Шерстистая алчная завязь

Повесть посвящена известной певице, которая однажды, покидая мастерскую одного художника, оставила ему два надломанных окурка и тяжелую тушу тоски.

“Миллион, миллион, миллион алых роз...”

1.
- Если не остановить ее, она разрушит мир.
- Да бог с ним, с миром.
- Она разрушит меня!
- Да кто ж тебя разрушит? - всплеснули пухлые сливочные руки, готовые с трепетной любовью собрать разрушенное в подол.
- Красота безбожна! Вранье все, что она созидательна. Она истязает!
- Ты же сам говорил - красота от Бога.
- Но человеческие руки превращают ее в нечистоты! Чтобы она служила бесам!
Адам перевел дыхание.
- Она - как фурункул, как флегмона, черт ее побери. Красота не спасает мир, а хоронит. С библейских времен она превращает этот сраный мир в фарш. Красота - это лакомство, ради которого люди продали свое первородство!
- А, по-моему, человек красив, когда он влюблен, - светло и как всегда невпопад произнесла Цветкова. - Даже если любит безответно.
- Безнадежно влюбленный самец - патологическая личность.
- И женщина?
- Сучье племя! Патологическая личность, если любит без взаимности. Ее путь – месть и преступление. Красота - это страшный закон природы, свернувший ей шею!
- Я люблю тебя безответно, - печально произнесла Цветкова.
Адам произвел широкий зачеркивающий жест. Должно быть, он знал, о чем говорил. Хищно расхаживал он по мастерской: жадный, тощий, высушенный чаем и куревом, сжигаемый похотью. Злым, недобрым оком он глядел на листы ватмана, развешанные и разбросанные по грязному полу. С их девственной белизны на неряшливые стены мастерской, на кавардак мебели и всяких мало уместных предметов, из-за своей застарелости чуть ли не поросших мохом, глядело лицо милейшего существа. Что оригинал был более, чем прелестен, указывало на то восхищение рисовальщика, которое сквозняком веяло в каждом изгибе линии лица, плеч, упоение частями ее изысканно стройного тела.
Листов было много, и везде девушка была обнаженная, чуть прикрытая, но нигде - одетая. И везде разной она была - робко стыдливой пастушкой, беспорочной матерью в святости до краев, хмельной от похоти, с губ которой стекает пунцовыми каплями порок. И на всех оставалась она хороша. Чертовски. Глядя на такую, большинство сочтет себя калеками. Рисовальщик натурой не просто овладел - он насытился ею до отрыжки. Но вороний глаз его оставался голодным. Он вышагивал нервно по мастерской и судорожно грыз ногти.
- Как  ты можешь так говорить, Адамчик?
Это снова подала свой голос-тампон добрая полная Цветкова с теплым лицом прачки.
- Есть еще и другая красота.
- Какая же? - пролился ядом Адам. - Утра над рекой, морского шторма в монокле Айвазовского, беременной бабы в васильках, да?
- Ну да... музыка Моцарта еще... у камина, при свечах. И кошка... лучше кот...
И доброе прачечное лицо сделалось виноватым.
- Знай, толстая, эта красота монашеская - бесплотная и призрачная, аномальная  красота. Фантом! В нее заворачиваются те, кто пал от красоты полнокровной, грешной и беспутной, от которой - все перевороты этого мира и все в нем преступления.
"Толстая" нисколько не обиделась - пухлыми руками Цветкова разгладила юбку на пухлых коленах. У нее имелось достаточно поводов гордиться своими бисквитными формами.
Адам остановился перед мольбертом, завешенным куском холста.
- Ты посмотри только - сколько в ней сучьего шарма!  Ты только посмотри! Сколько здесь от природы, а сколько от сучьих ухищрений, чтобы нравиться. И ведь нравится, и никуда от этого не денешься.
Адам хотел сдернуть холст, но воздержался, судорожно хватаясь за то, что томилось под ширинкой - сильно там, видно, щемило.
- Ты знаешь ее? – ревниво спросила Цветкова.
- На днях она выходит замуж - за этого козла Навозова. Это ж надо так себя презирать! У него не лицо, а срамное место. Его речь похожа на акт дефекации. Деньги для него - святое. И вот такой упырь купил ее как вещь.
