Научный фашизм
"НАУЧНАЯ ИСТИНА".
Владимир Матлин
Дождливым осенним вечером 1941 года в дверь каморки в полуподвале дома
номер восемь по Шорной улице громко постучали. Еще недавно здесь жил
дворник, но с 16 июля, когда по приказу германских властей евреи
оккупированного Минска были переселены в специально отведенный для них
район, в каморке оказался профессор Иоффе с женой.
Громкий стук в дверь обычно не сулил обитателям гетто ничего хорошего...
Профессор переглянулся с женой и приблизился к двери. Прихожей не
было, дверь открывалась прямо на улицу.
- Кто там? - спросил профессор, на всякий случай по-немецки.
Вежливый голос ответил на безукоризненном немецком:
- Могу ли я поговорить с господином профессором Иоффе?
Профессор с трудом отодвинул засов, явно рассчитанный на силу
дворника, приоткрыл дверь, пропуская в комнату высокую фигуру в мокром
черном плаще.
Вошедший стянул с головы капюшон, пригладил ладонями растрепавшиеся
волосы и посмотрел на профессора. Его молодое румяное лицо со светлыми
глазами кого-то напоминало.
- Чем могу быть полезен? - спросил профессор по-немецки и поклонился -
такой вопрос следовало задавать с поклоном, он усвоил это в юности, в
Берлинском университете.
Молодой человек развел руками и сказал по-русски:
- Неужели я так здорово изменился? Семен Евсеевич, это же я, Раухе, не узнаете?
- Господи! - скорбно выдохнул профессор. - Алик! Ну как я мог не
узнать вас сразу? Входите, входите!
Входить было некуда, Раухе и так был в комнате. Он снял мокрый плащ и,
свернув, положил его на пол у двери. Рядом с плащом он поставил
толстый портфель.
- Позвольте представить вас моей супруге. Ева, это Алик Раухе, ты
слышала о нем тысячу раз. Ну, диссертация по хазарам... Помнишь, его
статья в "Вестнике" наделала шуму?
Раухе покраснел и замотал головой:
- Что вы, Семен Евсеевич!..
Представляясь Еве Исаевне, он шаркнул ногой:
- Альберт Раухе. Очень приятно.
Его отглаженный костюм странно контрастировал со всей обстановкой.
Ева Исаевна освободила для него единственный табурет, а сама села на
кровать, покрытую стеганым одеялом.
- Садитесь, прошу. Видите, как живем?..
Она повела рукой, словно приглашая осмотреть закопченные стены,
расшатанный деревянный стол, железную печурку в углу.
- Это не самое страшное, - сказал профессор, присаживаясь на кровать
рядом с женой. Он сильно похудел за то время, что Раухе его не видел,
лицо потемнело, но длинные седые волосы не поредели, и голубые глаза
все так же ясно смотрели из-под густых бровей.
- А что самое страшное? Каждый день ждешь... - ее голос прервался, она
плотно сжала губы и закрыла глаза.
- Ладно, Ева, - профессор дотронулся до ее руки. - Не надо опять об
этом... Давай лучше послушаем Алика.
Он повернулся к Раухе:
- Как вы очутились здесь? Вы ведь в гетто не живете, верно?
- Нет, нет, я живу в Берлине. Собственно, вся моя семья живет в
Берлине: мой отец получил назначение на довольно большую должность.
- В Берлине? - переспросила Ева Исаевна.
- Да в Берлине. Я служу в Министерстве по делам восточных территорий.
Мы переехали еще в начале августа... - Он смущенно улыбнулся. - И
знаете, с тех пор я ни разу не говорил по-русски.
- Значит, в министерстве? - перебил его профессор.
Раухе пожал плечами:
- Я научный консультант по истории и этнографии южной России - это,
собственно, и есть моя специальность. Люди в министерстве, между нами
говоря, не особенно разбираются во всем этом. - Он вдруг рассмеялся. -
Простите, я вспомнил, как один коллега на днях перепутал грузин с
гуннами, а другой всерьез утверждал, что цыгане - потомки скифов. Так
что, видите, с какой публикой приходится иметь дело.
- Вижу, - неопределенно отозвался Семен Евсеевич.
- Я это рассказываю не без умысла. Я ведь к вам по делу: как раз с
одним из вопросов.
- Насчет грузин и гуннов?
Раухе вежливо улыбнулся шутке профессора:
- Нет, гораздо хуже - насчет караимов. Вы не представляете, что
творится в министерстве из-за этих караимов. Прямо война
междоусобная...
