C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Томас Ватсон - о дне почитания Бога

Четвёртая заповедь

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в

них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему:

не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб

твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой,

ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь

небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему

благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8-11).


 

ЭТА заповедь была выгравирована на камне перстом Божьим, и для нас было бы великим утешением иметь ее выгравированной в наших сердцах.
   Субботний день отделен для торжественного служения
Богу и должен принадлежать только Ему, а не посвящаться обычным делам.
В качестве вступления к этой заповеди, Господь поставилследующие
слова: «Помни день субботний, чтобы святить его». Слово «помни»
показывает, что мы склонны к тому, чтобы забывать о святости Субботы.
Поэтому в нашем разуме должно присутствовать напоминание, чтобы мы освящали этот день.
I. В этих словах содержится торжественное повеление. «Помни день субботний, чтобы святить его».
1)Сущность данного повеления. Освящение Субботы заключается в двух моментах: мы должны отдыхать от наших дел и добросовестно исполнять свой
религиозный долг.
2)Люди, для которых предназначено повеление святить Субботу. Оно касается как людей, занимающих главенствующее неофициальное положение: например, родителей, воспитателей, людей, занимающих высокий государственный пост, как, например, городские судьи, так и тех, кто находится в подчинении: детей, слуг и местных жителей. «...Ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня
хвоя..-»- Это повеление также предназначено странникам -«ни пришлец,
который в жилищах твоих...».
П. Аргументы, побуждающие нас повиноваться этой заповеди, т.е. хранить в святости Субботу.
1)Ее рациональность. «Шесть дней работай и делай в них всякие дела твои».
Словно этими словами Бог хочет сказать нам: «Я не жестокий Господин, Я
не пожалел для тебя времени, чтобы ты трудился и зарабатывал состояние.
Я дал тебе шесть дней, чтобы ты занимался своими делами, а Себе взял
лишь один. Я мог бы потребовать Себе шесть дней, а тебе отдать лишь
один, но Я дал тебе шесть дней, чтобы ты трудился для себя, а Себе
оставил лишь один. Поэтому справедливо и разумно, чтобы ты особым
образом отделил этот день для поклонения Мне».
2)  Второй аргумент в пользу освящения Субботы вытекает из ее справедливости. «А день седьмой — суббота Господу, Богу твоему». Этими словами Бог говорит:
«Субботний день принадлежит Мне, у Меня особые права на него и никто
не должен посягать на него. Тот, кто крадет у Меня ЭТОТ ДЕНЬ и тратит
его на обычные дела, святотатствует и ворует у небесного венца. Я
взыщу с него за это».
3) Третий аргумент в пользу освящения Субботы вытекает из того, что Сам Бог соблюдает ее. Он «в день седьмой почил». Этими словами Господь говорит: «Разве ты не будешь следовать Моему примеру? Окончив все Свои дела сотворения, Я почил на седьмой день. Так и ты, закончив все свои мирские дела в течение шести дней, должен оставить их и посвятить Мне седьмой день как день, отделенный для
святого покоя».
4) Четвертый аргумент вытекает из выгод, сопутствующих религиозному соблюдению Субботы. «Благословил Господь день субботний и освятил его». Бог не только назначил седьмой день, но и благословил его. Это только день почитания Бога, но и день Его благословений для нас, это не только день, который мы посвящаем
служению Богу, но и день, когда Он дает нам благодать. В этот день с
небес сыпятся благословения. Сам Бог от этого не получает никаких
приобретений, так как мы не можем прибавить ни одной унции к Его
внутренне присущей славе. Но мы сами получаем большие выгоды.
Религиозное соблюдение этого дня влечет за собой благословения для
наших душ, нашего имущества и процветания. Несоблюдение Субботы влечет
за собой проклятие (Иер. 17:27). Бог проклинает благословения такого
человека (Мал. 2:2). Хлеб, который он ест, отравлен проклятием. А
добросовестное соблюдение Субботы несет в себе всевозможные
благословения. Такими являются аргументы в пользу освящения Субботы.
 
