Рекламный трюк

                Реклама – выгодное вложение денег взамен улучшения
                качества продукции.
                Барон Иоганн фон Троттенветтер

    Как бы ни называли наш век, но он помимо прочего является и веком рекламы, вышедшей на широкие просторы. Она вездесуща и всеобъемлюща, бывает не только навязчивой и назойливой, но и вкрадчивой и мягкой. Реклама случается посредственной и очень привлекательной, особенно для ее создателей, но никого она не оставляет равнодушным. Если вдруг реклама исчезнет хотя бы на день, мир сойдет с ума. Ученые посвятили рекламе уйму трудов, а юмористы обсосали ее со всех сторон. Казалось бы, что о рекламе уже всё известно, но иногда она преподносит неожиданные сюрпризы.
    Мое отношение к рекламе не может быть объективным, потому что являюсь скромным тружеником на ниве рекламы. Говоря проще, я работаю в рекламном агентстве дизайнером. Наша фирма заслуженно пользуется хорошей репутацией, и портфель заказов у нас никогда не пустует. Заказчики всегда знают, что получат добротную рекламу на свою продукцию или услуги. Мы работаем весьма профессионально, с выдумкой. Я сказал бы даже – с огоньком. Сроки выполнения заказов у нас минимальные, а цены божеские. Коллектив у нас молодой, озорной, веселый. Большинство из нас получили приличное образование и, несмотря на молодость, успели поработать в разных фирмах. В общем, наше рекламное агентство находится на подъеме, и мы надеемся, что так будет и дальше. И все это несмотря на то, что руководство у нас, мягко говоря, не совсем компетентное.
    Наш шеф Иван Федотович Лукавый - отставной военный. Этот старый автократ командовал когда-то даже полком, хотя в звании дальше майора не продвинулся. Его китель украшен многочисленными орденскими планками за боевые и юбилейные награды. Есть даже планка за боевое ранение. Однажды во время учений ракета случайно попала в домик молоденькой врачихи, когда там находился Лукавый с инспекцией. Домик разнесло в щепки, но при этом ни он ни врачиха не получили ни единой царапины, только попадали с кровати. Воякой он, видно, был неплохим, но выход в отставку произошел для него незаметно. Со всеми, от своей жены до нашей уборщицы, шеф говорит тоном приказа. Единственным исключением является его сын, владелец нашей фирмы, холеный тип с наглыми глазами. Пожелания и советы сына Федотович сам воспринимает как приказы и подобострастно выполняет их. В этом, должно быть, проявляется усвоенное в армии соблюдение субординации.
    Фельдфебельские манеры шефа могли бы глубоко ранить наши тонкие и чувствительные души художников, если бы мы не подобрали к нему ключи. Все его приказы мы выслушиваем молча и безропотно, вытянувшись по струнке, но делаем все по-своему. Как бы дирижер ни махал палочками, всё равно оркестр играет правильно. Шеф, конечно, видит нашу распущенность, но делает вид, что не замечает.
    У шефа есть одна положительная черта – он скуп на похвалы. Благодаря этому мы не расслабляемся, не зазнаемся и не почиваем на лаврах.
    В один прекрасный день я получил особо важное задание. День, как обычно, начался с утра. Шеф вызвал меня в кабинет и приготовился зачитывать приказ, а я приготовился слушать. В это время раздался скрип тормозов. Во двор офиса плавно въехал «Мерседес» сына Федотовича. Шеф рванул встречать высокого гостя, застегивая на ходу пуговички кителя, а я ускользнул на свое рабочее место.
    Сын иногда заезжает к отцу на короткое время, но в тот раз визит весьма затянулся. Из кабинета неслись ароматные запахи кофе и коньяка, а также  приглушенные голоса. В рекламном деле сын разбирается еще хуже, чем отец, но капитал правит бал. «Они решают актуальные проблемы рекламного бизнеса», - пошутил Юра, не зная, насколько он близок к истине.