Раухе встал с табуретки и попытался пройтись по комнате, но тут же
натолкнулся на стену и сел на место:
- Они просто одержимы хазарской теорией! Столько серьезных работ
написано - взять хоть ваши! Казалось бы, камня на камне не осталось от
этих выдумок, ан нет - поговорите с моими коллегами, они вам скажут,
что это точно: караимы происходят от хазар. А какие доказательства? А
вот, караимы говорят на тюркском языке. Простите, я им возражаю,
восточноевропейские евреи говорят на идиш, то есть на германском
диалекте. Но не станете же вы утверждать, что они произошли от немцев?
Раухе сокрушенно всплеснул руками.
- Знаете, Семен Евсеевич, по-моему, хазарская теория сродни
мифотворчеству. Жили когда-то хазары... Пушкин их упомянул... А тут
вдруг перед тобой - живой потомок хазар. Романтично, что ли? А
последователь еврейской секты - не романтично.
- Да нет, Алик, - профессор Иоффе вздохнул. - Я думаю, все гораздо
проще: сами караимы в России настаивали на этой теории... правильнее
сказать - гипотезе. Соображения у них были сугубо практические:
отмежеваться от еврейства, чтобы к ним не применяли антиеврейских
законов. Все это носило чисто конъюнктурный характер поначалу. А потом
- пожалуйста - "теория"... В других странах, в Египте, скажем,
тамошним караимам и в голову не приходило отмежевываться от еврейского
происхождения. Наоборот, на каждом углу кричали, что они-то и есть
подлинные евреи!
- Господи, да я все эти доводы тысячу раз... - Раухе вскочил, схватил
с пола свой портфель, открыл его и начал копаться в бумагах. Потом
махнул рукой: - Я вам лучше так все расскажу, без этих докладных.
Он сделал паузу и продолжил:
- Не знаю, каким образом, но еще до войны, в циркуляре от второго
января тридцать девятого года было записано, что караимы произошли от
хазар и потому в расовом отношении ничего общего с евреями не имеют.
Затем начинается война, наши вступают в Польшу, Литву; на восточных
территориях оказываются тысячи караимов - и никто их евреями не
считает. Наконец, наши приходят в Крым, и вот там начинается!.. Кто
такие крымчаки? Евреи? Но они неотличимы от караимов! Значит, и
караимы - евреи? И вот уже в Киеве каких-то караимов хватают как
евреев. А из Трокая, от главы караимов идут отчаянные жалобы.
Появляются ходатаи: караимы-де - не евреи. К этому времени я уже
работал в министерстве, и мне предложили написать объяснительную
записку. Я пишу как есть: что крымчаки - евреи, что караимы - тоже
евреи, но имеют некоторые религиозные отличия: не признают Талмуд, не
верят в приход Мессии, не едят горячей пищи по субботам... Ну, вы
знаете. И вот эта записка с сопроводительным письмом моего
непосредственного начальника попадает к самому министру, к
Розенбергу... Все это строго между нами, Семен Евсеевич, вы должны
понять...
Раухе понизил голос:
- Тот, говорят, прямо рассвирепел. Что же получается? Циркуляр от
тридцать девятого года неверен - и вся политика в этом вопросе
ошибочная? А люди, которые все это делали, они здесь, в министерстве,
и они, конечно, насмерть бьются за свою правоту. Ох, Семен Евсеевич,
если бы вы только знали! До научной истины никому дела нет - у каждого
своя чиновничья амбиция. Ну и пошло! Пишут опровержения на мою
докладную, цитируют Фирковича, вытащили книжки советских ученых.
Хазары - и все тут!..
Раухе перевел дух. Иоффе тоже молчал. Ева Исаевна сидела
сосредоточенная, с закрытыми глазами, и невозможно было понять,
слушает ли она разговор или прислушивается к звукам, доносящимся
снаружи.
- Вот тогда я и придумал ход.
Раухе торжествующе посмотрел на супругов:
- Я сказал им: давайте проведем экспертизу. Давайте выслушаем мнение
по этому вопросу крупных еврейских историков. Кто же может знать
предмет лучше?
- Еврейских историков? - переспросил профессор. - Это, собственно, как
понимать? Имеются в виду историки - евреи по национальности или
специалисты по истории евреев?
- Ну, это значит: евреи - специалисты в данном вопросе. Там, в
министерстве, меня отлично поняли. И согласились! Можете себе
представить?
- Согласились, - проговорил профессор. - Ну, и кто же эти "еврейские историки"?
Раухе хлопнул себя ладонями по коленям:
- А уж кандидатуры подсказал я... Вы знаете, откуда я сейчас приехал?
- Из Берлина. По-моему, вы сказали - из Берлина.