А теперь я хочу, чтобы вы осознали, что заповедь о соблюдении Субботы
не была отменена вместе с церемониальным законом, а является чисто
нравственной, и соблюдение ее должно продолжаться до конца света. Где
говорится о том, что Бог освободил нас от соблюдения одного дня из
семи?
Для чего Бог назначил Субботу?
1) Ради уважения к Себе. Бог должен был отделить один день из семи непосредственно для служения Себе, чтобы посредством этого Он был признан Великим, Абсолютным и неограниченным Господом, обладающим властью и повелевать нам поклоняться Себе, и назначать время, когда Ему следует поклоняться.
2) Из-за уважения к нам. День Субботний назначен для нашего блага, он
производит в нас святость. Все остальные дни недели, отданные своему
бизнесу, заставляют нас забыть о Боге и своих душах, а Субботний день
возвращает нам нашу память. Когда скопившаяся грязь этого мира
настолько налипла на колеса наших привязанностей, что они с трудом
могут двигаться по направлению к Богу, то приходит Суббота и смазывает
колеса наших чувств так, что они начинают стремительно двигаться.
Именно для этого Бог определил этот день. В этот день наши мысли
возносятся на небеса, уста говорят о Боге и напоминают ручку писателя,
готовую к работе, глаза источают слезы, а душа сгорает от любви. Сердце, которое на протяжении недели оставалось замороженным, теперь тает от Слова. Суббота
- друг религии, она отшлифовывает коррозию наших благодатей, это
духовное торжество, в течение которого душа ведет беседу со своим
Создателем.
   Далее я покажу вам пример того, как нужно святить Субботу. Но прежде нам необходимо разобраться в одном важном вопросе.Как случилось, что теперь мы соблюдаем не Субботу в качестве седьмого дня,
как было утверждено в ранних цивилизациях, а изменили ее на другой
день недели?   Седьмой день недели, Суббота, которая была иудейской Субботой, теперь отменен, и взамен нее был назначен первый день недели - христианская Суббота. Нравственная составляющая, или сущность четвертой заповеди, заключается не в том, чтобы святили именно седьмой день недели, а в том, чтобы соблюдали в святости один день недели: так, как повелел Господь.
Как произошло, что седьмой день недели был заменен первым?
   Это было совершено не церковной властью. «Церковь, - сказал мистер Перкинс, - не обладает властью назначать Субботу».
1) Изменение Субботы с последнего дня недели на первый произошло по
личному повелению Христа, Который является Господином Субботы (Map.
2:28). А кто может назначать день, как не его Господин? Он создал этот
день. «Сей день сотворил Господь» (Пс. 117:24). Арнобий и большинство
толкователей понимают христианскую Субботу как день Господний (Отк.
1:10). Как Вечеря Господняя взяла свое название благодаря повелению
Господа отделять хлеб и вино от обычного для особого и священного использования, так и день Господень называют так, потому что Господь учредил его и отделил от обычных дней недели для особого поклонения и служения. Христос воскрес из мертвых в первый день недели и в этот же день дважды являлся Своим ученикам (Иоан. 20:19,26). Это должно было объявить им, по словам Августина и Афанасия, что Он пе­реносит иудейскую Субботу на день Господень.
2) Соблюдать первый день недели стали уже апостолы. «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в
следующий день, беседовал с ними...» (Деян. 20:7), (1 Кор. 16:2). В этот день ученики преломляли хлеб и проповедовали. Августин, Иннокентий и Исидор считают, что соблюдение евангельской Субботы было апостольским постановлением, и утверждают, что, в силу установленного апостолами порядка, именно этот день должен быть отделен для поклонения Богу. Все действия апостолов были продиктованы Божественным авторитетом, так как они были вдохновлены Святым Духом.
3)Первобытная Церковь высоко ценила день Господень, который мы сейчас
празднуем. Соблюдение этого дня было важным символом их религии.
Игнатий, самый древний отец Церкви, живший во время апостола Иоанна,
сказал следующие слова: «Пусть каждый, кто любит Христа, соблюдает в
святости первый день недели, День Господень». Этот день соблюдался
Церковью Христа более шестнадцати веков, как пишет теолог Бусер.
 