Мольберт так и остался завешенным, а Адама увлекла другая мысль. Он мятежно воззрился на Цветкову, и та ощутила изнеможение.

2.
«Наш дом под снос, но под вымышленными предлогами она его саботирует и сдает квартиры в аренду всякому отребью, ведущему аморальный образ жизни. Прошу принять меры и доложить о них в положенный срок».
Иван Гаврилович подписал письмо – «И.Г.Сточный» и стал укладывать его в конверт. За дверью послышались шаги, следом чей-то палец нажал кнопку электрического звонка. Палец был бесцеремонный и наглый - звонил и звонил.
- Да кто ж тебя гонит, кто ж тебя...
Ругаясь и кляня свое бытие, поплелся Иван Гаврилович в прихожую. Открытие дверей вылилось в целый ритуал. Сначала упрямился изношенный замок. Затем, когда его ржавое железо отступило, друг в друга вцепились обе створки двери. Расцепившись, они, однако, застряли в перекошенном проеме. В образовавшейся щели предстала герою начальница ЖЭКа Шаравкина. Она посмеивалась своим плебейским ртом с плохими зубами. В чертах лица пенсионера проступило злорадство.
- Наконец-то. Я еще и прессу приглашу с камерами и софитами, чтобы обессмертили вашу паскудную деятельность. Ваши преступления.
Перепотел герой, пока расширил щель настолько, чтобы гостья с миной владычицы пролезла в квартиру.
- Идите, идите, любуйтесь, что вы натворили. Я подчеркиваю - натворили.
- Не надоело вам жаловаться, Иван Гаврилыч? Лучше бы книгу написали, – насмешливо выражалась Шаравкина, брезгливо озирая загаженное жилье. - Неряшливо живете. Бобылем, что ли?
- Я интеллигент в пятом поколении! – запсиховал Иван Гаврилович, делая обобщающий жест, -  это все я, что ли? Я?! – Он простер трясущийся от гнева палец на кухонную стену, обезображенную разводами многолетних протечек, на ванну в сколах эмали, на свищ в радиаторе отопления, законопаченный шматком жвачки, на шаткую клавиатуру пола, на свисающие бельевыми веревками электропровода. – Может, и это я?!
Они стояли в гостиной, в которой кусок потолка обрушился вместе с люстрой. Обломки и люстру убрали, а на их место поставили ведро – в дождь сверху капало непрерывно.
- Вы мне еще возместите ущерб! Моральный! – грозил Иван Гаврилыч астеничным пальцем, а выпуклые глазные яблоки покраснели от напряжения. - Я под уголовный суд всю вашу шаравку подведу. То есть шаражку.
За нечаянную оговорку Шаравкина уже слепила в своем утлом мозгу достойную угрозу, типа, «сгною тебя, милок, здесь, пока на коленях не приползешь». Однако ответила, как отвечала всегда:
- Ваш дом под снос. В будущем месяце получите смотровую.
- Я это слышу в сотый раз!
В этот миг до уха начальницы ЖЭКа донеслись в высшей степени странные для этой берлоги непротокольные звуки. Где-то совсем рядом скрипело, сопело и характерно стонало..
- Это у вас?! - гневливым тоном работницы таможни спросила Шаравкина, почуявшая контрабанду.
- А это все тоже плоды вашей деятельности по содержанию жилищного фонда. Идите-ка сюда.
Сточный повлек начальницу в темный грязный коридор и там подвел к стене. Просевший дом образовал в том месте трещину, пропускающую карандаш.
- Загляните, прошу, - с ядовитой любезностью (его голос вошел в коварный шепот) пригласил интеллигент, - полюбуйтесь.
Шаравкина прильнула к щели. Смотрела она минуту, так что жилец утомился и забеспокоился - дама смотрела той безразличной позой, с какой смотрят за окно трамвая. Наконец она отвалилась от стены. Пенсионер пытался найти в ее лице что-нибудь кроме иронии, а затем и сам заглянул, встревожившись. Увидел он то же, что и всегда: обильные телеса прачки колыхались, а между ее отрогами экономно дергалось жердью костлявое тело Адама.
- Подумаешь, - прошептала Шаравкина, удаляясь от смотровой к выходу, и затем назидательно, в голос. – Заметьте, ему плевать  – занимается своими картинами и не тревожит людей. Другие ценности.
