Парадоксы истории
Многим знакомо выражение « Богат, как Крез » и « Слава Герострата ».
Какие же события предшествовали их появлению?
Давно это было, много столетий назад. Захотел как-то Андрокл, сын афинского царя Кодра, стать самостоятельным и жить в собственном городе. Согласился Кодр с сыном, но послал его за советом к Дельфийскому оракулу, авторитет у которого был непререкаемый: что он скажет, то и выполнить следует, исходя из его предсказаний. А гадали в то время специально обученные жрицы на внутренностях животных, по полёту птиц, по листьям священных деревьев, по ударам молнии. И указывало гадание, что город надо построить там, где найдёт он огонь, рыбу и кабана.Призадумался Андрокл,но собрал свою команду , сели они на корабль и поплыли по Эгейскому морю на поиски «знаков».Плыли они , плыли и увидели красивую и живописную бухту, а на берегу огонь: то местные рыбаки готовили себе ужин из рыбы. Пристал корабль к берегу, подошли они к костру рыбаков, а тут вдруг от искры от костра загорелся куст, а из-под него выскочил испуганный кабан .Все приметы совпали: огонь, рыба, кабан! Боги послали им благословение! "Вот где они будут строить город ",- решили они. Но здесь жило воинственное племя женщин- амазонок. Пришлось с ними заключить мир и многие амазонки вышли замуж за поселенцев-греков. В одну из них, Эфесию, влюбился молодой Андрокл и назвал город в честь своей возлюбленной- Эфесом.
Так возник в Ионии новый греческий полис, расположенный в Малой Азии .
Покровительницей его стала богиня Артемида,покровительница животных,домашних и диких,
исцеляющая от болезни ,дающая счастья в браке. В честь
богини-девственницы построили эфесцы храм – храм Артемиды Эфесской.
Красивая и драматическая была судьба и у города, и у храма. Ни один раз они были разрушены захватчиками: киммерийцами, персами, готами .Но эфесцы восстанавливали и свой город ,и святилище своей покровительницы- богини Артемиды.
Некоторые жители Эфеса принесли ему мировую славу. Знаменит он своими мыслителями , учёными, врачами, историками:Каллин, Анаксимандр , Гиппонакс, Гераклит, Зенодот Эфесский, Саран Эфесский, Гиппократ, здесь писал свою «Историю» Геродот, Фалес Эфесский.
Город известен с давних времён, но наибольший расцвет и пышность он приобрёл в годы правления лидийского
царя Креза, о богатстве которого ходили легенды ,и именно его огромное состояние нашло выражение в поговорке « Богат, как Крез».Завоевал Крез город в 56О г. до н.э. Огромные деньги вкладывались в строительство города, в архитектуре
которого господствовал ионический стиль, но было и влияние восточной культуры.
Поэтому и храм Артемиды строили по канонам ионического ордена, на возвышении .На возведение святилища Крез, царь Лидии,
вкладывал свои личные средства .Строили храм сто двадцать лет
и его великолепием гордись не только эфесцы, но и весь греческий мир.
Но летом 356 г. до н.э. храм постигла печальная участь - он был сожжён.
Кто же был этот человек, посягнувший на святыню греков?
2.
Жил в городе Эфесе молодой торговец рыбой и зеленью Герострат .Ел по утрам ячменные лепешку, сворачивая трубочкой, обмакивал её в соус, руками ел жареное мясо или рыбу, заканчивал трапезу виноградом или овощами. На работу свою, на базар, шёл он в льяном хитоне или, если было очень жарко, носил набедренную повязку. Ходил босиком, наголо бритый , и невесело смотрел по сторонам: морской порт, каким был Эфес, жил торговлей, здесь сходились морские и сухопутные караваны. Здесь были расположены богатые банки. В них можно было получить долгосрочный кредит за невысокие проценты. Город имел свою монету с изображением пчелы .Среди банкиров были и знаменитые: прославился в Ионии банкир Гермиос, бывших раб. Первые банкиры в Греции были рабами, поскольку среди аристократов банковское дело считалось непристойным занятием,.