Таким образом, вы узнали, как Суббота с седьмого дня недели была
перенесена на первый. Основная причина для изменения иудейской Субботы
на день Господний заключается в том, что она напоминает нам о «тайне
нашего искупления Христом». Бог учредил ветхую Субботу для напоминания
о сотворении, но теперь Он заменил ее первым днем недели в память о более славном деле, чем сотворение, - об искуплении. Как было сказано в Библии: «Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего» (Агг. 2:9), так и слава искупления больше славы сотворения. Великая мудрость проявилась в нашем сотворении, но еще более чудотворная мудрость - в нашем спасении. Велика была сила, сотворившая нас из ничего, но еще большая сила помогла нам, когда мы были хуже, чем ничто.
При сотворении было лишь произнесено Слово (Пс. 148:5), а при
искуплении пролилась Кровь (1 Пет. 1:19). Сотворение было делом перстов
Божьих (Пс. 8:4). а при искуплении Господь «явил силу мышцы Своей»
(Лук. 1:51). При сотворении Бог дал нам самих себя, а при искуплении -
отдал Себя. Благодаря сотворению мы имеем жизнь в Адаме, а благодаря
искуплению - жизнь во Христе (Кол. 3:3). Благодаря сотворению мы обрели
право на земной рай, а благодаря искуплению - право на Царство
Небесное. Поэтому Бог имел полное право изменить седьмой день недели
на первый, чтобы напоминать нам о нашем искуплении, которое несет в
себе больше славы, чем сотворение.
   Урок первый. Я хочу, чтобы это побудило вас с величайшим благоговением относиться к христианской Субботе, которую мы празднуем сейчас. Иудеи называли
Субботу «желанием всех дней и царицей дней», а мы можем назвать этот день
«отрадою, святым днем Господним, чествуемым» (Ис. 58:13). Металл, на
котором стоит царская печать, почитаем и высоко ценится. Бог поставил
Свою царскую печать на Субботу, День Господень, и поэтому она Достойна
почитания. Мы должны относиться к нему как к лучшему дню недели. Как
феникс среди птиц, как Солнце среди других планет, так и День Господень
среди остальных дней. «Сей день сотворил Господь» (Пс. 117:24). Бог
создал все дни, но благословил этот. Как Иаков получил благословение
от своего брата, так и Суббота получила благословение от остальных дней
недели. В этот день мы особым образом разговариваем с Богом. Евреи
называли его «днем света», поэтому в этот день Солнце Правды сияет над
нашими душами. Суббота - это день приобретений для души, сливки
времени. В этот день Христос воскрес из могилы, а Святой Дух сошел
на землю. Он услажден приятным благоуханием молитвы, которая, подобно
воскурению, восходит к небу. В этот день сыпется манна - пища ангелов.
Это день торжества для души, в котором каждая благодать играет свою роль. Все остальные дни недели мы трудимся для земных благ, а в этот день - для небес; тогда мы собираем солому, а сейчас - жемчуг. В этот день Христос возносит душу на гору и дарует ей преображающие видения славы. Он ведет Свою супругу в винный погреб и
разворачивает знамя Своей любви, дает ей ароматное вино и сок гранатовых яблок (Песн.П. 2:4; 8:2). В этот день Господь особым образом являет Себя душе. Апостол Иоанн был в Духе в день воскресный (Отк. 1:10), так как сверхъестественным образом был взят на небо. В этот день христианин пребывает на высоте в общении с Богом и воспринимает его как кратковременное пребывание на небесах (1 Иоан.
1:3). В этот день оживают наши святые ощущения, древо благодати
становится крепче, порочность ослабевает, а сатана низвергается,
подобно молнии, перед величием Слова. Большую часть Своих чудес Христос
совершил в Субботу, так продолжается и сейчас: мертвые души
пробуждаются, а каменные сердца становятся плотяными. Как же высоко мы
должны ценить и почитать этот день! Он драгоценнее рубинов.
Соблюдающих его Бог помазал елеем радости. В Субботу мы совершаем труд
ангелов: наши уста настроены на хвалу Богу. Суббота на земле - это тень
и прообраз славного покоя и вечной Субботы, которые мы надеемся иметь
на небесах, когда Бог будет храмом, а Агнец - светильником в нем (Отк.
21:22,23).
   Урок второй. «ШЕСТЬ дней работай...». Бог не требует, чтобы люди оставляли свою работу: религия не служит оправданием для безделья. Мы обязаны трудиться шесть дней так же, как и соблюдать в святом покое седьмой день. «Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в
безмолвии, ели свой хлеб» (2 Фес. 3:11,12). Христианин должен думать не
только о небесах, но и о своей работе. Капитан, сосредоточив свой
взгляд на звездах, держит руку на штурвале. Без труда опоры
благосостояния разрушатся, а земля, подобно полю ленивца, зарастет
крапивою (Прит. 24:31). Адам до своего грехопадения, будучи правителем
всего мира, не бездельничал, а должен был ухаживать и возделывать землю
(Быт 2:15). Благочестие не исключает трудолюбия. Стоячая вода
загнивает. Неодушевленные предметы находятся в движении: Солнце
движется по своей орбите, источники выбрасывают воду, а огонь
искрится. Одухотворенные творения производят работу. Соломон
направляет нас к муравью, чтобы научиться работать (Прит. 6:6; 30:25).
Пчела является символом трудолюбия: одни пчелы откладывают мед, другие
производят воск, третьи строят соты, четвертые стоят на страже у входа
в улей, охраняя его от трутней. Тогда разве не должен человек еще
больше посвящать себя труду? Повеление, данное в раю, так и не было
отменено: «В поте лица твоего будешь есть хлеб...» (Быт 3:19). Те
верующие, которые говорят, что живут по вере, но при этом не трудятся,
вызывают неприязнь, они напоминают лилии, которые «ни трудятся, ни
прядут» (Мат. 6:28). Благочестивый и образованный мистер Перкинс
сказал: «Если человек одарен превосходными дарами, с почтением слушает
Слово, принимает причастие, но в то же время не работает по призванию,
то все это лишь притворство». Для чего годен бездельник? Какая польза в
судне, которое всегда находится на берегу, или от оружия, которое висит
и ржавеет? Бездеятельная жизнь отдает человека во власть искушений.
Меланхтон называет безделье купанием дьявола, ибо он купается с
наслаждением в бездеятельной душе. Мы не сеем семена в землю,
остающуюся невозделанной, но сатана сеет большинство своих семян
искушений в те души, которые остаются бездеятельными и не заняты
трудом. Бездеятельность - кормилица порока. Сенека, закоренелый
язычник, сказал: «Ни один день не проходит, чтобы я не был
занят трудом». Бездельник является полным ничтожеством для этого мира,
а Бог не записывает нули в Книгу жизни. Писание говорит, что есть
такие, кто едят «хлеб праздности» и «пьют вино хищения» (Прит. 31:27;
4:17). Поэтому есть «хлеб праздности» - то же самое, что и пить «вино
хищения». Бездельник не может дать отчет о проведенном времени. Время - это талант, которым мы промышляем и в личном, и в общем призвании.
Бездельник зарывает свой талант в землю и ничего не делает, он не
использует свое время, а теряет его. Жизнь такого человека бесполезна,
он зря занимает место под солнцем. Бог называет ленивых слуг
«лукавыми»: «лукавый раб и ленивый!» (Мат. 25:26).
Дракон, чьи законы были написаны кровью, лишал жизни тех, кто не трудился много. В Гетрурии таких людей высылали. Своей жизнью бездельники нарушают
заповедь «шесть дней работай». Пусть будут осторожными, чтобы их не
изгнали с небес. Человек может отправиться в ад за безделье точно так
же, как и за неверие.
Изложив причины, исходя из которых необходимо соблюдать в святости Субботу, я перехожу к следующему вопросу.
III. Как мы должны святить Субботу.
1)Что мы не должны делать. В Субботу мы не должны работать. Заповедь гласит:
«...Не делай в оный никакого дела..» - Бог отделил этот день для себя.
Поэтому мы не должны проводить его как обычно, посвятив земным делам-
Как Авраам, отправившись совершить жертвоприношение, оставил слугу и
