Томас Ватсон - о ложном свидетельстве

Девятая заповедь

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20:16).

   ЯЗЫК, который вначале был создан для прославления Бога, вскоре стал инструментом неправедности. Данная за­поведь призывает язык к доброму, благочестивому поведению. Господь воздвиг два природных барьера, чтобы удер­живать язык: зубы и уста, а данная заповедь является третьей преградой, поставленной для той же цели, - чтобы он не порождал зло. Данная заповедь имеет запрещающую и обязывающую части. Первая прямо изложена словами, а вторая четко подразумевается.
I.Запрещающая часть заповеди, и то, что в общем запрещено. Запрещается все, что может привести к дискреди­тации или нанести вред ближнему. Или более детально, данная заповедь запрещает две вещи.
1) Клевету на своего ближнего. Это - грех, противоречащий девятой заповеди. Как яд скорпиона находится в его хвосте, так яд клеветника - в его языке. Клевета - это «несправедливое свидетельство других». «Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня» (Пс. 34:11). Довольно часто христианина лишают его доброго имени. Так злословили о Павле, что якобы он говорил: «Люди могут творить зло, чтобы из него вышло Добро». «И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим?» (Рим. 3:8). Священство повсеместно поливается грязью и клеветой. Сама по себе святость не является щитом от клеветы. Невинность ягненка не оградит его от волка. О Христе, самом невинном Человеке на земле, злословили, что Он был другом грешников. Об Иоанне Крестителе, который вел святой и аскетический образ жизни, говорили, что «в нем бес» (Мат. 11:18). Писание приписывает языку способность клеветать и наносить удары. «...Придите, сразим его языком...» (Иер. 18:18). Вы можете сразить человека, не дотронувшись до него. «Язык наносит более тяжелые ранения, чем меч» (Августин). Раны, нанесенные языком, не может излечить ни один врач. И самое отвратительное - притворяться другом человека, злословя его. Исроним сказал: «Поступки ариан демонстрируют дружелюбие; но целуя мои руки, они злословят меня и ищут моей жизни». И нарушением данной заповеди является как лжесвидетельство о другом человеке, так и принятие этого свидетельства без проверки. «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?» (Пс. 14:1).«Кто не клевещет языком своим... и не принимает поношения на ближнего своего...» (ст.З). Мы не должны не только произносить лжесвидетельство, но и принимать его. Клевещущий несет дьявола на своем языке, а принимающий клевету принимает дьявола в свое ухо.
2) Второе, что запрещает данная заповедь, - лжесвидетельство. Здесь осуждаются следующие грехи: а) произнесение; б) свидетельство; в) клятва в том, что является ложью против своего ближнего.
а) Произнесение лжи. «Мерзость пред Господом — уста лживые...» (Прит. 12:22). Лгать - сознательно говорить то, что не является истиной. Нет ничего более несовместимого с Господом, чем ложь. Святой Дух назван «Духом ис­тины» (1 Иоан. 4:6). Ложь - этот тот грех, который не существует сам по себе: он открывает дорогу другим грехам. Авессалом солгал своему отцу, сказав, что собирается исполнить завет, данный Господу в Хевроне (2 Цар. 15:7). И это было прологом к его предательству. Там, где ложь на языке, дьявол - в сердце. «...Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать?..» (Деян. 5:3). Ложь - это грех, который делает человека непригодным для гра­жданского общества. Как вы можете общаться или совершать сделки с человеком, не веря ни одному его слову? Этот грех в высшей степени раздражает Бога. Анания и Сапфира упали замертво из-за своей лжи (Деян. 5:5). Печь ада разогрета для лжецов. «А вне — псы и чародеи... и всякий любящий и делающий неправду» (Отк. 22:15). О, возненавидьте этот грех! «Относитесь к каждому своему слову как к клятве» (Иероним). Когда вы говорите, то пусть каждое ваше слово будет авторитетно как клятва. Подражайте Богу, Который является образцом истины. Когда Пифагора спросили, что делает людей похожими на Бога, то он ответил: «Истина, произнесенная ими». Характер человека, который попадет на небеса, описан следующими словами: «Тот, кто... говорит истину в сердце своем» (Пс. 14:2).
