Экзотические путешествия Дмитрия Земского

Спокойного и внешне невозмутимого Дмитрия Земского разговорить трудно. Наверное, потому что его язык общения – музыка. Его первый сборник «Exotic Guitar» с первым авторским хитом «The Water Sign» («Знак воды») вышел в 1999 году в Америке, он – выпускник Одесской консерватории по классу гитары, участник многочисленных музыкальных фестивалей, дипломант международных музыкальных конкурсов, многократный лауреат международного конкурса по композиции им. Пауло Барсатти (Италия).

И все это для Дмитрия лишь этапы на пути к творческой свободе – к состоянию, когда владеешь всеми средствами, позволяющими в полной мере делиться со слушателями той музыкой, которую слышишь в глубине своей души. Но, как известно, совершенству нет предела, и творчество Дмитрия Земского – еще одно тому подтверждение. Сегодня, например, у него новый длительный этап: вот уже второй год как успешно выступает дуэт «ЗИРА» – его совместный творческий проект с музыкантом Олегом Резниченко.

А все у Димы Земского начиналось, как и у многих подростков: увлекшись рок-музыкой, он захотел научиться играть на гитаре, и для этого поступил в музыкальную школу, причем, в отличие от многих своих сверстников – самостоятельно, а не под давлением родителей. Более того, его родители были как раз… ну, не то чтобы против, но не верили, что запала сына хватит надолго – ведь до этого он осваивал игру на баяне, да бросил.

В.Ф.: Дима, обычно это родители настаивают на том, чтобы их дети учились музыке…

Д.З.: А я как раз сам захотел: одолжил у двоюродного брата полусломанную гитару, начал на ней заниматься. Когда я решил поступать в музыкальную школу, мне даже пришлось родителей уговаривать. Но потом и они увлеклись, всячески поощряли и способствовали занятиям: увидели, что я год занимаюсь, второй, третий... Потом я захотел поступить в музыкальное училище, ну, в результате закончил также и училище им. Данькевича. Теперь здесь же учу играть на гитаре других.

В.Ф.: А когда вы сами учились, то создавали свои музыкальные группы, как это любят делать юноши?

Д.З.: Нет, потому что когда я начал заниматься музыкой, все это ушло на второй план: меня увлекла классическая гитара, я серьезно занялся классической музыкой. Немножко занимался фламенко, но потом понял, что эта музыка не очень близка славянской ментальности. Кроме того – это Испания, это музыка одного состояния, а мне были интересны разные направления.
Потом я поступил в консерваторию, и уже там начал сам писать музыку. Просто я не находил в известном гитарном репертуаре – хотя он довольно обширный – того, что мне было бы интересно сыграть. Мне хотелось сыграть такую музыку, которую я ощущаю, которую еще ни у кого не слышал.

В.Ф.: Вы учились на композиторском отделении?

Д.З.: Нет – на отделении народных инструментов. Вообще-то, хотя это все было очень интересно и полезно, и я с удовольствием этим занимался, мне лень было играть обязательную программу: была потребность выражать себя в собственной музыке. Я написал одну композицию, потом вторую, консультировался у композиторов по технике написания, и постепенно у меня выработалось свое понимание того, какую музыку и как я должен писать.
Но я очень люблю классическую музыку. Например, как-то сыграл Баха на барочной лютне, и это была чистая аутентика: извлекаешь один звук – и идет полное погружение в ту музыкальную эпоху.

В.Ф.: Вы в те годы где-то выступали?

Д.З.: Конечно, участвовал в разных конкурсах. Тогда это все было официально, и я шел по стандартной карьере классического гитариста: конкурсы, фестивали, сольные концерты. Но параллельно начал собирать разные инструменты, потому что меня заинтересовала другая музыка, мне было тесно в академических рамках. Первым из таких инструментов стал арабский уд – по сути это арабская лютня. Эту первую иракскую модель мне привез мой ученик из Сирии, которого я учил играть на гитаре. У меня также есть турецкий уд – я специально заказывал его мастеру в Турции.