- Как это, подумаешь?! - вскипал жилец. - Считаете, рядом с такой порнографией можно жить?
- Я уверена, многие жильцы нашего района отдадут свои улучшенные условия, только чтобы иметь под боком такой телевизор.
- Что? Что вы сказали? Вы это серьезно? - протискиваясь следом в дверную щель, вопрошал гневно ветеран.
- У вас не квартира! - раздавалось с нижней площадки. - У вас мечта! И жалобы ваши бросьте – в вашем возрасте пора думать о боге.
- Я атеист! – гордо покатилось по ступеням.
Иван Гаврилыч вернулся в квартиру и в смотровой припал к дыре в стене. Цветкова уже оделась, набрала в клизмочку столового уксуса и, проходя мимо щели в стене, прыснула струей в заголившийся глаз соседа. У прачек под передником – много чего хваткого. А еще мстительно-игривы бывают добродушные прачки.

3.
Через минуту Сточный слышал, как Шаравкина говорила художнику, разглядывая листы на полу.
- Все рисуешь? Красивая девушка. А как ты ее нарисовал?
- Обычно - взял и нарисовал, - ответил Адам чужим голосом.
- Она что, была здесь?
- Я был бы счастлив.
- Ты ее знаешь?
- Она живет в соседнем доме. Зовут ее Маша.
- Еще что знаешь?
- Знаю, что скоро выходит замуж за богатого человека по фамилии Навозов.
- И все-таки как ты ее рисовал? – назойливо домогалась начальница, срывая холст с мольберта и открывая Машу Шаравкину уже в красках.
- Несколько раз видел ее, потом она выгуливала собачку, а я издали делал наброски. Остальное уже - сила художественного воображения. Образ начал жить своей собственной жизнью. Да вам-то какое дело? – рассердился Адам, возвращая холст на место.
- Влюбился в нее?
- Можно сказать и так. А что?
- Ничего. Я скажу про этот портрет ее жениху.
- То есть?  Вы с ним знакомы?
- Навозов - мой будущий зять.
- Маша  - ваша дочь?! – в ужасе спросил Адам.
Шаравкина ответила вопросом.
- Ты правду говоришь - она здесь не была?
- Честное слово. Она даже не знает обо мне.
- Если не врешь, он купит этот портрет.
- Да я не собираюсь его продавать!
- Брось - разве есть художники, которые не продают своих картин? - Она оглядела убогие стены мастерской. – У таких как ты, деньги не бывают лишними.
4.
Навозов долго смотрел на листы, и Адам насмешливо наблюдал за ним со стороны. Вдруг он подошел к мольберту и заглянул под холст.
- Это все равно, что заглянуть под женский подол, - едко заметил Адам, пытаясь проникнуть за забор его лица.
Не слушая, Навозов, отбросил холст и замер.
- Что, не нравится?
- Я в этом ничего не понимаю, - произнес гость высокомерно. - Сколько стоит?
- Вообще-то она не продается.
- Да брось! Всё продается и покупается. Сколько?
Адамом вдруг овладело веселье.
- Три тысячи!
Брови Навозова оживились.
- Всего-то?!
- Баксов.
Навозов снова стал непроницаем и оглядел мастерскую.
- Если она так, почему ж ты такой бедный?
- Это ширма, для налогового инспектора, - подмигнул Адам.
- А, другое дело, - важно согласился гость.
Он открыл кейс и вынул пачку зеленых. Отсчитал сотенные банкноты и сложил их на стол. Молчаливый телохранитель взял портрет. Адам подвинул деньги в сторону гостя.
- Я пошутил. Портрет не продается.
- Будешь выпендриваться, парень, - последовал дружелюбный совет, - картину заберу бесплатно.
- Я могу подарить его вашей невесте.
- Она в твоих подачках не нуждается.
Навозов и телохранитель с портретом ушли.
- Бедная Маша, - вздохнул художник. – Была Шаравкиной, стала Навозовой. Мир несется в тартарары.
Цветкова, пришедшая поменять Адаму постельное белье и наблюдавшая сделку из кухни, вошла в комнату с зарею радости в пухлых чертах.
- Как много денег!
- Эти деньги не принесут пользы.
- Почему?
- Мечту нельзя продать.