Гермиос дружил с Платоном и Аристотелем во время учёбы в Афинах, куда его направил учиться его бывший владелец , который увидел его способности и смекалку. Таких способностей у Герострата не обнаруживалось и он всем был недоволен: вот навстречу идёт аристократка, в красивой, почти воздушной тунике, в разноцветных кожаных сандалиях с жемчугом и золотыми украшениями на шее.На него внимание не обращает: босой, в простом хитоне, пусть даже и с каймой, но- босой, что выдавало его социальный статус .А он – молодой, красивый, и он всем ещё покажет: есть у него одна задумка, что сделает его знаменитым, покроет славой. А пока идет он улице мимо гимнасий, мимо театра, откуда доносятся звуки флейты и хорового пения. Раздражают его и танцующие жрицы, идущие к храму Артемиды. И сам Храм - величественное здание, построенное архитектором Херсифроном и его сыном Метагеном. «Храм строился долго, 12о лет, а какие средства на него истрачены за эти годы? Вот мне бы хоть немного из них бы досталось!»- думал молодой торговец.- И строили его знаменитые архитекторы, тоже богатые граждане.»
И ещё он был недоволен тем, что после своей монетной реформы Крез заменил электроны, состоящие из золота и серебра, на чисто золотые и серебряные монеты, и разные они : одни весят 872 грамма, тяжёлые; другие, лёгкие, весят вдвое легче, но всё равно руки к вечеру устают «.И сколько я за день тех монет заработаю? А банки всё гребут и гребут денежки, зарабатывают на проценты от кредитов .Нет в жизни справедливости, нет! Но ничего, вы ещё узнаете меня, услышите обо мне!»- успокаивал себя Герострат. Никак не мог он смирится с мыслью, что он не владеет ни ораторским искусством, не может он принимать участия в философских спорах , не может быть значимым и известным, нет больших денег. Не знал он, что на вопрос Креза, заданный им Солону о соотношении богатства и счастья, тот ответил: »Никого нельзя считать счастливым прежде его смерти».
А Солон знал ,о чём он говорит: сам был выходцем из купечества и занимался торговлей, он знал цену и богатства , и счастья, потому что был мудрым и великим реформатором .
Строительство храма Крез доверил известному архитектору - Херсифрону, а после его смерти заменил его сын -Метаген .Величественным и красивым был тот храм Артемиды Эфесской- был он гордостью не только жителей Эфеса, но и всей Ионии и Греции. И это величие и слава храма не давало покоя Герострату. И ночью 27 июля 356 г. до н.э., взяв кувшин со смолой , пошёл он к храму Артемиды. Он зашёл во внутрь святилища, зажёг факел со смолой и – поджёг храм. Так было совершено это преступление ради честолюбия, ради славы.
Так что можно считать Герострата первым и самым знаменитым пиарщиком в древнем мире.
Его схватили, состоялся суд и было принято неожиданное решение: казнить, предав его имя забвению. Но вот забвения и не получилось : несколько десятков лет, по преданию, специальные глашатаи ходили , объявляя приказ:» Не смейте помнить имя безумного Герострата, сжёгшего из честолюбия храм богини Артемиды !».Почти анекдот :» Забудьте человека по имени Герострат, который поджёг храм Артемиды!»
Но история полна парадоксов: многие столетия и многим людям не дают покоя « лавры Герострата»: добиться известности, привлечь внимание любыми средствами, пусть даже преступными.
А что храм Артемиды и Эфес, какая их ждала слава?