- Я живу в Берлине. А сюда я приехал непосредственно из Варшавы. А там
я виделся... догадайтесь, с кем? С профессором Балабаном!
- С Меиром? - оживился Семен Евсеевич. - Как он там?
Раухе покачал головой:
- Нельзя сказать, что хорошо... В общем, так же, как вы.
- В гетто?
- Да, но... Я сказал профессору Балабану, кое-что можно изменить... в
известных пределах, конечно. Я никакой административной власти не
имею, но я получил заверения своего непосредственного начальника, а он
человек влиятельный и очень заинтересован в результатах этой
экспертизы. В двух словах я могу объяснить ситуацию. Он в министерстве
человек новый, и с большим будущим, как все говорят. Он не связан
ошибками прошлого руководства и сразу поддержал мою докладную. Для
меня это вопрос научной истины, а для него - карьеры...
- Если я догадался правильно, меня тоже привлекают для экспертизы?
- Конечно! Господи, разве я до сих пор этого не сказал? Вот же, вот же...
Он опять схватил свой портфель и извлек плотную коричневую папку. Из
нее он бережно вынул документ на бланке, украшенном орлом со свастикой
в когтях.
- Вот, пожалуйста, официальная рекомендация привлечь вас в качестве эксперта.
Он положил бумагу на одеяло рядом с профессором. Тот, не
притрагиваясь, разглядывал ее с интересом. Через некоторое время он
проговорил без всякого выражения:
- Чуть ли не все мои работы перечислены...
- А как же, - с гордостью отозвался Раухе, - я целый день провел в
библиотеке. Это было не просто: в общем фонде их нет. Ну, вы знаете
государственную политику в отношении неарийских ученых... Но в
специальном хранилище я разыскал. Да! Можете себе представить, я
держал в руках даже рукопись вашей диссертации! С вашими поправками -
можете представить?..
Это замечание не произвело на Иоффе впечатления. Все тем же бесцветным
голосом он сказал:
- Вы говорите - научная истина. А привлекли для экспертизы только
противников хазарской теории: Балабана, меня... кого еще?
- И что из того? - Раухе искренне недоумевал. - Вы же сами говорите,
что это никакая не теория, а просто политическая спекуляция...
- Да они их убьют! Они их будут убивать, как нас, ты что - не
понимаешь? - вдруг прокричала срывающимся голосом Ева Исаевна. Лицо ее
стало пунцовым. - Этих людей надо спасти, слышишь, Семен? Иначе их
будут убивать, как евреев!
- Ева, ради Бога, успокойся! - Иоффе взял жену за руку. - Почему ты
кричишь? Мы же только обсуждаем...
- Как ты можешь это обсуждать? Он предлагает уничтожить еще один народ
- ты это будешь обсуждать?
- Почему же уничтожить? - запротестовал Раухе. - Караимы - евреи и
должны разделять судьбу всего еврейского народа.
- Это значит - погибнуть! Вы, молодой человек, не знаете, что
происходит? Нас заперли в гетто, сказали - чтобы охранить от толпы, но
людей все время убивают. Уже два раза были погромы - власти ничего не
сделали. На прошлой неделе опять расстреляли заложников... Люди мрут
на этих принудительных работах... Неужели не ясно, чем это кончится?
- Ева, зачем ты все это говоришь?
- Как это "зачем"? Он приезжает из Берлина, от тех, кто все это
сделал, и рассуждает с тобой о научной истине... А на самом деле они -
убийцы, а он - с ними!..
Табуретка с грохотом отлетела в сторону. Раухе вскочил на ноги, лицо
его было искажено. Он пытался что-то сказать, но не мог. Иоффе сжал
руку Евы Исаевны, и она замолчала.
Тяжелая пауза длилась несколько секунд; наконец Раухе произнес:
- Я должен был... мне с самого начала следовало... - Он перевел дух. -
Я вполне понимаю ваше положение, оно, действительно ужасно. Наверное,
я должен был начать с того, что не одобряю многого... Зачем нужно
запирать в гетто таких людей, как вы? Или профессор Балабан? Все эти
жестокости мне неприятны. Но от меня ничего не зависит. Мое дело -
история, а этим занимаются другие люди. Если бы вы знали - какие... Но
все же решения принимают не эти люди, они лишь исполнители. А такого
решения - намеренно истребить целый народ - не существует. Я это могу
сказать определенно, я бы сказал, если бы такое решение где-то
приняли. - Голос его окреп, он говорил уже спокойно. - А что касается
караимов, то, Ева Исаевна, стоит ли за них так беспокоиться? Вы
знаете, сколько они причинили вреда остальным евреям? Сколько гадостей
о евреях написали караимские хахамы? Один Фиркович чего стоит! Это он
в 1859 году написал в Петербург, в сенат: "Караимам не присущи те
пороки, которыми обладают евреи". Потому что-де, когда евреи распяли
Христа, караимы жили в Крыму. А караимы как еврейская секта только
появились через восемь веков после Христа... И вот эту чушь надо
терпеть? Семен Евсеевич, неужели истории больше не существует?