осла у подножия горы, так и мы, поклоняясь Богу в этот день, должны
оставить все мирские заботы: оставить осла у подножия горы (Быт. 22:5).
Как Иосиф, собравшись поговорить со своими братьями, выставил египтян
из комнаты, так и мы, собираясь в этот день иметь общение с Богом,
должны отложить все земные заботы. Воскресный день - день святого
покоя. Мы должны воздержаться и временно приостановить все мирские
дела, ибо они оскверняют его. «В те дни я увидел в Иудее, что в субботу
топчут точила, возят снопы и навьючивают ослов вином, виноградом,
смоквами и всяким грузом, и отвозят в субботний день в Иерусалим. И я
строго выговорил им в тот же день. И я сделал выговор знатнейшим из
Иудеев и сказал им: зачем вы делаете такое зло и оскверняете день
субботний?» (Неем. 13:15,17). Кощунство - воровать для
мирских забот у Бога время, которое Он отделил для поклонения Себе.
Тот, кто посвящает воскресное время мирскому бизнесу, хуже вора,
который грабит на дороге, ибо второй грабит человека, а первый - Бога.
Господь запретил собирать манну в Субботу (Исх. 16:26). Некоторые,
возможно, думали, что это допустимо, так как манна была их «хлебом
насущным», и время, когда она выпадала, было между пятью и шестью
часами утра. Поэтому, если ее вовремя собрать, остаток Субботы они
могли бы быть заняты поклонением Богу. Кроме того, им не нужно было
далеко ходить за ней, так как она лежала у их дверей и на их палатках.
Тем не менее, они не должны были собирать манну в Субботу, и за одно
лишь намерение сделать это Бог сильно рассердился. «Но некоторые из
народа вышли в седьмой День собирать — и не нашли. И сказал Господь
Моисею: Долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и
законов Моих?» (Исх. 16:27,28). Безусловно, и помазание Христа, когда
Он был мертвым, было похвальным делом. Но, хотя Мария Магдалина и
Мария, мать Иакова, и приготовили приятные помазания для мертвого тела
Христа, они не пошли к гробнице бальзамировать Его, пока не
закончилась Суббота. Они «в субботу остались в покое по заповеди» (Лук.
23:56). Рука не может быть занята трудом в воскресный день, не
осквернив сердце. Даже язычники, по зову природы, не занимались
мирскими делами в то время, которое было выделено для поклонения их
лживым богам. Климент Александрийский писал об одном римском
императоре, который в день, посвященный поклонению своему богу,
отложил военные дела и посвятил все время ему. Любой труд, совершаемый
в воскресенье, демонстрирует неверующее сердце и сильно оскорбляет
Бога. Совершая мирскую работу в этот день, мы идем по дороге,
вспаханной дьяволом, и обесцениваем душу. Бог сотворил этот день,
чтобы мы возносились сердцем к небесам, общались с Ним и совершали труд
ангелов, а люди, занимаясь земными делами, понижают душу в славе. Бог
не допустит, чтобы на Его день покушались и хоть в малейшей степени
оскверняли его. Человека, собиравшего дрова в Субботу, Господь повелел
побить камнями (Числ. 15:35). Кажется незначительным событием -
собрать несколько веток, чтобы развести огонь, тем не менее, Бог не
желает, чтобы этот день нарушался в малейших деталях. Более того, даже
такая работа, имеющая отношение к религии, как высечка камня для
строения святилища, не должна была совершаться в Субботу. Веселеил,
высекавший камни и вырезавший по дереву для святилища, должен был
прекращать работу в Субботу (Исх. 31:15). Храм - это место поклонения
Богу, но строить его в этот день было грехом. Совершение рабского
труда в Субботний день считалось неправильным освящением этого дня.
   Однако совершать неотложную работу и благотворить можно в этот день. В таких случаях Бог проявляет милость и не наказывает. Во-первых, вполне законно восполнять необходимые по природе человека нужды. Пища для тела - как масло для светильника. Во-вторых, вполне законны дела милосердия, например, помощь соседу, если его жизнь или имущество в опасности. В этом плане евреи были особо щепетильны и высоко ценили тех, кто не творил милосердия в Субботу. Если человек
был болен, то в этот день, по их мнению, не должны были использоваться
средства для его исцеления. Иисус обвинил их в лицемерии, когда они
рассердились из-за того, что Он исцелил в Субботу (Иоан. 7:23). Если
дом был охвачен огнем, то, по их мнению, евреи не должны были носить
воду, чтобы потушить его. Если судно в этот день давало течь, то они не
должны были останавливать ее. Они были «чрезмерно праведны», это было
кажущееся усердие, которому не хватало благоразумия, направляющего
его. За исключением этих двух случаев - неотложных дел и
благотворительности, - вся мирская работа должна быть отложена на
период воскресного дня. «Не делай в оный никакого дела». Все это
предъявляет обвинение и осуждает тех из нас, чьи руки чрезмерно заняты
в этот день: одни накрывают пышные пиры, другие открывают двери
магазинов и продают мясо в воскресенье. Капитан отправляется в плавание
именно в воскресенье и таким образом несется на полных парусах, нарушая
заповедь. Другие работают частным образом, открывают свои витрины и
торгуют при закрытых дверях. Но хотя им и кажется, что они спрятали
свой грех за занавесом, Бог видит его. «Куда пойду от Духа Твоего, и от
лица Твоего куда убегу? Но и тьма не затмит от Тебя» (Пс. 138:7, 12).
Такие люди оскверняют этот день, и Бог предпримет действия, чтобы
наказать их.
2)Как мы должны святить Субботу. Мы соблюдаем Субботу в
святости, посвящая этот день служению Великому Богу. Мы должны
отдыхать в воскресный день от своей работы, но если мы лишь отдыхаем и
ничего больше, то вол и осел соблюдают Субботу так же, как и мы, ибо в
этот день они тоже отдыхают. Мы должны посвятить этот день Богу, и не
просто «соблюдать», а «святить» его. Освящсние дня воскресного
заключается, во-первых, в приготовлении к нему. Если бы князь
должен был прийти в ваш дом, то как бы вы готовились, чтобы ублажить
его! Вы бы подмели дом, вымыли полы, украсили бы комнату самыми
красивыми гобеленами и гардинами, чтобы это место было достойно
положения такой важной персоны. В благословенный день воскресный Бог
хочет иметь приятное общение с вами. Словно Он желает вам сказать те
же слова,что и Иисус - Закхею: «Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне
быть у тебя в доме» (Лук. 19:5). А какие приготовления вы должны
сделать, чтобы ублажить Этого Царя славы? Накануне воскресенья, в
субботу вечером, найдите уединенное место, отвлекитесь от этого мира и
соберите свои мысли вместе, чтобы поразмыслить о приближающемся великом
дне. Изгоните все нечистые мысли, которые могли бы сделать вас негодным
для дел Субботы. Вечерние приготовления подобны настройке инструмента,
которая лучше приготовит сердце для исполнения обязанностей
приближающегося дня воскресного.
Во-вторых, освящение Субботы заключается в священном соблюдении ее. Возрадуйтесь этому приближающемуся дню, так как именно в этот день мы получаем
награду для своей души и можем насладиться Божьим присутствием. «Авраам, отец
ваш, рад был увидеть день Мой...» (Ио-ан. 8:56). Поэтому, когда мы видим,
что воссиял свет Субботы, то должны радоваться и «называть субботу
отрадою, святым днем Господним, чествуемым» (Ис. 58:13). Как в определенный день недели Бог давал манны в два раза больше, чем в остальные, так и в воскресенье Он проливает манну небесных благословений в два раза больше, чем в остальные. Именно в этот день Христос вводит душу в дом пира и разворачивает над ней знамя любви; именно тогда роса Духа опускается на душу, благодаря чему та оживает и утешается. Как много душ могут написать, что день воскресный стал днем их рождения свыше!
Этот день покоя является залогом вечного покоя на небесах. Тогда разве недолжны
мы радоваться его приближению? День, когда сияет Солнце Правды, должен быть
днем веселья.
 