б) Данная заповедь также осуждает свидетельство в том, что не является истиной. «Не произноси ложного сви­детельства...». Понятие лжесвидетельства имеет двойной смысл: во-первых, можно лжесвидетельствовать в пользу другого человека; во-вторых - против другого человека.
   Лжесвидетельство в пользу другого человека имеет место, когда мы свидетельствуем о преступнике, подтверждая его невиновность. «...Которые за подарки оправдывают виновного...» (Ис. 5:23). Старающийся оправдать нечес­тивца, сам становится нечестивым.
   Мы лжесвидетельствуем против другого, когда открыто в суде лживо обвиняем  невиновного. Поступая так, мы подражаем дьяволу, который является «клеветником братьев наших». Хотя он не является прелюбодеем, но в то же время он лжесвидетель. Соломон говорит: «Что молот и меч и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство против ближнего своего» (Прит. 25:18). Его лицо твердо, подобно молоту: он не краснеет и его не вол­нует, к чему приведет эта ложь. Он является мечом, ибо его язык - меч, наносящий раны человеку, против которого он свидетельствует, лишая его имущества или жизни. «И выступили два негодных человека... и свидетельствовали на него... и говорили: Навуфей хулил Бога и царя» (3 Цар. 21:13). Из-за их свидетельства человека лишили жизни. В болезни царицы Персии чародеи обвинили двух благочестивых девственниц, заявив, что своими чарами те вызвали болезнь. В результате царица повелела, чтобы этих девушек распилили на куски. Лжесвидетель извращает отправ­ление правосудия, он развращает судью, заставляя его выносить неверный приговор, и является причиной страданий невиновного. Но отмщение настигнет лжесвидетеля. «Лжесвидетель не останется ненаказанным...» (Прит. 19:5). «...Если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему...» (Втор. 19:18,19). Например, если он желал отнять жизнь у другого, то за это его самого нужно лишить жизни.
в) Данная заповедь запрещает клясться во лжи, когда из-за того, что другие поклялись во лжи, человека лишают жизни. «...Ложной клятвы не любите...» (Зах. 8:17). «...Что видишь ты? Я отвечал: вижу летящий свиток...» (гл. 5:2). «...Это проклятие, исходящее на лице всей земли... говорит Господь Саваоф, и оно войдет в дом татя и в дом клянущегося Моим именем ложно... и истребит его, и дерева его, и камни его» (ст. 3,4). По закону древних скифов, человеку, соединившему клятву и ложь, рубили голову, потому что подобные грехи уничтожали истину и доверие между людьми. Дьявол приобретает огромное наследие благодаря тем, кто осмеливается клясться во лжи.
