Фильм Дом Солнца

Вчера поздним вечером я впервые посмотрел фильм Игоря Ивановича Сукачева «Дом Солнца». Впечатление мощное…

«В потолке открылся люк – это глюк...
На стене сидит паук – тоже глюк».

Начнём с того, что к Гарику Сукачеву у меня давнее предвзято-хорошее отношение. Он младше меня лет на десять, но яркость его первых появлений на телеэкране просто ошеломляла – в поношенной тельняшке, вытертых галифе и с сумасшедшим песенным драйвом. Пение на пределе (а иногда – и за пределом) физических возможностей. Пот катится градом. А иногда невозможно разобрать – пот или слёзы стекают по щекам певца.
Недавняя передача «Достояние республики» (http://www.1tv.ru/sprojects/si=5765 )  признала (путём голосования среди слушателей в зале) лучшей песней Гарика «За окошком месяц май» - http://www.youtube.com/watch?v=p8kEzVHn3Rk. Мне, конечно, гораздо ближе «Ночной полёт» http://www.youtube.com/watch?v=lqoMQKt4DfI.
Парень из деревни Мякинино (позже вошедшей в Тушинский район Москвы)  - собрание талантов. Он не только автор и исполнитель собственных песен – он ещё и талантливый актёр, снявшийся в двадцати четырёх фильмах. Сукачев трижды выступал в роли сценариста и режиссёра. И ещё – он умный и эрудированный человек.

Фильм «Дом Солнца» лишь немного уходит в сторону от реальности. Всё очень близко к обстановке начала семидесятых годов, когда я сам (и большинство моих друзей) жили в Системе. Я по праву могу причислить себя к «олдовым хиппам» системного пипла. Об этом периоде мой жизни подробней можно узнать из рассказа «Самолечение по доктору Кеворкяну» - http://www.proza.ru/2009/12/08/1247 - главы «Сергей» и «Андрей».
Вот тут разница в десять лет между мной и Гариком даёт мне преимущество – он знает «фактуру» по рассказам друзей, а я в этом жил. И это даёт мне право сказать свою пару слов о хиппи и о Системе.
Народ наш собирался на системном флэте у Аппарата. Съезжались туда хиппи со всей матушки-России (да и «забугорные» появлялись). Наша разношерстная толпа наводила страх на степенных прибалтийских буржуа одним своим обликом кочующего цыганского табора. От политики мы были далеки – если не считать разовой акции расклеивания в центре города коротких «дацзыбао» с цитатой из Мао Цзэдуна: «Винтовка рождает власть». Самый талантливый художник в нашей компании (Серёжа Дружинин) рисовал углём и сангиной лики Христа на светлых известняковых плитах. Под ликом, как правило, подписывал: «Бог есть любовь». Велись споры о буддизме и христианстве, исламе и суфиях. Пили дешевое вино, курили траву, а некоторые переходили на эксперименты с более тяжёлыми наркотиками. Весной двигались «на трассу» и разъезжались по стране. Андрей Мадисон добирался автостопом до родного села Василия Шукшина на Алтае. А я уезжал «на собаках» (на электричках) и «на оленях» (поездах) до Владивостока. Все вписки в записной книжке, книжка в ксивнике, ксивник – на груди.
Фильм Гарика Сукачева напомнил мне эти замечательные времена – уже за это я ему благодарен. А вот с акцентами этой ленты я не вполне согласен. Да, конфликты с властями у нас были постоянно: берёза нам винтилово устраивала при каждом удобном случае (задержание милицией). Но вызвано это было не какими-то нашими политическими амбициями (не считать же таковыми ношение «пасификов»), а нашими сигаретами, где табака было меньше, чем «травы».
И не боролись мы с Советской властью никаким образом – просто мы не вписывались в рамки партноменклатурного мышления. Существовали раздельно. И не было у хиппи ни партий, ни храмов с позолотой, ни слёз об утраченных ценностях. А был свой язык. Свой сленг. Свой жаргон.
И двое моих друзей создали книгу «Сленг хиппи». Автор книги – Фёдор Рожанский. А предисловие написал мой (покойный уже) друг  - Андрей Освальдович Мадисон. Его называли "патриархом советского хиппизма", к чему сам Андрей относился с иронией.
http://www.netslova.ru/mirza/madis.htm 
На последней страничке этой тонкой книжки, вышедшей в 1992-м году, несколько фраз. Вот одна из них «Кабы я была кингица, спичит фёрстая герлица…»
Тираж у книги был всего-то 20 000 экземпляров. Давно стала библиографической редкостью. Но интересующиеся могут прочитать в Интернете книги Андрея Мадисона:
(«ОТРАЖЕНИЕ» - СПб: ГИЦ «Новое культурное пространство», 2004 г. 512 стр. Тираж 1000 экз.)
«ПОЭТИКА И ПОЛИТИКА» - СПб. ГИЦ «Новое культурное пространство»; Библиотека Трамп, 2004 г. – 192 стр.) ссылка: http://enatramp.narod.ru/obz.files/obz2.html .

Друзья уходят. Но мы-то их помним.
От них остаются картины, книги, стихи и дети.

