Ночные гости. Из сборника страшные истории

                Ночные гости.


- В былое время, дети мои, – изрек Гашим-дайи свою излюбленную присказку, выпуская изо рта вместе со словами  клубы смачного дыма самосада. - Приключился со мной невероятный случай. Аллах тому свидетель - это не сказка и не легенда. Истина!  Хотя, вряд ли вы поверите…
Дети мигом приумолкли. Да что там дети, взрослые  и то приутихли. Не каждый день можно услышать поучительную историю из уст мудрого старика. Богатый жизненный опыт за его плечами. Шутка ли сказать, без малого сто лет прожито на белом  свете. Много чего повидал он на своем веку. И уж если старик сам вызвался  рассказать что-либо занимательное, слушать его собирался  и стар и млад…
Аксакал между тем выждал мучительно долгую паузу,  истину  надо поведать не  спешно,  для убедительности.  Раскурил потухшую было трубку и продолжил.
Чабанил я как-то давно, в молодости, на пастбище “Сухая балка”. Пас общественную отару овец. В один из вечеров,  не помню точно число какое было. Помню, что была весна.  Так, где-то начало  мая…  Значит, как –то вечером загнал я свою отару в кошару. Хоть и был месяц май,  в это время года в горах по ночам прохладно, решил не оставлять овец на улице. Мало ли что может ночью случиться, град, снег, мороз…  Загнал я, значит, овец, а сам занялся ужином. Любил  я в молодости  варить чабанский хинкал с чесноком. Не каждая из вас, женщин, может похвастаться умением  приготовить настоящий чабанский  хинкал.  Знаете ли, такой  наваристый, с приправами,   чабрец или тмин. Сварить отдельно бульон из бараньего курдюка. В общем, о чем я … Простите, дети, старость. Увлекся хинкалом и никак не  вспомню,  о чем рассказывал...
- О том, что ты загнал овец в кошары…   
- Каких овец?
- Своих, вернее, общественных.  Гашим-дайи, ты рассказывал нам о том, что  в молодости   пас на пастбище “Сухая балка”   общественную отару и как-то весной…
- Вспомнил, вспомнил. Ну, так, значит, пока варил  себе еду, стемнело. Ночь  была ясная, хотя луна еще не взошла.  Дверь своей избушки я не стал закрывать. С детства у меня привычка спать на свежем воздухе. Да и страха я никогда в жизни не испытывал. А чего бояться? На огонь хищник не подойдет, а нечисть, шайтаны,  да будет вам известно,  боятся овец.  Мне об этом поведал мой отец, в чем и сам я в этом убедился позже. Над входом избушки, на всякий случай,  повесил лампу – “летучую мышь”. Жаль, вот   пса моего сторожевого в ту ночь не было пастбище. Напарник мой забрал в село.  К нему в курятник лиса повадилась. А пес мой, если бы вы знали, мог справиться с любым хищником, будь-то волк или рысь…
    Тут  Гашим-дайи  и вовсе переключился на повествование  о своей собаке, пока   кто-то из взрослых не выдержал.
- Гашим-дайи, что же было дальше в ту ночь, заждались слушать, как-нибудь в следующий раз расскажешь о  собаке.  Не утомляй. Продолжай.
- Ах, да, дети мои, простите. Увлекся.   Вот что случилось далее, в ту  ночь. Только я собрался было поесть, как неожиданно, будто бы из-под земли, передо мной появился чей-то силуэт.
Вечер добрый, сосед, -  произнес мой ночной гость, в котором я без труда признал свою соседку Сарижет. 
 И тебе того же, соседка, - отвечаю  на приветствие. А  сам призадумался. От села пешим ходом на пастбище можно добраться  часа за три как минимум. К тому же у  нее  дома дети маленькие, муж… Не подавая  и тени страха или изумления,   спрашиваю: “Ты откуда здесь? Как у нас говорится, где ты, а где эти места?”
   - Корову нашу не примечал здесь, Гашим? –  она мне, – Дети вечером проглядели ее. Пока искала ее окаянную, с пути сбилась. На полпути  затуманило  неожиданно.  Так и  не поняла, как оказалась поблизости “Сухой балки”.  Прямо за  оврагом туман также неожиданно рассеялся. И  мне стало как-то боязно. Чутьем, наверное, угадала что ты сегодня на пастбище. Набралась храбрости. Ты же не прогонишь меня? Могу я до утра остаться у тебя?… И  на душе тревожно,  как там муж, дети…
День был ясным. Никакого тумана не было и в помине.  Про себя думаю,  что-то не то говорит  моя “соседка”. Да и вообще, соседка ли она моя,  или шайтан хочет меня ввести в заблуждение?  Вслух же говорю:
- Что ты, Сарижет, проходи. Садись поближе к огню. Согрейся. У меня как раз к твоему приходу и хинкал сварился. Поедим вместе. Мне как-то, знаешь, легче с хорошим человеком ночь скоротать. А место поспать и подавно найдется. Хвала  Аллаху всемогущему.  Живем мы на его земле. А он, я думаю, не против будет.
Имя Всевышнего, как вы догадались, дети мои, я упомянул не случайно. Как вам известно, приспешники Иблиса боятся имени Господа нашего.  Наливая в миску хинкал, я как бы невзначай посмотрел в сторону гостьи. При упоминании имени Аллаха она, та, которая назвалась моей соседкой, вздрогнула. Лицо ее передернулось. Но тут же сделав вид, будто что-то обронила,  опустила  глаза в землю. И, знаете ли, платье на себе поправила, то есть подолом  ноги прикрыла. А мне  же  того и нужно было – увидеть ступни ее ног. От стариков я слыхал, и вам завещаю, если вы хотите распознать шайтана, принявшего облик человеческий, первым делом обратите внимание на ноги. Сколько бы Иблис ни пытался совратить род людской, но Аллах всемогущий  сделал так, что ступни ног у шайтанов, которые в отличие от людских  вывернуты наизнанку, такими же остаются даже после того, как они (шайтаны) принимают облик людской.  На первый раз перехитрил меня шайтан. Не растерялся я. Все так же делаю вид, будто и вправду это моя соседка. Расспрашиваю о семье, о делах, “о голоде, о холоде”. И хотя, она, вроде бы соседка моя, отнекивается, мол, спасибо, не голодно мне, говорю, ну хоть ложку для приличия хлебни. Сел напротив нее, на всякий случай,  беру  в руки ложку и вслух как заклинание произношу: “Бисмиллахи-рахманул-рахим”. Что тут с моей “гостьей” стряслось, дети мои! Вы, наверное, догадались, почему я произнес громко эти слова? Знайте же, где и когда бы вас не сведет судьба  с шайтаном,  за трапезой ли, да и вообще, чтобы невидимые слуги Иблиса не обжирались из вашей миски, произнесите как заклинание “Во имя Аллаха всемогущего и милосердного”. Эти слова – замок для уст шайтана. Ни один из них после этого не может в вашем присутствии раскрыть свой рот. Силится мой шайтан открыть свою пасть, щерится. Из горла его несутся хриплые звуки. А я тут как тут. Подскакиваю. Резко задираю подол его платья. Так и есть. Вывернутые наизнанку ноги. Не давая опомниться - хватаю из огня пылающее полено и в морду нечистому. Завыл шайтан, как души проклятых грешников, рванулся в сторону. Тогда я был молод, дети, сила была в руках моих.  Наматываю на другую руку космы врага человеческого и ну лупить и жечь огнем его лицо. Долго бил его. Вырвалась насилу моя “соседка”, оставив в руке моей огромный пук волос своих.  По скале отвесной, где и днем не каждый мог бы проползти, шайтан мой как ошпаренный, понесся ввысь. И наверху исчез, словно растворился.  Я отдышался…
Будто бы ветер прошел по притихшей   толпе. Заохали  и запричитали женщины. Кто-то из детей захныкал. Тут же на него шикнули, и “слабонервного” увели. Затем все снова стихло. Замолк и  наш рассказчик, словно наслаждаясь произведенным на толпу впечатлением. Тень сгорбленной фигуры старика в нависшей тишине при свете поднявшейся из-за вершины “Козьей головы” луны неестественно выросла и стала расти на глазах изумленных слушателей. И это был уже не сморщенный  годами старик, а герой народного эпоса, борец с врагами рода людского, с дивами и шайтанами.   Прошла мучительно долгая минута. Другая… Свинцовую паузу нарушил мерный храп. Уронив голову на грудь, Гашим-дайи спал.
- Гашим-дайи, проснись, проснись – загудела толпа. – Просим, доскажи, что произошло дальше.
- Что? Где? Кто вы такие? – встревоженный шумом старик долго тер глаза, не понимая, в чем дело, и что от него хотят услышать. Затем, спохватившись, прошептал: “Простите, дети мои, старость, старость. Заснул я маленько”. Однако тут же, крякнув по-молодецки, словно и не спал вовсе,  продолжил далее свое повествование.