Утром в воскресенье встаньте вовремя. В этот день Христос воскрес рано,
до восхода солнца (Иоан. 20:1). И если Он воскрес так рано, чтобы
спасти нас, то не должны ли мы встать рано, чтобы поклониться и
прославить Его? «...Тебя от ранней зари ищу я» (Пс. 62:2). Разве не
встаем мы вовремя в остальные дни недели? Земледелец встает рано, чтобы
вспахать землю, путник встает рано, чтобы отправиться в дорогу, так не
должны ли и мы поступать так же в день, когда отправляемся на небеса?
Безусловно, если мы любим Бога, то в этот день встанем вовремя, чтобы
встретиться с Тем, Кого любит наша душа. Тот, кто всю ночь перед
воскресным днем занят работой, так сильно хочет спать, что с трудом
встает вовремя в воскресенье утром.
IV. Облачив свои тела в одежду и таким образом приготовив их, мы должны приготовить свои души для слушания Слова Божьего.
   Как израильский народ должен был омыться перед принятием закона (Исх.
19:10), так и мы должны омыть и очистить свои души. Это совершается с
помощью чтения Слова, размышления и молитвы.
1)С помощью чтения Слова. Слово Божье является могучим средством для освящения сердца и настройки его на особый, воскресный лад. «Освяти их истиною Твоею»
(Иоан. 17:17). Читайте Слово внимательно, серьезно, с чувством,
воспринимайте его как пророчество с небес, источник спасения и книгу
жизни. За богатство Давид ценил его дороже золота, а за сладость -
выше меда (Пс. 19:11). Если наши сердца безрадостны, то, при правильном
чтении Слова, они оживятся; если они жестоки - то смягчатся, если они
холодные и замороженные - то загорятся. И тогда мы скажем, как ученики:
«...Не горело ли в нас сердце наше?». Некоторые же пойдут слушать
проповедь прямо с постели. И причина, почему многие не получают пользы
в воскресенье от проповеди Слова, заключается в том, что утром они не
завтракают с Богом, читая Его Слово.
2)Размышления. Восходите на гору размышлений и общайтесь там с Богом. При размышлении душа погружа­ется в саму себя и таким образом, серьезно и торжественно размышляя о Боге, сердце возноситься к божественным ощущениям. Этим особенно хорошо занимать в воскресное утро. Размышляйте о четырех вещах:
а) О делах сотворения. Об этом говорится в заповеди: «...Создал Господь
небо и землю, море...». Сотворение - зеркало, в котором чудесным
образом представлена мудрость и сила Бога. Бог создал все прекрасные
структуры мироздания из ничего, лишь Своим Словом. «Словом Господа
сотворены небеса...» (Пс. 32:6). Ученики удивились, увидев, что Христос
одним словом успокоил море (Мат. 8:26), но еще более поразительным было
сотворение моря посредством Слова. Давайте в воскресенье размышлять о
бесконечности Творца. Посмотрите на твердь небесную - и вы увидите
«дела Господа и чудеса Его в пучине» (Пс. 106:24). Посмотрите на землю
- и вы увидите чудесную природу минералов, силу магнита, целительные
свойства трав и красоту цветов. Размышляя об этих делах сотворения,
так необычайно украшенных, мы научимся восхищаться Богом и славить
Его. «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро»
(Пс.  103:24). Размышляя о делах сотворения, мы научимся доверять
Богу. Тот, Кто все создал, сможет и обеспечить нас; Тот, Кто мог сотворить нас из небытия, сможет поднять нас, когда мы упали. «Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю» (Пс. 123:8).
б) Размышляйте о святости Бога. «Свято и страшно имя Его!» (Пс.  110:9).
«Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния...» (Авв. 1:13).
Бог по Своей сущности, природе и рациональности свят. Вся святость
людей и ангелов является лишь хрустальным потоком, текущим из
прославленного источника. Бог любит святость, ибо она отражает Его
Собственный образ. Царю не может не нравиться видеть свое собственное
изображение, отпечатанное на монете. Бог рассматривает святость как
Свою славу и самый яркий драгоценный камень Своего венца. Он
«величествен святостью» (Исх. 15:11). Именно такое размышление
подходит для раннего воскресного утра, и оно располагает наши
сердца особым образом, который угоден святому Богу. Задумываясь о
святости Бога, мы начинаем преобразовываться по Его подобию.
в) Размышляйте о любви Христа, искупившего нас (Отк. 1:5). Искупление
превосходит сотворение: одно является монументом Божьей силе, а второе
- монументом Его любви. Это подходящее занятие для воскресенья. О,
безграничная, изумительная любовь Христа, которая поднимает
несчастные творения, ранее находившиеся в состоянии виновности и
проклятия! Ведь ради этого Христу, Который был Богом, пришлось умереть! Этому
прославленному Солнцу Правды пришлось померкнуть! Нет, мы никогда не
сможем полностью выразить свое восхищение этой любовью, даже на
небесах. Ведь Христу пришлись умереть ради грешников! Не за грешных ангелов, а за грешных людей: чтобы такие комья земли и греха могли стать яркими звездами славы! О, поразительная любовь Христа! Ведь Христос не только умер за грешников, но и как грешник! «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех» (2 Кор. 5:21). Он, будучи прославленной Личностью Троицы, «к злодеям причтен был» (Ис. 53:12). Он, не имевший греха, стал грешником, так как Ему вменились
все наши грехи. В Нем не было греха, а грех был возложен на Него. Это
была такая огромная любовь, которая может поразить и изумить нас. Ведь Христос искупил нас, не ожидая чего-либо в ответ или какой-либо выгоды! Человек
никогда не вложит свои деньги в покупку, если они не вернутся с
прибылью. Но какой выгоды мог ожидать Христос, приобретая и искупая
нас? Мы были в таком положении, что и не заслуживали, и не могли
отплатить Христу за Его любовь. Мы не заслуживали ее, так как были «в
своих кровях» (Иез. 16:6). В нас не было духовной красоты, которая
могла бы привлечь Его. Более того, мы были не только «в своих кровях»,
но и с оружием, направленным против Него. «...Будучи врагами, мы