Заканчивая свой короткий текст, я хочу дать ссылки на некоторые работы Андрея Мадисона (а там есть, о чём подумать):

Тексты на "Сетевой словесности": http://www.netslova.ru/madison 

Немножко прозы: http://www.sotyjornal.narod.ru/soty3/bd/mad.html

Текст из "Забриски Пойнт": http://www.zabriski.ru/sources1.html

Статьи из самиздата на "Золотом подполье": http://goldenunder.sakhaworld.org/333/woodstock.php 
http://goldenunder.sakhaworld.org/333/madison.php

"Книга-раскраска" (тексты Андрея Мадисона с фотографиями Евгения Миленького) "Отражение": http://enatramp.narod.ru/obz.files/obz3.html 

Сборник статей "Поэтика и политика": http://enatramp.narod.ru/obz.files/obz2.html 

Рецензия на сборник из "НГ - Ex Libris": http://exlibris.ng.ru/massolit/2005-03-17/6_outgame.html

Два текста со СМИ.Ру:
эссе "Маршалл Маклюэн и информационные войны" и пресс-портрет С.А.Караганова:
http://www.smi.ru/00/01/14/245456.html
http://www.smi.ru/text/99/11/22/246345.html

Текстов на СМИ.Ру было больше (можно найти название как минимум ещё одной статьи - "Лев Черной: оратор и оратай"), но сейчас на сайте их нет.

Два автобиографических текста - "Трудовая книга" (вошла также в "Отражение") и "Мгновенная коммуна"
http://daseiner.livejournal.com/285016.html

Два текста ("В сторону свана" и рецензия на две первые книги трилогии И.Дойчера о Л.Троцком):
http://enatramp.livejournal.com/327.html
http://enatramp.livejournal.com/3890.html

Некролог И.Тюрина:
http://ilyadom.russ.ru/dit1enter/dit1ilya/20040112.html

Книга писем, вышедшая в прошлом году: http://www.ozon.ru/context/detail/id/3905311/ 

Статьи из "Русского журнала": http://old.russ.ru/authors/madison.html

В 1999-2000 гг. Андрей был редактором отдела политики "Русского журнала". Его преемник считал (по неизвестным причинам) своим долгом вставлять в статьи предшественника издевательские комментарии "от редакции", и сотрудничество Мадисона с РЖ завершилось 30 января 2001 г.

ЧИТАТЬ:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7. 8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.


Рецензии
Спасибо за ссылки, Мальхан!

Тоже вчера посмотрела и концерт и фильм. Гарик прекрасен, и фильм - как Гарик: стихия, драйв, романтика и печаль.

Несколько вопросов к исполнителю Солнца всё же есть - на мой взгляд, не вполне "догонял" атмосферу, и свите частенько приходилось играть короля. А в целом - хорошее, светлое впечатление. Конечно хиппарей я не застала, но в юности тоже потусоваться довелось...

Доброй ночи.

Аманда Глумская   12.02.2011 22:49     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Аманда!
Благодарю вас за отзыв.
Игра актёров (на мой взгляд) вполне приемлема. Вот с идейной стороной - тут всё сложнее. Для меня идейный посыл Гарика расшифровывается таким образом: светлая душой (и талантливая) молодь с ярко выраженной индивидуальностью стремится провести границу между собой и всем остальным обществом: типа того, что этим показывается лживое и фальшивое советское устройство мира и чистота душ молодых.
Мне вполне понятна точка зрения Сукачева: в советские времена певцы и эстрадники зарабатывали не шибко много. Даже звёзды уровня Аллы Пугачевой были рады, когда им удавалось заработать тридцать-сорок рублей в день. С нынешним уровнем доходов несравнимо! Для них те времена страшны...
Но, повторю ещё раз, Гарику в 1971-м году было десять лет, а я в эти времена уже примкнул к Системе. А к концу семидесятых движение хиппи перестало быть массовым. Сомневаюсь, что Гарик успел принять участие в движении Детей Цветов. Скорее всего - узнавал по рассказам старших друзей.
Не надо забывать и того, что внутри самой Системы было множество разных идейных течений.
Наше ощущение мира - мгновенная коммуна. Эта коммуна возникает при самом коротком знакомстве с интересным человеком, с водителем на трассе, со случайным попутчиком, с владельцем квартиры, куда тебе удалось "вписаться" на ночевку.
Мы были самыми яркими стихийными коммунистами в первоначальном значении этого слова.
И это ломает весь внутренний пафос того противопоставления, которое стало стержневым для фильма Гарика Сукачева. А вот песни у Сукачева «пробивают»
Вы хоть его песню "Ночной полёт" послушайте. Вот ссылка: http://www.youtube.com/watch?v=lqoMQKt4DfI

К этому своему посланию прикреплю фотографию Андрея и его жены Наташи. На этой фотографии они сняты у меня дома. Происходило это всего десять лет назад.
А сейчас их уже нет.

Есть короткий (меньше десяти минут) фильм "Следы на снегу" памяти Андрея Мадисона: http://www.youtube.com/watch?v=AwWFtnw-RfM

Мальхан   12.02.2011 23:58   Заявить о нарушении
Я сейчас пытался фотографию переслать, но ничего не получилось, увы...

Мальхан   13.02.2011 00:05   Заявить о нарушении
"Ночной полёт" - моя любимая у Гарика.

В моей юности на флэты вписывались стихийные панки, мы фанатели от "Авиа", "Звуков Му", "Аукциона". И да, в этом всём было гораздо меньше цветов...

Аманда Глумская   13.02.2011 00:58   Заявить о нарушении
Ну, мы-то считали, что таким образом расцвечиваем серую жизнь городов...
Кстати, фото я выслал на ваш адрес в "почтовике".
Доброй ночи.

Мальхан   13.02.2011 01:27   Заявить о нарушении
Спасибо, Мальхан, фото получила.

Аманда Глумская   13.02.2011 13:29   Заявить о нарушении