- Убежал от меня шайтан. Словно  ничего существенного не произошло, я доел свой хинкал, расстелил бурку и … только лишь хотел сомкнуть глаза,  как вдруг окрестности огласил громкий барабанный бой, плач зурны и шум толпы людей. Глянул я в ту сторону, откуда несся этот гвалт и обомлел. Тьма тьмущая! Сонм великий. В нашем селе столько людей не соберется,  вместе со стариками и детьми.
- Вай, джан Гашим-дайи, неужто это правда? - Перепуганный женский голос нарушил монолог старика. - И откуда появились эти люди?
- Люди!? – Старик недовольно глянул в сторону “нарушительницы” - Какие люди, дура? Это были шайтаны! Видать, мой “знакомец” был среди них главным. Я его сразу признал. Он все еще был в облике моей соседки. Как  Теймур-ленг среди своих  нукеров, моя “соседка” шла во главе этого сброда громко взывая: “Эге-ге-гей! Где ты, Гашим. Выходи,  мы тебе невесту привели”. Я оробел, дети мои, не в шутку оробел. С одним шайтаном я управлюсь, может и с двумя, но с этой сворой… Но  не потерял я  самообладания, дети мои.  Крепко закрыл  изнутри дверь чабанки, подпер его  бревном к тому же.  И тут же  юркнул в лаз,  что вниз ведет в кошару к овцам. Как вы помните, я говорил еще вначале, что шайтаны остерегаются почему-то находиться среди отары.  Сам не знаю почему, но  это правда, дети мои. Только лишь успел я спрятаться, как до ушей моих донесся грохот, стук и шум. Шайтаны скопом вышибали дверь  избушки. Над головой моей, то есть на крыше кошары, словно разверзлись врата ада. Дробь барабана  ночное небо оглашала,  зурна звенела и топот ног в ушах стоял. Вопили черти и орали: “Выходи, покажись Гашим. Погляди на свою красавицу невесту”. Со стороны показалось бы, что они действительно справляли свадьбу. Скажу вам правду дети, хоть и не слаб я духом, но  все  же,  к стыду своему,  сдался.  От шума,  от ора  дьявольского  рода, я потерял сознание. Не помню, сколько пролежал. Проснулся от  знакомого до боли голоса: “Гашим, Гашим. Ты где? Откликнись! Заклинаю именем Аллаха. Отзовись”. То голос был напарника, который за два дня тому назад ушел в село. Услышав имя Господа, я ожил.   “Я здесь” – Кричу,  пытаясь вылезти наверх.  На крыше кошары что творилось? Избушка вся была разобрана по камушкам. Еда и скарб мой весь в грязи валялись. Эфенди (мой напарник)  ко мне: “Гашим, что тут случилось? Воры? Разбойники? Целы ли овцы?” Пытаюсь рассказать ему обо всем,  но  язык мой будто бы прилип к гортани.   Вместо слов, собрав в кулак остатки воли, я рукой указываю на следы шайтанов,  гляди мол, сам поймешь.  Эфенди  побелел как стена  и тотчас  вслух стал читать молитву.
Что было дальше, я не помню. Пришел в себя на третьи сутки дома. Эфенди, как потом, известно стало мне, посадил меня на лошадь,  привязав веревками к седлу, выгнал овец из кошары  и прямиком в село.  Такой был случай, дети мои, в былые годы. Закончил свой рассказ старик. Толпа еще немного пошумела, смакуя все детали чудной повести, и тихо рассосалась по дворам. Луна взошла и замерла над вершиной “Козья голова”, молочным светом освещая:  долину, овраги, село  и годекан с одинокой фигурой.  Старик Гашим-дайи  спал.  Прохладный ночной  ветерок  ерошил седую бороду аксакала.          


Рецензии
В детстве я обожала рассказы о шайтанах, только ноги говорили у них, как у козла. Я слышала от чабанов, что шайтаны приходят в облике человека к костру и смотрят в глаза, если отведешь взгляд, они точно тебя напугают.Очень интересно изложена легенда, старик рассказывает, засыпает, вызывает любопытство, эмоции у собеседников, им хочется дослушать до конца. Пастух засыпает, просыпается, ничего не забывает и как бусинки, продолжает нанизывать дальше свои вспоминания, а слушатели ждут. Теперешнюю молодежь ничем не испугаешь, такие фильмы смотрят, что у взрослых не выдерживают нервы. В аулах и дети и взрослые смотрят сутками телевизор, такого духовного общения детей и взрослых почему-то нет.
Спасибо, те ценности которые мы берегли теперь не имеют цену.

Дария Джумагельдинова   11.01.2013 16:29     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Герой данного рассказа имеет (то есть имел, его уже нет в живых) реальный прототип. В детстве я много историй слышал из его уст.

Фазил Дашлай   11.01.2013 16:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.