    Когда прерванный разговор возобновился, шеф сказал:
    - Нам поступил заказ на рекламу от кондитерской фабрики. Им надо предложить название нового печенья. Надо придумать слоган, нарисовать упаковку, создать им бренд и обеспечить промоушен их продукции.
    Шеф любит вставлять непонятные ему словечки. Свой приказ шеф закончил так:
    - Срок выполнения заказа – три дня. Вопросы есть?
    Я скромно ответил, что вопросов нет, хотя очень хотелось сказать:
    - Никак нет!
    Хорошо, что мне отпущено целых три дня, а не один день. Поплелся на рабочее место и задумался. А все мои мысли вертелись вокруг предстоящего футбольного матча. В последнее время моей любимой команде катастрофически не везло, и она проигрывала всем подряд. Сегодня предстоит решающий матч. Так что ничего в голову кроме футбола не лезло. А тут еще срочное задание шефа.
    В ожидании прихода вдохновения я стал вырисовывать на бумаге различные разности. Хотя в нашем деле без компьютера обойтись невозможно, предпочитаю вначале рисовать эскизы на бумаге. Постепенно стали появляться контуры, отдаленно напоминающие бегемота. И сразу в голове возникло название печенья «Бегемотик». Однако посчитал такое название уничижительным и остановился на более внушительном «Бегемоте». Мысль заработала, и вскоре появился рисунок бегемота, жующего одноименное печенье.
    Со слоганом оказалось сложнее. Здесь требуется особое вдохновение и полет мысли. Ничего не складывалось кроме дурацкого стишка: сегодня съешь ты «Бегемот», и тебе завтра повезет. Это выдающееся творение записал на листке и оставил на столе.
    После такого творческого подвига посчитал свою работу на сегодняшний день завершенной. Далее я снова предался мыслям о футболе, не забывая время от времени поглядывать на часы. Со старта сорвался ровно в 17.00.
    А вечером меня порадовала наша футбольная  команда. Она одержала убедительную победу со счетом 3:0 над командой-лидером. Мы с друзьями долго и шумно отмечали этот успех.

    На следующее утро я вышел из дома позднее обычного, да еще и застрял в пробке. Поэтому на работу опоздал на 20 минут. Тем самым нарушил первый пункт «Устава дизайнерской службы», который сочинили наши приколисты. Этот пункт гласит, что следует приходить на работу строем и с песней за 15 минут до прихода начальника. Кстати, последний пункт упомянутого устава гласит: «Боже, избави нас от Лукавого И.Ф.».
    Меня сразу вызвали на ковер к шефу. Я опасался, что мне грозит гауптвахта. Но вопреки моим ожиданиям, Федотович встретил меня любезно. Он сразу перешел к делу, сказав:
    - Я посмотрел на твои труды. Мне кажется, они ничего. Сегодня свяжусь с заказчиком.
    Невероятно! То, что он сказал, равнозначно высшей степени похвалы. И это за сущую безделицу!
    На этом чудеса не закончились. Уже к обеденному перерыву узнал, что заказчик вопреки ожиданиям целиком и полностью поддержал мои идеи.
    Я нехотя окунулся в работу, но постепенно она захватила меня полностью. Особенно удалась мне этикетка упаковки. На фоне названия печенья бежал бегемот с печеньем в пасти и лапах, а за ним вдогонку бежало всё то же печенье.
    К рекламе печенья были подключены телевидение, радио и пресса. Всей своей мощью реклама обрушилась на потенциального покупателя и вскоре дала плоды. Есть печенье «Бегемот» стало модно, престижно и здорово. В магазинах за этим продуктом стали выстраиваться, уже забытые с советских времен, огромные очереди. Печенье выкладывали на полках горками и пирамидами, но его не хватало. Появились таблички: «Больше двух пачек «Бегемота» в одни руки не отпускается». Вездесущие посредники стали баснословно наживаться на нехватке этого печенья. Парадокс состоял в том, что других видов печенья было в изобилии, но их игнорировали.