В.Ф.: Кроме этого, вы ведь освоили и другие инструменты, в том числе и духовые. Как это началось: тоже какой-нибудь ученик приобщил, или вам не хватало звучания?

Д.З.: Да, это точно – не хватало. После уда у меня появился индийский ситар. Когда я стал собирать инструменты, начали попадаться очень интересные экземпляры. Например, на Молдаванке женщина продавала мандолины, и мне посоветовал посмотреть их один знакомый. Мандолина – это маленький уд, распространенный в Италии, в Германии. Я сначала подумал, что мне это неинтересно: мандолина у меня есть, да это и не такой уж диковинный инструмент. Но когда я увидел этот чемоданчик – то не смог его не купить: в нем оказалось семь мандолин разного размера, с инкрустацией, все в рабочем состоянии, хотя и требуют небольшой реставрации. Оказалось, что еще в 49-м году этот набор был сделан на заказ одному артисту, который с этими мандолинами объездил весь Союз, и у него на каждый инструмент был свой номер.

В.Ф.: Нельзя сказать, что вы чистый коллекционер – ведь на многих из своих инструментов вы играете?

Д.З.: Да, точно. Вот, например, однажды мне очень понравилось звучание японской флейты. А когда мне нравится звук, мне интересно его самому попытаться воспроизвести. И как-то в Крыму я нарезал корневого массандровского бамбука, и сам сделал японскую флейту сякухати. Делал ее по чертежам, но поскольку опыта у меня еще не было, то бамбук я высушил неправильно, поэтому сохранилось мало материала. Вообще мне нравится самому делать инструменты: тогда по-другому к ним относишься, как бы лучше их понимаешь. А флейты у меня потом стали появляться самые разные: отовсюду, где я был, привозил инструменты.

В.Ф.: А где вы бывали?

Д.З.: Дело в том, что какое-то время я ходил в рейсы, и играл на туристических судах как салонный классический гитарист. Но потом понял, что такой образ жизни мне все-таки не подходит, да и в творческом смысле здесь есть определенные ограничения. Хотя, если бы лет пятнадцать назад я увидел бы себя такими, какой есть сейчас – то я очень удивился бы.

В.Ф.: И как с высоты этих пятнадцати лет и приобретенного опыта вы себя оцениваете?

Д.З.: Если честно, я никогда себя никак не оценивал: просто делал то, что нравится. Но, конечно, какие-то выводы сделать можно. Скажем, для себя совершенно определенно понял, что нельзя зацикливаться на чем-то одном. По-моему, как-то Оскард Уальд сказал, что академизм – пристанище бездарностей. Довольно резко, но точно.

В.Ф.: Вы сейчас достаточно известный музыкант. Как вы, так сказать, «вышли в люди»?

Д.З.: Кроме выступлений на конкурсах и концертах в качестве классического гитариста, участвовал также в новых музыкальных фестивалях, где кроме гитары стал вводить другие инструменты – те же, уд, ситар, флейты. Со временем созревала мысль о неком коллективе. Я начал пробовать выступать с разными музыкантами, но оказалось, что очень сложно найти единомышленников, особенно в музыкальной среде.
Только недавно нашелся человек – Олег Резниченко, с которым я уже работаю больше года, и за это время произошло много интересных вещей: мы записали диск, ну и часто выступаем на совершенно разных площадках. Естественно, это клубы, но также играли и на сцене консерватории, и в филармонии. Летом мы были на фестивале «АртПоле» – это вообще уникальный фестиваль: приезжают люди из разных стран, выступают в разных жанрах.

В.Ф.: Как вы сами определяете свой «формат», или вы ни в какие рамки не вписываетесь?