примирились с Богом смертью Сына Его...» (Рим. 5:10). Когда лилась Его
Кровь, мы извергали отраву. А раз мы не заслуживали Его любви, то и не
могли отплатить за нее. Даже после Его смерти мы не можем любить Его,
если только Он не побудит нас. Мы ничего не можем дать Ему за Его
любовь. «Кто дал Ему наперед?» (Рим. 11:35). Мы прозябали в нищете.
Если в нас есть хоть немного красоты, то лишь от Него. «...Она
(красота) была вполне совершенна при том великолепном наряде, который Я
возложил на тебя» (Иез. 16:14). Если мы и приносим добрые плоды, то не
благодаря своему собственному росту, а благодаря Ему - истинной
виноградной Лозе. «От Меня будут тебе плоды» (Ос. 14:9). Лишь чистая
любовь Христа могла побудить Его пролить Свою Кровь, чтобы искупить
тех, в улучшении которых Он не был уверен. А ведь Христос умер добровольно! «...
Я отдаю жизнь Мою...» (Иоан. 10:17). Евреи не могли бы отнять у Него
жизнь, если бы Он добровольно не отдал ее. Он мог иметь легионы
ангелов, охраняющих Его жизнь. Но была ли в этом необходимость, если Он
Сам, будучи Личностью Троицы, мог защитить Себя от всех нападок? Он
добровольно отдал Свою жизнь. Евреи не так жаждали Его смерти, как Он
- нашего искупления. «Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь,
пока сие совершится!» (Лук. 12:50). Свои страдания Он называл
крещением, Он был крещен Своей собственной Кровью и думал об этом
намного раньше Своих страданий. Чтобы показать, что Он добровольно
принял смерть, Его страдания названы жертвой -«принесением тела Иисуса
Христа» (Евр. 10:10). Его смерть была добровольной жертвой. Ведь Христа никто не заставлял страдать, и Он не долго задумывался над этим!
Хотя Его бичевали и распяли, но Он был удовлетворен сделанным, и, если
бы потребовалось, вновь пошел бы на это. «На подвиг души Своей Он будет
смотреть с довольством» (Ис. 53:11). Как мать, имевшая тяжелые роды, не
сожалеет о своих страданиях, а радуется, видя рожденного ребенка, так и Христос,
после страшных мук на кресте, мало думал о них и не печалился, а, видя
искупленного человека, рожденного в мир, понимал, что Его пот и Кровь пролились не зря. Ведь Христос искупил лишь некоторых, но не всех! Это
- поразительная любовь. Хотя Его заслуг достаточно, чтобы спасти всех,
тем не менее, лишь немногие становятся причастниками спасающей
благодати, а многие остаются неверующими. «Но есть из вас некоторые
неверующие» (Иоан. 6:64). Христос молится не обо всех (Иоан. 17:9).
Одни отказываются от Него. Он является камнем, «который отвергли
строители» (Пс. 117:22). Другие смеются нал Ним (Лук. 16:14). Третьи
отказываются нести свой крест и говорят: «...Не хотим, чтобы он
царствовал над нами» (Лук. 19:14). Поэтому не все получают от Него
выгоды, сопутствующие спасению. Здесь и проявляется различающая
любовь Христа: когда приобретения, которые несет с собой Его смерть,
достигают одних, но не других. «Не много из вас мудрых по плоти, не
много сильных, не много благородных» (1 Кор. 1:26). Ведь Христос
прошел мимо многих людей благородного происхождения, а выбор свободной
благодати пал на вас, ведь Он окропил вас Своею Кровью! О, глубина
любви Христа! Ведь Христос так сильно любит нас! Апостол
называет ее «превосходящей разумение любовью Христа» (Еф. 3:19). Ведь
Он любит нас сильнее, чем ангелов. Их Он любит как друзей, а верующих -
как Свою жену. Он любит нас той же любовью, которой Бог Отец любит Его.
«Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас» (Иоан. 15:9), О, какую
безмерную любовь проявил Христос, искупив нас! Ведь любовь Христа,
проявившаяся в искуплении, вечна! «...Возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Иоан.  13:1). Любовь Христа непревзойденна и бесконечна. Цветок Его любви сладок, и именно бессмертие придает ему сладость. Его любовь
вечна, Он никогда не разведется со Своей избранной супругой. Падения
народа Божьего не могут загасить эту любовь, а лишь немного охладить
ее. Его падения могут разгневать Христа, но Он не возненавидит его.
Каждое одиночное падение не разбивает брачные узы. Любовь Христа не
похожа на любовь святых. Иногда их чувства к Нему пылают, а иногда
охладевают, и верующие не находят в себе даже крупицы любви, волнующей
их. Но совсем другой является любовь Христа к ним: это любовь вечности.
Если солнечный свет избирающей любви Иисуса хоть раз воссиял над душой,
то он никогда окончательно не затмится. Смерть может отнять у нас нашу
жизнь, но не любовь Христа. Это также является превосходной темой для
размышления в воскресное утро. Размышления о чудесной любви Христа,
проявившейся в искуплении нас, также настроит наше сердце на
воскресный лад.
   Мысли о прегрешениях против такого любящего Спасителя и нашей духовной неблагодарности заставят наше сердце истекать слезами. Ведь за Его любовь и добро, проявленные к нам, мы отплатили злом и, подобно афинянам, изгнавшим Аристида из своего города, несмотря на все, что он сделал для них, мы прогнали Христа из своего храма. Ведь мы огорчали Его своей гордостью, вспышками гнева, I
бесплодием, враждебностью и чуждыми распрями. Неужели мы будем так
жестоко обращаться со своим другом? Неужели в нас нет сострадания к
нашему Спасителю? Разве Христос недостаточно страдал на кресте, что мы
заставляем Его страдать еще больше? Ведь всем этим мы еще раз
предлагаем Ему выпить «уксус с желчью». О, если что-либо может
растворить наше сердце в сожалении и заставить глаза истекать слезами,
то это наша неблагодарность, предлагаемая Христу. Когда Петр вспомнил о
любви Христа к нему: как Он сделал его апостолом, открыл душевные
тайны, взял на гору преображения, а он сам все-таки отрекся от Него, его сердце разрывалось от горя, и он «плакал горько» (Мат. 26:75). Какое блаженство - изливать слезы в воскресенье! И ничто не побудит нас больше рыдать, чем размышления о любви Христа к нам и о нашей неблагодарности.
 
