в постели с открытыми глазами. Живого. Но он не просыпался. Она вызвала скорую помощь, и его увезли в стационар. От неё же я узнал, куда его положили. Аркадий Викторович, его лечащий врач, после того, как я связался с ним и рассказал о результатах своих наблюдений, пояснил, что Вадим находится в состоянии сна и не может самостоятельно выйти из него. При этом, судя по энцефалограмме, Вадим постоянно находится в состоянии быстрого сна. Мозг Вадима реагирует на внешние раздражители. Того, что я видел, не могло быть, но было. Какие сны, при этом, видел Вадим, знал только он.
Примерно через месяц после этого случая, я столкнулся с интересными фактами, при изучении проблем сна. С глубокой древности в фольклоре практически всех народов Земли встречается история о том, что демон приходит во сне к спящему и садится или давит ему на грудь. Человек от ужаса задыхается и не может ни крикнуть, ни двинуться с места. Этого демона изображали, также, в образе ведьмы. Художник Генрих Фюссли изобразил эти истории на своих полотнах «Ночной ужас», «Ночной кошмар», «Визит ночной ведьмы».
Современные исследования сна установили, что в тот момент, когда человек находится в фазе быстрого сна, ему снится сон. Мозг, для того чтобы предотвратить возможное дублирование тех действий, которые человек совершает во сне, парализует все мышцы тела. Это называется сонным параличом. Часть людей просыпается в фазе быстрого сна, но продолжает видеть сон и, при этом, мышцы по-прежнему находятся в парализованном состоянии. Таким образом, возникает смешанное состояние сознания. В этом состоянии человек видит образы сна и одновременно воспринимает окружающую обстановку помещения, в котором засыпал. Именно поэтому ему кажется, что он не засыпал, а сразу стал видеть образы. Так как мышцы парализованы, и человек не может ни кричать, ни двигаться, он начинает паниковать и испытывать чувство страха. Из этого состояния он выходит с моментом окончания сновидения. Тайна демона сна была раскрыта, но остались открытыми три вопроса. Первый: почему только отдельные люди просыпаются в период быстрого сна при отсутствии внешнего раздражителя? Второй: почему они продолжают видеть сон после пробуждения? Третий и самый таинственный: почему в этих снах у всех людей обязательно кто-нибудь присутствует, а сами образы одинаковые?
При отсутствии ответов, общее представление о проблеме имелось. Вадим, как и все люди, не осознавал момент, когда он засыпал. Когда ему снился сон, он просыпался, но, при этом, продолжал видеть сон. Одновременно его мозг воспринимал реальность. Поэтому Вадим думал, что образы к нему приходят до того как он заснет. Таким образом, картины сна накладывались на воспринимаемую обстановку, мышцы продолжали оставаться парализованными, как и во время сна. Из-за этого он не мог ни кричать, не сопротивляться.
Я знал, что Вадим уже более месяца не может до конца проснуться, по-видимому, продолжая оставаться в смешанном состоянии сознания. Именно это и не поддавалось никакому научному объяснению. Если его мозг продолжает оставаться в фазе быстрого сна, то, следовательно, он постоянно видит сны. Одновременно Вадим считает, что он не спит, и, поскольку, его мышцы парализованы, он постоянно испытывает чувство страха.
С учётом того, что я узнал от Вадима, возможная причина всего произошедшего заключалась в том, что Вадим действительно научился контролировать свои сны. Следуя моим рекомендациям, он попробовал ослабить контроль. Но, как и прежде, он стал просыпаться и вновь увидел своих визитеров. Испугавшись, Вадим принялся ещё больше контролировать сон и, каким-то образом, сознательно захватил власть над быстрым сном и чем больше он сопротивляется ему, тем дольше длиться сам сон. Следовательно, всё это время он видит кошмар. Вадим поверил мне, поверил моим словам, но, возможно, именно они привели его в то состояние, в котором он находится сейчас. Сколько бы научных открытий и в каких бы областях мы не сделали, возможно, сам человек, останется для нас самой большой загадкой и как же это опасно давать советы кому-то относительно того, как поступить в той или иной ситуации, не зная правильного решения. Но сейчас меня беспокоил Вадим. Как ему помочь? И главное, сколько он ещё сможет продержаться, если уже не сошел с ума?

«Сновидение – это мост, связывающий проблему,
которая стоит перед сновидцем, с целью, которой он стремится достичь»
Альфред Адлер


Рецензии