Урок первый. Обличения. Это, во-первых, порицает Римскую церковь, которая допускает ложь и лжесвидетельство, если это содействует католическому вероисповеданию. Она одобряет любезную ложь и считает некоторые грехи вполне допустимыми, и поэтому с таким же успехом может считать законными некоторые разновидности лжи. Но Богу не нужна наша ложь. И если этим вы надеетесь принести славу Богу, то, как говорит Августин: «Лгать про­тивозаконнодаже ради славы Божьей».Во-вторых, это обличает тех, которые бессовестно клевещут на других. «(Ты) сидишь и говоришь на брата твоего на сына матери твоей клевещешь» (Пс. 49:20). «Заявите, говорили они, и мы сделаем донос» (Иер. 20:10). «...Город сей (Иерусалим) — город мятежный и вредный для царей и областей...» (Ездр. 4:15). О Павле злословили, что он был возбудителем мятежа и главой группировки (Деян. 24:5). Одно и то же слово означает «клеветник» и «дьявол» (1 Тим. 3:11). «Не клеветницы» в греческом переводе означает «не дьяволы». Некоторые считают клевету на ближних и представление их в ложном виде не таким уж страшным грехом, но это все равно, что исполнять роль дьявола. Лишать человека доброго имени и унижать его достоинство хуже, чем украсть у него деньги. Клеветник одним махом наносит три удара: он ранит того, о ком злословит; того, кому передает свою клевету, возбуждая в разуме слушателя недобрые мысли против этого человека; и наносит удар своей собственной душе, распространяя ложь о своем ближнем. Это страшный грех, и мне хотелось, чтобы он не был так распространен. Ведь можно убить человека, как погубив его имя, так и его личность. Некоторые слишком ленивы, чтобы грабить имущество своих ближних, так как совесть будет постоянно напоминать им об этом. Но лучше отнять их зерно на полях, их товар в магазине, чем лишить доброго имени. Последствия этого греха невозможно исправить. Пятно на имени человека подобно кляксе на белой бумаге, которую невозможно вывести. Безусловно, Бог накажет за этот грех. Если придется ответить за праздные слова, то неужели без наказания останется бессовестная клевета? Однажды Господь спросит как о крови, так и об именах. Поэтому остерегайтесь этого греха! Разве по закону не считалась грехом клевета на девственницу (Втор. 22:19)? Даже язычники по своей природе ненавидели грех клеветы. Диоген когда-то сказал: «Из всех Диких тварей, клеветник - наихудший». Антоний издал закон, согласно которому свидетеля, который не мог доказать вину другого человека, против которого он свидетельствовал, предавали смертной казни.
В-третьих, это обличает людей, которые настолько нечестивы, что лжесвидетельствуют против других. Таковые по своей природе являются чудовищами, которые недостойны жить в гражданском обществе. Евсевий рассказывает об одном, известном своим благочестием, человеке по имени Нарцисс, который был обвинен двумя лжесвидетелями во грехе. Чтобы доказать свои обличения, они решили подкрепить их своими клятвами и проклятиями. «Если я говорю неправду, - сказал один из них, - то пусть по воле Божьей я умру в огне». «Если я говорю неправду, - сказал другой, - то пусть я ослепну». Господу было угодно, чтобы первый свидетель, проклявший себя, сгорел в огне, когда его дом был охвачен пожаром. А второй, испытывая муки совести, признался в своем лжесвидетельстве, но при этом продолжал рыдать так долго, что ослеп. Иезавель, склонившая двух людей лжесвидетельствовать против Навуфея, была выброшена из окна, и «псы лизали ее кровь» (4 Цар. 9:33). О, трепещите от этого греха! Клеветник - испражнение дьявола. Проклято имя его и уснула совесть его. Ад широко разверзает свою пасть для такой падали.
Урок второй. Увещевание.
1) Давайте будем остерегаться нарушить эту заповедь ложью, клеветой и лжесвидетельством. Избегайте этих грехов, приобретая страх Божий. Почему Давид говорит: «Страх Господень чист...» (Пс. 18:10)7 Потому что он очищает сердце от злых умыслов, а язык - от клеветы. «Страх Господень чист», он воздействует на душу, как молния - на воздух, очищая ее. Любите ближнего своего (Лев. 19:18). Если мы любим друга, то не будем что-либо говорить или свидетельствовать в ущерб ему. Разум человека поражен завистью и ненавистью, следовательно, из него выходит клевета и лжесвидетельство. Любовь - прекрасная благодать, она «не мыслит зла» (1 Кор. 13:5). Любовь вкладывает наилучшее толкование слов другого. Любовь всегда желает добра и очень редко говорит плохо о том, кому мы желаем добра. Именно любовь скрепляет христиан, исцеляет от разделений и препятствует клевете.