    Кондитерская фабрика перешла на трехсменную работу, но не могла справиться с ажиотажным спросом на свою продукцию. У ворот фабрики стали выстраиваться длинные очереди автофургонов из других областей, а иногда видели даже фуры с заграничными номерами. На фабрике срочно провели реконструкцию и запустили еще одну линию. Толпы «толкачей» атаковали администрацию и отдел сбыта фабрики для того, чтобы выбить себе как можно больше ее непревзойденной продукции.
    Для меня, как и для многих, стало совершенно загадочным то, каким образом в наше время возник дикий островок советской торговли и психологии в отношении отдельного товара. Неужели в этом повинна, начавшаяся с моей легкой руки, рекламная кампания? Откуда взялся этот массовый психоз? А, может быть, народ истосковался по советским временам с их всеобщим дефицитом товаров и очередями?   Нет, ажиотаж царит лишь вокруг печенья «Бегемот». Я попытался кое-что выведать у шефа, но он лишь недоуменно пожимал плечами. А еще он сказал, что рейтинг нашего рекламного агентства зашкалил. Это ему кто-то нажужжал на ухо.
    Между тем конкуренты нашей кондитерской фабрики были положены на лопатки. Их продукцию никто не брал. В отчаянии они значительно понизили цены, но и на это рынок никак не отреагировал. Тогда конкуренты заслали на фабрику шпионов. Эти ловкие ребята под маской налоговых инспекторов, милиционеров и грузчиков обнюхали всю фабрику в поисках секретов успеха, но так ничего и не вынюхали. Кто-то из конкурентов или злопыхателей переделал мое бессмертное стихотворение, и оно приобрело вид: сегодня съешь ты «Бегемот», а завтра заболит живот. Но это печенье охотно покупали и те, кому больше нравился второй мерзкий вариант.
    Коллеги единодушно поздравили меня с творческим успехом и отпускали в мой адрес разные ехидные шуточки, о которых я не хочу вспоминать. Конечно, я понял, что ими двигала безупречно белая зависть ко мне. Такой успешной рекламы не было за всю историю нашего  агентства. Вполне возможно, что в будущем эта рекламная кампания войдет во все учебники по рекламе, хотя и сам стыжусь своего детища. Поэтому я скромно попросил коллег не распространяться о моем авторстве. Шеф поддержал меня в этом. Но, несмотря на это, тот факт, что я приложил руку к рекламе печенья, как-то проник за пределы агентства. Когда некоторые мои знакомые спрашивали меня о моем авторстве, то с негодованием отвечал им своим вопросом: «Как вы могли подумать, что профессионал такого уровня как я мог иметь отношение к этой откровенно беспомощной рекламе?»
    Рассматривая этикетку «Бегемота», я обнаружил досадную оплошность. Оказалось, что в названии печенья между второй буквой «е» и буквой «м» просматривался больший промежуток, чем положено, и получилось «БЕГЕ МОТ». На полиграфический брак это не походило. Посмотрел на авторский эскиз – там было все в порядке. Тогда в чем дело? Надо будет с этим разобраться.
    Время шло, а ажиотаж вокруг печенья «Бегемот» не спадал. Каждая семья сделала солидный запас этого кондитерского изделия. Наша семья в этом не составила исключения. Мы могли позволить себе есть это лакомство на завтрак и ужин, хотя я не понимаю, как можно есть подобную гадость. Невозможно было включить телевизор или радио, перелистать газету или журнал, чтобы в глаза не лезла назойливая реклама печенья.
    Однажды жена пришла домой с работы, запыхавшаяся и вся сияющая от счастья. С собой она притащила какой-то пак. С тревогой в голосе спросил:
    - Что это, Леночка?
    - Печенье «Бегемот»! – выпалила она, а потом продолжила, - У нас на заводе давали по пять пачек, а Нина из профкома устроила мне по знакомству целый пак.
    Опять из прошлого лексикона выползло слово «давать» в смысле «продавать». Теперь и заводские труженики не обделены знаменитым печеньем.