Д.З.: Мы себя определили как «этно-трип-дуэт»: «трип» – по-английски «путешествие». Постепенно как бы сама собой сложилась концепция дуэта «ЗИРА» – аббревиатура от названия «Земский И Резниченко Ансамбль», и одновременно это название одной из восточных пряностей. Мой партнер – бывший роковый барабанщик, играл в легендарной одесской группе «Трэш-машин», прошел всю школу рок-музыканта. Мне нужен был перкуссионист, и когда мы начали репетировать – у нас получилось очень здорово: интересно, что мы из разной музыкальной среды, но сошлись на авторской, этнической музыке. До нашей встречи у меня уже был готов репертуар, мы взяли его за основу и сделали первую программу, ну, а потом стали появляться и совместные композиции.
Если говорить о жанрах… тут смесь всего – и восточная мелодика, восточный колорит, и балканские ритмы – но все это преломлено через славянскую ментальность. Мы не играем аутентичной музыки – сугубо арабской или индийской: глупо было бы мне играть чужую для меня национальную музыку – я не жил в этой культуре, я ее не знаю. Но национальные инструменты я использую, как краски, как набор средств, которыми можно выразить свои мысли. Наши концерты – это погружение вглубь себя, путешествие по ландшафтам человеческих душ.

В.Ф.: Как бы вы могли определить, чего хочет ваш слушатель?

Д.З.: Вот он этого и хочет – погрузиться в мир души! Мы перед собой поставили такую своеобразную задачу – стараемся вывести человека из состояния глобального супермаркета, в котором все пребываем. Ведь это не обязательно покупки: я считаю, что это некое ненормальное потребительское состояние современного человека, и мы хотим вывести наших слушателей из этого состояния, пусть даже ненадолго.

В.Ф.: Наивный вопрос, и все же – как у вас появляется музыка? Вы же не говорите себе: сейчас сяду – и что-нибудь придумаю?

Д.З.: Иногда хочется выразить некое внутреннее ощущение или эмоцию. Например, у меня есть знаковая, веховая пьеса «Псалом»: первой такой композицией была пьеса «Знак воды», и вот теперь еще «Псалом». Я написал его после долгого затишья, хотя в творчестве это, может, и было затишьем, но в жизни произошла масса разных событий, и мой опыт, мои переживания вылились в эту композицию. На сегодняшний день это, наверное, лучшее, что я написал. Это не молитва, не иллюстрация какого-то псалма Давида – это состояние. Как Давид, душа которого страдала, передавал свои мысли, свои переживания в стихотворной форме, так и я выразил свои переживания в музыке.

В.Ф.: У вас уже есть постоянные поклонники, новые предложения?

Д.З.: В принципе, да. Конечно, это пришло не сразу. Но уже после года существования дуэта «ЗИРА» появился ряд предложений, которые работают на перспективу. Дело в том, что многие сейчас хотят чего-то необычного: людям сегодня уже неинтересно слушать набившие оскомину хиты, вкусы слушателей очень изменились: многие поездили по миру, и дома хотят или что-то вспомнить, или услышать нечто новое.
Вот только что мы вернулись из тура по украинским городам, который в поддержку первого диска «ЗИРА» организовало киевское агентство «АртПоле». Начали мы в Киеве, потом были в Хмельницком, Тернополе, Ивано-Франковске, Днепропетровске, Львове, и вот – с последним концертом в родной Одессе. И, кстати, мы поняли, что независимо от каких-то ментальных особенностей или политических пристрастий, присущих людям того или иного региона, все одинаково открыты хорошей музыке. В этом смысле «АртПоле» делает большое дело: например, в Хмельницком, Ивано-Франковске после нашего выступления некоторые слушатели подходили к организаторам и благодарили за концерт, говорили, что к ним такие группы еще не приезжали.

Виктория ФРОЛОВА,
декабрь 2010.

На фото DaPix: фрагмент гастрольного выступления группы «ЗИРА» (Одесса). Слева направо – Дмитрий Земский и Олег Резниченко. Фото предоставлено агентством "АртПоле".


Рецензии