Глава 4. Пришла революция

               


     И вот в такую размеренную сельскую жизнь пришла революция. Революцию деревня встретила без энтузиазма, скорее настороженно, как все новое.  Не ясно, что от нее было ждать впереди.   А впереди было всякое – и хорошее и плохое.

     С приходом революции в деревне произошли новые административные перемены. Образовались сельсоветы, т.е. советы  местных депутатов, которые должны были проводить в жизнь решения новой власти.  Сельсовет объединял несколько соседних деревень. При сельсовете и в некоторых других деревнях  были организованы школы для начального образования детей и ликбезы для обучения грамоте взрослого населения.   При сельсовете были открыты магазин, почтовое отделение,  медпункт для первой помощи, изба-читальня, совмещающая клуб и библиотеку.  В магазине, или сельпо (сельское потребительское общество), имелись товары первой необходимости.

     Первые десять лет люди жили почти так же, как и прежде, особых изменений не было.  Дети у деда подрастали, становились помощниками. В 1926 году перестроили и значительно расширили скотный двор, рассчитывая и дальше содержать большое количество скота. В то время держали две-три коровы, бычков одно и двухлетних, овец, свиней, кур, лошадей.

     Но к концу двадцатых годов в округе началась коллективизация.  До начала коллективизации крестьяне в деревне имели наделы земли пропорционально числу едоков в семье.  Достаток в семьях был разный,  в зависимости от прилежности людей к работе,  состава семей и других причин.  Были люди богатые, имевшие землю лучшего качества, занимавшиеся побочным промыслом, торговлей или строительством. Были и бедный люди, у которых  были многодетные семьи или отсутствовал главный кормилец – мужчина.  А чаще всего это были люди, мало приспособленные к труду, они относились к ведению собственного хозяйства пассивно, и некоторые из них  работали у богатых людей по найму.  Значительная часть населения деревни была  людьми со средним достатком. Эти семьи  имели своих коней, необходимый инвентарь, активно трудились, являли собой основной костяк населения деревни.

     Коллективизацию в деревне встретили по-разному.   Бедняки шли в колхоз охотно, надеясь на лучшую жизнь, терять им было нечего.  Середняки менее охотно шли в колхоз, так как им было жаль расставаться со своим имуществом и  скотом, нажитыми собственным тяжелым трудом.   Также их пугала неизвестность жизни в колхозе.  Богатые люди не хотели объединяться с бедняками. Особо богатых, которые отказывались вступать в колхоз, раскулачивали, т.е. отбирали лишнее, по мнению властей, имущество и скот.   Особо сопротивлявшихся людей высылали в Сибирь.

     Большинство жителей были записаны в колхоз.   Но некоторые, не особо богатые, но  упрямые, в колхоз не вступали, их называли единоличниками, земли им давали мало, десять соток вместе с землей, занятой домом, пасти скот на общем колхозном пастбище не разрешали.  Земля, которой раньше владели крестьяне, перешла в коллективное пользование.  Членам колхоза выделялась земля для личных подсобных хозяйств по сорок соток на семью, независимо от ее состава,  включая землю, занятую домом.  Каждой семье колхозника полагалось иметь не более одной коровы, одной свиньи, несколько овец и кур.

     Мой дедушка был умным человеком, по тем временам достаточно образованным, окончил четыре класса церковно-приходской школы, был человеком мастеровым, имел свою кузницу и от нее дополнительный доход.  В колхоз вступил хоть и не от большой радости, а принял это как неизбежность, т.е. для сохранения и благополучия своей семьи. Практически весь скот у нашей семьи был отобран.  Коровы, лошади, весь сельхозинвентарь  - все перешло в общее коллективное пользование. Все постройки, не связанные  общей крышей с домом, отошли в колхоз: кузница, сараи, гумно, амбары.  Правда, дед по-прежнему работал  в своей кузнице, но уже как обычный колхозник – за трудодни. Все члены семьи работали в колхозе, чаще всего используя своих лошадей. Мать вспоминала, что лошадки часто приходили к своему дому, они не понимали, почему хозяева их больше не пускают в свои дворы, где был, конечно, лучший уход.

     В первые годы в колхозе жизнь проходила в прежнем укладе, выращивали хлеб на общих землях, все межи были распаханы, так же заготавливали сено, но уже для общего скота.  Главным отличием было то, что урожай и другая продукция сдавались  бесплатно «в государство», но что-то оставалось и крестьянам.  Личное хозяйство облагали «твердым налогом».  Жизнь стала тяжелее, хуже, чем была раньше.

     Дети подрастали, стали уезжать из деревни. Повзрослевших сыновей забирали в армию, отслужив, они домой не возвращались, уезжали в Ленинград – наш областной в то время город.  К старшим сыновьям, жившим в Ленинграде, уезжали и дочери. Моя мама тоже уехала в Ленинград, работала полгода на стройке. Городская жизнь ей не понравилась, она вернулась в деревню к родителям,  тем более  что им надо было помогать вести хозяйство.

     В 1934 году мама вышла замуж за парня из бедной семьи и уехала к нему жить в  соседнюю деревню.  Дедушка говорил маме:   «Выходи за этого парня, это даже хорошо по нашим временам, что он бедняк».   В семье отца было пять детей: четыре сына и дочь.   Дедушка рано умер, и бабушка воспитывала детей одна.  Отца, еще молодого парня, избрали председателем колхоза. Образование у него было – один класс начальной школы, практически умел только писать и читать.   Но отец был человеком инициативным, от природы умным. Благодаря отцу и местному кузнецу , мастеровому человеку как и мой дед, в колхозе появились некоторые механизмы:   механическая молотилка, льнокомбайн, приводимые в действие от движка. Я еще немножко помню, как заводился этот движок.  Раскаленную до красна металлическую пробку ввинчивали в корпус движка вместо свечи зажигания и вручную крутили маховик.  Двигатель с трудом, но заводился.

      В 1938-1939 годах жизнь в колхозе стала налаживаться, колхозники получали за свой труд  оплату продуктами колхозного хозяйства.  Но в 1939 году отца призвали в армию на финскую войну.  Отец был контужен и через полгода вернулся домой.  В 1941 году началась Великая отечественная война.  Отца три раза призывали и возвращали домой, как председателя колхоза.  В последний раз мы с мамой его провожали поздно вечером и уже навсегда.


Рецензии
Саша, с интересом прочитала очередную главу. Вот оно истинное отношение крестьянина к революции. Никакого ликования, как учили нас в школе, в деревне не было. Труженики сдавали в колхоз свое добро, и оно попадало не в лучшие руки. Крестьянину жить лучше не стало, а желания работать явно поубавилось. А все бедняки, что свое хозяйство-то не могли вести, оказались небось в руководителях, стали учить других, как выращивать хлеб и прочее.
Успехов тебе!

Галина Соломко   20.02.2011 09:29     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.