    Лена рассовала печенье по шкафам и полкам, не оставив свободного места. После этого приобретения печенье стало существенной частью нашего рациона питания. Я уже не мог глядеть на печенье без отвращения. Тем не менее, когда смотрел на упаковку печенья, она меня как-то завораживала. Такой мастер рекламы как я может сделать весьма привлекательной любую гадость. Будучи умелой хозяйкой и прирожденным кулинаром, Лена могла приготовить из печенья что угодно. Она делала из него панировочные сухари, добавляла в каши и торты. Наш пудель Гаврик также не избежал всеобщего увлечения. Лена добавляла печенье и в его собачий корм. Но умный песик научился улавливать своим тонким собачьим нюхом запах примеси и перестал приближаться к кормушке.
    Тем временем нашим испытаниям не было суждено на этом завершиться. В один прекрасный вечер я пришел с работы и застал дочку в приподнятом настроении. Она загадочно улыбалась и явно что-то скрывала. Предчувствуя неладное, я вопросительно посмотрел на нее.
    - Папа, можешь меня поздравить! Я участвовала в лотерее и выиграла главный приз.
    - Поздравляю! И что это за приз?
    - Твое любимое печенье «Бегемот»!
    Мои ноги подкосились, и я безмолвно сел на стул. Свободного места у нас в квартире уже не оставалось, поэтому затолкал пак в угол спальни.
    Кондитерская фабрика вдруг вспомнила тех, кому она обязана своим оглушительным успехом и решила выдать нам бонус. Естественно, им оказался все тот же пак печенья. С невероятным трудом мне удалось отбиться от своей доли. Коллеги недоуменно смотрели в мою сторону и, вполне возможно, решили, что я зажрался. Ну, что же, пожалуй, они правы.
    Перед концом рабочего дня через секретаря меня вызвал к себе шеф. В руках Федотович держал фонарик, а вид у него был заговорщический. Он мне предложил плотно закрыть за собой дверь и сесть в кресло. Что бы это могло значить? Неожиданно шеф задал мне вопрос:
    - Что ты знаешь о двадцать пятом кадре?
    - Это такой кадр, который вмонтируют в кино- или видеоизображение с целью воздействия на подсознание. Но это запрещено законом.
    - Верно! А теперь я открою один секрет, разглашать который ты не имеешь права. В противном случае тебя ожидают суровые последствия. Узнаешь ты эту упаковку? – спросил шеф, показывая до тошноты знакомую пачку печенья.
    Я отрешенно кивнул головой.
    - А теперь посмотри, что я сделаю, - продолжал шеф и направил на пачку свет фонарика.
    Вместо знакомого названия печенья появилась голубая надпись: «КУПИ ЕГО». Я ничего не понял и вопросительно глянул на шефа. Он был чрезвычайно доволен произведенным впечатлением.
    Напустив на себя большую важность, Федотыч начал пояснения:
    - Надпись, что ты только что прочитал, видна, если ее осветить ультрафиолетом от фонарика. Она наложена на название печенья и обычно не видна. Но по Фрейду мозг ее усекает. И человек делает то, что написано скрытно. Вот поэтому все дураки поймались на удочку. Понял?
    Вот только тогда мне открылись глаза на загадку, что мучила меня в последнее время. Ошеломительная реклама базировалась на скрытном воздействии на подсознание. Это тот же двадцать пятый кадр, но пока не запрещенный законом. И становится понятным разрыв между вторым «е» и «м» на этикетке. От размышлений меня оторвал неподражаемый шеф.
    - Я вызвал тебя для того, - сказал Федотович обычным командным голосом, - чтобы дать тебе очередное задание. Это будет реклама нового шоколада «КЕНГ УРУ».


Рецензии
Олег, Вы мастер фантазировать!
так и надо, чтобы фантазия была похожа на правду

Вячеслав Вячеславов   07.10.2016 15:52     Заявить о нарушении
Спасибо, Вячеслав, на добром слове!
Если фантазия будет похожа только на правду, это ограничит её рамки.

Олег Маляренко   09.10.2016 19:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.