2)  Пусть те, кому пришлось столкнуться с клеветниками и лжесвидетелями, во-первых, прилагают усилия, чтобы эта клевета сделала их более святыми. Когда Семей злословил Давида, то царь использовал это для своего освящения. «...Господь повелел ему злословить Давида» (2 Цар. 16:10). Поэтому, если о вас злословят или лживо обвиняют, сде­лайте правильные выводы. Следите, чтобы за вами не осталось нераскаянного греха, за который Бог мог бы подверг­нуть вас порицанию или оговору. Следите, чтобы ни при каких обстоятельствах вы не наносили вред имени других людей, говоря о них то, чего не можете доказать. Затем возложите руки на свои уста и исповедайте, что Господь праведен,   позволив   вам   пасть   под   плетью   языка.   Во-вторых, если вас оклеветали или лживо обвинили, а вы уверены в своей невиновности, не слишком переживайте из-за этого, пусть ваша радость будет свидетелем вашей совести. «Пусть уверенность в собственной невиновности будет вашим бастионом». Добрая совесть - это крепкая стена, которая позволит вам выстоять перед лжесвидетелем.  Как никакая лесть не сможет исцелить плохую совесть, так никакая клевета не может навредить доброй совести. Бог смоет позор с имени Своего народа.  «(Он)  выведет,  как свет, правду твою...» (Пс. 36:6). Господь не только утрет слезы с твоих глаз, но и омоет от порицаний твое имя. Верующие очистятся от всей клеветы и порицаний и выйдут «как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья - чистым золотом».
3) Благодарите Бога, если Он сохранил вас от клеветы и лживого свидетеля. Иов называет клевету «бичом языка» (Иов5:21). Как палка бичует спину, так и язык клеветника - имя. Великая милость - быть сохраненным от бича языка; великая милость - когда Бог удерживает злобный язык от лжесвидетельства. Какой вред может нанести ложное свидетельство или лживая клятва! Один губит имя, а другой -жизнь. Именно Господь надевает намордник на уста нечестивых и удерживает рычащих псов, чтобы они не бросились на нас. «Ты... скрываешь их под сенью от пререкания языков» (Пс. 30:21). Здесь, как мне кажется, присутствует намек на царей, которые, решив защитить своих фаворитов от обвинении, забирают их в свои палаты или недра, чтобы никто не мог прикоснуться к ним. Так и у Бога есть сень, или тайное убежище, для Своих фаворитов, где Он сохраняет их доброе имя и репутацию незапятнанными, храня их от «пререкания языков». Мы должны признать, что это великая милость от Бога.
II. Обязывающая часть данной заповеди подразумевает, что мы должны становиться на защиту других и от­стаивать их честь в том случае, когда им причинили зло лживые уста. Смысл данной заповеди заключается не только в том, что мы не должны клеветать или лживо обвинять других, но и, зная, что они оговорены, свидетельство­вать в их пользу и вставать на их защиту. Человек может нанести вред другому как клеветой, так и молчанием: когда, зная о несправедливом обвинении, он ничего не говорит в защиту пострадавшего. Когда другие клевещут на не­винного, то мы должны помочь восстановить справедливость. Когда апостолов, исполненных вином Святого Духа, обвинили в пьянстве, Петр открыто подтвердил их невиновность. «Они не пьяны, как вы думаете...» (Деян. 2:15). Ионафан, зная, что Давид достойный человек, а все слова Саула о нем - клевета, встал на его защиту: «Он (Давид) ничем не согрешил против тебя, и дела его весьма полезны для тебя... Для чего же ты хочешь согрешить против не­винной крови и умертвить Давида без причины?» (1 Цар-19:4,5). Когда первых христиан лживо обвиняли в крово­смешении и детоубийстве, Тертуллиан написал известный апологетический трактат в их оправдание. Так должен вес­ти себя и друг, и христианин: выступать на защиту друга, когда наносят вред его доброму имени.


Рецензии