Утренние воскресные размышления о любви Христа зажгут в наших сердцах
любовь к Нему. Неужели наши сердца не согреются от любви к Нему, когда
мы вспомним о том, что Он истекал Кровью и умер ради нас? Любовь - душа религии, самое чистое чувство.
Выше всего Христос ценит не реки елея, а искорку любви. И, конечно же,
как у Давида «в мыслях возгорелся огонь» (Пс. 38:4), так и мы,
размышляя о любви Христа, искупившего нас, разжигаем огонь нашей любви
к Нему. И тогда христианин имеет блаженное воскресное настроение и,
подобно серафимам, сгорает от любви ко Христу.
г)  В воскресное утро размышляйте о небесной славе. Небеса - это квинтэссенция и сущность счастья. За богатство и величие их называют царством (Мат. 25:34). Оно
представлено в виде драгоценных камней и ворот из жемчуга (Отк.
21:19,21). Там присутствует все, что символизирует славу: ясный свет,
совершенная любовь, незапятнанная честь, чистая, без примесей,
радость; а главное, что венчает радость небесного рая, - это вечность.
Представьте себе земные царства более богатыми, чем они есть: здания из
золота, стены из жемчуга, окна из сапфира... Но все это подвержено
тлению. А Царство Небесное вечно, «блаженство в деснице Твоей вовек»
(Пс. 15:11). Именно в этом заключается сущность славы и делает небеса
небесами - непосредственное видение и пользование благами
благословенного Бога. «А я в правде буду взирать на лице Твое;
пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» (Пс. 16:15). О,
размышляйте о небесном Иерусалиме!
   Это достойное занятие для воскресенья. Размышления о небесах вознесут наши сердца выше этого мира. О, как земное уменьшится и исчезнет, если наши мысли вознесутся выше видимого и нам откроется видение будущей славы!
Эти размышления о небесах сделают нас блаженными во время воскресных
упражнений! Они оживят наши чувства, добавят крылья нашему религиозному
рвению и дадут возможность быть «в духе в день воскресный» (Отк. 1:10).
Как энергично служат Богу те, кто имеет перед глазами венец славы!
3)Мы облачаем наши души в молитву в воскресное утро. «Когда молишься, войди
в комнату твою...» (Мат. 6:6). Молитва освящает воскресенье.
а) О чем мы должны молиться в воскресное утро. Давайте просить
благословений для проповедуемого Слова: чтобы оно было сутью жизни для
нас, чтобы, услышав его, наш разум еще больше просветился, наша
порочность ослабла, а древо благодати окрепло. Давайте молиться, чтобы
Бог особым образом пребывал среди нас, чтобы наши сердца горели, пока
Он будет говорить к нам, чтобы мы получили Слово, смягчающее и
смиряющее наши сердца, чтобы мы могли подчиниться ему и принести добрые
плоды (Иак. 1:21). Мы должны молиться не только о себе, но и о других.
 