Через полчаса Адам шел по улице, и взгляд его был печален, словно только что он похоронил дорогого ему человека. Возле витрины цветочного магазина он замедлил шаг, остановился, задумавшись, и затем решительно, под аккомпанемент дверных колокольчиков, вошел внутрь

5.
Девушка вошла, и ее свадебный наряд был сумасшедшей нелепостью в убогих стенах мастерской.  Как будто с портрета сошла принцесса. Адам растерялся и лепетал.
- Вы… Солнце взошло… Сколько раз я мечтал… вы придете… я грезил - разделите ложе…
- Сперва я увидела портрет, - заговорила девушка хорошим голосом, от которого сходят с вершин лавины. - Потом – гора цветов у крыльца. Я не могла не прийти. – Она увидела в глубине квартиры Цветкову.  - Кто это?
- Цветкова, моя нянька, ангел хранитель. В старину таких звали экономками.
- Ключницами, - поправила Цветкова.
- Представляете? – входя, ключнице. - Утром просыпаюсь - грузовик вываливает цветы перед крыльцом. Мне в загс собираться,  а тут цветы. Вместо загса я здесь.
- Зачем? – наконец Адам освоился.
- После ваших цветов я не захотела видеть моего жениха. Это же ваши розы у крыльца?
- А кто тебе сказал, что мои?
- Мама сказала, что вы в меня влюблены. Поэтому я здесь. Навсегда.
- То есть...
- Вы позвали меня, и я все бросила.
- Да вы присядьте.
Девушка хотела сесть, но побоялась запачкаться.
- А вы видели моего жениха?
- Да, вчера он купил ваш портрет
- Шикарный портрет. Здорово. Я даже не узнала себя.
- Почему?
- Вроде я и не я. Вы нарисовали меня принцессой. Золушкой, которая стала принцессой. Но принц не он, а вы. Теперь я это поняла. Он меня не заслуживает.
- Ваш жених остался очень доволен.
- Дубина.
- Таких называют автобусами.
- Почему?
- Красивые девушки пользуются ими как автобусами, чтобы доехать до какой-нибудь остановки.
- Считай (незаметный переход на «ты»), я уже доехала. Ты ждал меня?
Адам освоился окончательно и заговорил будничным тоном.
- Да, я грезил тобой. Я мечтал, как ты войдешь сюда и разделишь со мной ложе. Эти минуты были самыми счастливыми.
- Теперь не минуты - часы, дни, месяцы и годы я буду с тобой.
Какая-то неубедительность лежала на поверхности ее фраз.
- Твой портрет и цветы сделали свое дело. Я словно очнулась от страшного сна. Только сумасшедшая могла выбрать такое чудовище.
- Да, - задумался Адам, - Шаравкина, Навозова...
- Мой папа – Вознесенский.
- Вот как? Это совсем другое дело, - оживился Адам. – Но Навозов богат.
- Плевала я на богатство. Это мама не равнодушна. Она всю жизнь мечтала о богатом муже. У нее мания. Но теперь я прозрела.
- Тебе нужно это прозрение?
- Да, я хочу быть с тобой, Адам.
- То есть  как? В каком смысле?
- Ну, чтобы жить с тобой, быть твоей женой.
- Но это исключено.
- Почему?! – удивилась Маша.
- Я нищий. Я не умею зарабатывать. Я умею только рисовать. А твоя красота потребует много денег.
Она просыпалась звонким смехом.
- Ничего себе нищий! А розы девушкам грузовиками возить!
- Потому и вожу, что нищий.
- Но за твои картины тебе платят хорошие деньги. Разве нет? Ты будешь богатым.
- Я тебя огорчу - это бывает крайне редко. Да и не хочу я быть богатым. Я пишу свои картины не ради денег.
- Но ведь можно иногда и для денег? Это же так просто.
- Это только кажется - просто.
- Значит, ты меня не любишь?
- Ты создала в моей душе образ девушки, о которой я мечтал.
- Идеал, что ли?
- Вроде того. Я перенес его на холст. Ты и одновременно не ты. Не знаю, можешь ли ты меня понять?
Простота и приземленность девушки была уже очевидна: если что и преобразил портрет, то лишь ее внешность.
- Значит, ты не хочешь быть моим мужем?