Александр Македонский, это имя знают многие, победив персов, решил заново построить святилище Артемиды в Эфесе и он поручает своему архитектору Хейрократу, который в 333 г. до н.э .на основе старого плана Херсифрона , стал восстанавливать храм. Его украшением занимались знаменитые ваятели: Скопас и Пракситель. Они украсили храм своими прекрасными скульптурами. На этот раз строительство длилось несколько лет .Благодарные эфесцы заказали знаменитому художнику Аппелесу картину, изображающую Александра Македонского с молнией в руке, подобно Зевсу.
Страбон писал:»После того, как некий Герострат сжёг храм, граждане воздвигли другой, более красивый, собра для этого женские украшения, пожертвовав своё собственное имущество
и продав колонны прежнего храма».
Этот храм Артемиды Эфесской назвали одним из « семи чудес света».
Но и он бал разграблен готами в 263 году.
Но и на этом не закончилась история Эфеса и храма Артемиды: около 346 г. последний император единой Римской империи
Феодосий 1 Великий, борясь с языческими культами, издал указы, запрещающие поклонение языческим богам и посещение языческих
храмов и храм Артемиды был закрыт. Потом на том месте
построили церковь, но спустя годы и она пришла в негодность.
Но были и другие указы Феодосия первого, неожиданные, по меньшей мере, варварскими по сути: запретить изучение математики, как связанной с колдовством и магией, ограничить проведение Олимпийских игр. И в 395 году прекратились празднования Олимпийских игр. Здравый смысл изменял даже знаменитым грекам.
Таковы парадоксы истории.
Действительно: « Siс transit Gloria mundi !»
Историческая справка:
Эфес – один из 12 городов ионической Греции, возникший в 7 в. э н.э., полис на побережье Эгейского моря , в Малой Азии, на территории современной Турции.
Кодр- афинский царь, 1О98-1О68 гг. до н.э.
Андрокл- сын афинского царя Кодра.
Каллин- древнейший элегический поэт, первая половина 7 в. до н.э.
Гиппонакс – греческий сатирик – ямбограф, жил ок .53О г до н.э.
Гераклит – знаменитый древнегреческий философ, основатель первоначальной формы диалектики, 544-483 гг . до н.э., патриарх греческой философии, прозванный «тёмным» и « плачущим» мыслителем.
Анаксимандр – древнегреческий философ, ввёл понятие « закон», приписывается создание одной из первых формулировок закона сохранения материи, 61О-546 гг. до н.э.
Паррасий – живописец, вторая пол. пятого века до н.э.
Зеннон Эфесский – филолог, ок 325- ок.26О гг. до н.э.
Соран Эфесский - врач, род.ок.98 – ок.138 гг. до н.э.
Геродот Геликарнасский, « отец истории», 484-425 огг. до н.э.
Гиппократ- « отец медицины», врач, ок.46О-373-356 гг. до н.э.
Крез- последний царь Лидии, страны в Малой Азии, 595-546 гг. до н.э.
Солон- афинский политик , реформатор, элегический поэт, один из «семи мудрецов», ок. 64О -558 г. до н.э.
Хейрократ- Александра Дейнократ, греческий архитектор , по приказу А.Македонского восстановил храм Артемиды в Эфесе.
Херсифрон –древнегреческий зодчий, в 55о г. до н.э.
Начал строительство храма Артемиде в Эфесе
Александр Македонский- великий полководец и завоеватель,356-323 гг. до н.э.
Платон – древнегреческий философ, ученик Сократа,428-424 –
348-347 гг. до н.э.
Скопас – древнегреческий скульптор, ок.395-35О гг.. до н.э., жил в Эфесе.
Пракситель- древнегреческий скульптор, ок.39О- ок 336 г. до н.э.
Страбон- древнегреческий историк и географ, ок.64-63 –ок.28-24 гг. н.э.
Феодосий 1 Великий – последний император единой Римской империи,
346-395 гг. до н.э.
Свидетельство о публикации №211021201643
сведения из личной жизни Герострата из источников?
Алик Зайцев 24.11.2011 15:31 Заявить о нарушении