Ева Исаевна хотела что-то сказать, но профессор опять сжал ее руку -
она только покачала головой.
- Не знаю, Алик, что случилось с историей, - проговорил Иоффе. - Я
больше ничего не понимаю...
- Но мы говорим о происхождении караимов, о том, что к хазарам они
отношения не имеют. Хотя бы потому, что хазары исповедовали иудаизм в
его обычном виде - с Талмудом, Мессией, раввинами, а караимы - нет!
Это же исторические факты!
Профессор Иоффе покосился на лежавший рядом с ним на кровати документ
- имперский орел со свастикой в когтях хищно смотрел по сторонам.
- Не знаю, Алик. Все это совсем не просто...
- Но позвольте! Не согласитесь же вы с хазарской теорией?
- А почему нет? - сказал профессор, твердо глядя в глаза Раухе. -
Вполне возможно... Караимы говорят по-тюрк ски, как хазары...
Раухе дернулся, как от удара. Он хотел что-то сказать, затем резко
повернулся к стенке, схватил с пола свой плащ и начал его надевать.
Рука застряла в рукаве. Он высвободил руку, бросил плащ на пол. Затем
повернулся к профессору:
- Как вы можете, Семен Евсеевич?! Слышать такое от вас... от вас! Вы
для меня были всегда воплощением ученого... если угодно - идеалом. -
На глазах у Раухе выступили слезы. - Господи, вы, наверное, и не
помните... Однажды на семинаре по скифам... вы еще, помню, запоздали.
И вдруг заговорили не о скифах, а о науке - о ее великой истине,
которая выше всякой конъюнктуры. Это ваши слова! Вы очень горячо
говорили, и тогда, в тридцать седьмом году, они звучали потрясающе...
Я нашел в них опору, смысл своей жизни. Посудите: в университете мне
вбивали в голову, что главное - интересы пролетарской революции; дома
отец шепотом объяснял историческую роль германской расы. А я знал, что
на свете есть одна истина - наука! Как вы можете, Семен Евсеевич!..
Профессор тяжело вздохнул:
- Семинар по скифам? Я очень хорошо помню тот день. Это было
девятнадцатого февраля, в тот день арестовали Якова, моего брата. И
то, что я говорил вам, предназначалось не вам, студентам, а ему... Это
были мои последние слова в нашем долгом споре. Он был младшим, я его
очень любил, но мы спорили... Он был предан им, как... Он был героем
Гражданской войны, командовал округом. Даже перед расстрелом - нам
потом сказали - он кричал "Да здравствует Сталин!". Когда я говорил об
исторической правде, он смеялся. Он повторял, что правда - это то, что
в интересах партии. Я его очень любил. Меня не радовало, что в нашем
споре я оказался прав. Я, в самом деле, был тогда убежден, что выше
науки правды быть не может.
- Тогда?.. А теперь?
Профессор покачал головой:
- Не знаю, Алик, это очень сложно... - Он подумал и, показав на
документ, сказал уже другим тоном:
- Хорошо, я принимаю предложение. Свое заключение я отправлю по почте.
Ничего, если оно будет написано от руки? У меня нет машинки.
Раухе поклонился и надел плащ. Застегивая пуговицы, он сказал:
- Если вам безразлична наука, подумайте о жене.
Когда он распахнул дверь, Семен Евсеевич окликнул:
- Постойте! Я хочу вам объяснить. Я искренне так считал - тогда. Но с
тех пор я многое понял...
Раухе стоял, придерживая дверь, и вопросительно смотрел на профессора,
но тот больше ничего не сказал - он опустил голову и задумался.
Тяжелые седые пряди закрывали его лицо.
Раухе пожал плечами и вышел.
В основе этого рассказа лежит исторический факт: три историка-еврея по
запросу германского министерства дали заключение о происхождении
караимов от хазар. Имена этих историков известны - никто из них до тех
пор не был приверженцем хазарской теории, скорее наоборот... Считают,
что благодаря этим трем заключениям караимы были объявлены неевреями и
уцелели. Все три историка погибли в гетто.
Свидетельство о публикации №211021201368