- Жить в обнимку с идеалом? – хмыкнул Адам. -  Ты красива, обворожительна, но через несколько дней сказка кончится, и ты сбежишь. А я потеряю мечту. Это равносильно смерти.
- Это слишком сложно.
Она нетерпеливо топталась.
- Я совсем не тот, кто тебе нужен.
- Но я из-за тебя бросила жениха! Ты же сам позвал меня. Те розы...
- Я просто выразил свои чувства в тот момент. Инсталляция.
- Что ж мне делать?
- Возвращайся к своему жениху, пока не поздно.
- Да он противен мне!
- У него есть деньги. Обычно они легко примиряют девушек с некоторыми неудобствами жизни.
Адам по-отечески обнял девушку.
- В моей жизни ты - самый светлый курьез.
На глазах девушки показались слезы, но в этот момент с грохотом открылась дверь подъезда, и вот - разъяренная Шаравкина с обломками картины в руках.
- Вот ты где! Я сразу догадалась! Мерзавец! Козел! – накинулась она с кулаками и обломками рамы на Адама.
- Мама! Он ни при чем! Я сама!
- Нет, при чем! Интеллигентские штучки - розы и портреты, чтобы девушек наивных с толку сбивать!
- Я хотел отблагодарить вашу дочь.
- Мама, оставь его! Пошли к Рудольфу!
- Поздно!
- Как поздно?
- Он сказал, чтобы ты не попадалась ему на глаза. Иначе он обольет тебя кислотой.
Шаравкина заревела.
- Что ж ты наделала доченька! (к Адаму) Это все из-за тебя, сволочь! Тебе завидно было! А ты дура, сказки захотела! Он же голодранец и транжир. И малохольный вдобавок. Сказка там, где деньги!
Адам поднял с пола прихожей холст и обломки рамы.
- Какую картину испортили.
Шаравкина схватила дочку, выволокла ее на лестничную площадку и оттуда крикнула Адаму.
- Он сказал, чтобы ты вернул ему деньги! Вечером пришлет людей. Он предупредил – если не вернешь, он спалит твою мастерскую вместе с тобой.
Они были уже на улице, откуда до Адама донеслись слова Шаравкиной.
- Пошли к Яковлевичу, стоматологу.
- Не пропадет, - подумалось Адаму легко.
- Что теперь будет? – подала наконец голос Цветкова. Развязка тоже облегчила ее.
Неожиданно вернулась Шаравкина: выхватила из рук Адама холст и остатки рамы и удалилась, громогласно хлопнув дверью.
Адам стал отбирать и складывать свои лучшие картины и вещи.  С Цветковой они делали это до вечера, когда пришел Иван Гаврилович.
- Переезжаете? – сахарно спросил он.
Одет он был необычно – костюмная пара, галстук, белоснежная сорочка, начищенные туфли.
- Да так…
- Понимаете, я по-соседски, - Сточный замялся, – у меня в гостях бывшая товарищ по партии. У меня дурно, а у вас богема. Я могу провести вечерок - среди ваших картин?
- Зачем? – не понял Адам.
Сосед хохотнул.
- Хочу вырабатывать новые ценности.
Тут только Адам заметил в его руках пакет - торчали цветы, бутылки, пакеты и фрукты. Адам был само великодушие.
Пока с Цветковой они выносили скромные пожитки на двор, где уже стояла вместительная садовая тачка, сосед накрывал на стол.
В девять часов вечера пришли два верзилы и стали задавать непонятные скользкие вопросы.
- Деньги приготовил?
- Какие деньги? Вы ошиблись дверью, господа.
- Понятно.
Верзилы связали обоих, внесли канистру, облили пол и стены и подожгли.
Такой вот печальный финал у истории, начавшейся весело.
А Цветкова катила  тележку по тротуару за печальным Адамом. Палимая закатом, она чувствовала, как за ее плечами вырастают крылья.


Рецензии
Замечательно, Николай Яковлевич! Прекрасный рассказ! История, безусловно, печальная. Шедевры можно создавать, только находясь в беспрестанных поисках Идеала. А Идеала нет. Это только призрачный свет, озаряющий творчество настоящего художника. Если Муза соизволит осенять его вдохновение своими волшебными крылами.

Александр Халуторных   28.06.2015 20:30     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.