Молитесь о проповедующем: чтобы его языка коснулся уголь с Божьего
жертвенника, чтобы Бог воспламенил сердце того, кто должен помочь
согреться другим. Ваши молитвы должны быть средством, воодушевляющим
служителя. Некоторые жалуются, что не получают пользы от
проповеданного Слова. Возможно, они не молились о своем служителе так,
как должно. Молитва подобна заточке инструмента, в результате которой
он режет лучше. Молитесь со своей семьей и о семье. Молитесь о всей
общине, которая встречается в этот день в страхе Божьем: чтобы роса
Духа выпала вместе с манной Слова, чтобы одни души обратились, а другие
- окрепли, чтобы Евангелие постановлений продолжалось и ничто не могло
ограничить его. Обо всем этом нужно молиться. Дерево милости не уронит
своих плодов, если его не встряхнет рука молитвы.
б) Как мы должны молиться. Недостаточно просто произнести молитву. Молясь холодно и безжизненно, мы по­буждаем Бога отказать. Мы должны молиться с
благоговением и смирением, искренно, надеясь на Божью милость (Лук.
22:44). Христос молился более ревностно. Чтобы молиться с большим
рвением, мы должны ощущать свои нужды. Тот, кто стеснен в своих
нуждах, будет искренне молиться и настоятельно умолять. Более страстно
молится тот, кто молится с чувством. Это и называется освящением
воскресного утра и является хорошей подготовкой для проповеди Слова.
Если почва обработана плугом, то она готова принимать семена. Если
сердце сокрушается в молитве, то оно готово принять семя проповеданного
слова.


Рецензии