Назидательные повести11

                XXXVIII

                Иеромонах Леонтий, который полагал начало на Пешноше, потом проживал в Московском Донском монастыре, при всех соблазнах мiра сего. Некогда он совершал вечернее свое правило в келье для приготовления к служению. В то время к нему взошла его знакомка, от которой он смутился, оставил правило и начал мыслью колебаться и склоняться ко греху с нею. Но прежде он решился объясниться о ней своему духовнику, который увещевал его оставить греховный замысел, но он не склонялся к тому. Наконец духовник отпустил его, но приказал ему по дороге до кельи своей прочитать 15 раз «Богородице Дево», и он сие исполнил. И когда отпер келью свою, то не нашёл в ней никого и был в ужасе, и тогда познал, что это была вражья прелесть, от которой избавило его послушание и молитва ко Пресвятой Богородице. Он об этом сказывал другу своему иеромонаху Серапиону, а от него слышал и я и предал сие памяти.

                XXXIX

                Иеромонах Серапион, положивший начало здесь, на Пешноше, перешёл потом послушником в Дмитровский Борисоглебский монастырь, и там в 1826 году сделался смертельно болен, потому и был тогда приобщен и елеособорован, и во время совершения сего таинства он сидел и сделался в восторге, и увидел, как покров кельи его открылся, и что все слова чтущих и поющих, аки искры огненные от них исходили, и к небесам взлетали, на которые тогда он устремил очи душевные и более не чувствовал творимого над ним помазания. И тогда же представился пред ним кладезь глубокий с водою, в который он и упал, но был скоро вытащен из него за волосы совершителем таинства иеромонахом Анатолием и певчим Александром, и поставлен на краю кладезя мокрым. И тут был неизвестный глас к нему: «Если бы ты не особоровался, то умер бы, но Бог молитвою соборною дает тебе живот; теперь ты не умрешь, но жив будешь». И тем кончилось тогда. И он сверх чаяния скоро выздоровел и был пострижен, и посвящён (и втайне постригся в схиму), и по прожитии там 40 лет ослеп. Потому и переведён был в сию обитель на больницу и благочестно скончался в 1860 году, 74 лет. Напрасно некоторые называют сие таинство не таким нужным, как другие, ибо в Православной Церкви нет ничего ненужного, а всё нужное и святое.

                XL

                Схимонах Ксенофонт Валаамского монастыря, в мiру Киприан, был закоснелый старообрядец, и до обращения казался зверем неприступным, и дьявол, когда жил он в Невской лавре, помрачал ему очи и показывал рога на митрополите Гаврииле, почему он и покушался трижды сам себя убить ножом, но невидимый глас удерживал его руку, отчего он и начал приходить в чувство веры. К тому же ещё и во время литургисания показалось знамение видимое над совершителем оныя два раза. Но по приятии истинного Православия, молитвами святителя, он оставил мiр, жену и чад, и поселился на Валааме, в послушании игумена Назария, и там он удостоился видеть во время литургии чудо и благоухание. И ещё, когда он осудил чухонцев, пришедших в монастырь, тогда за литургиею он чувствовал обоняние кала человеческого. Он скончался в схиме, и через 8 лет по смерти было тело его отрыто и обретено нетленным вкупе с послушником нетленным.

                XLI

                Некоторому старцу на Пешноше во сне представилось видеть пришедшего к нему в келью беса в мышиной шерсти. Бес на полу сел и в руках своих держал раскрытую табакерку. Тогда старец его спросил: «Кто ты такой?» Тот отвечал: «Я – бес». Ещё старец спросил: «Для чего ты держишь табак?» Отвечал бес с укором: «Вот вы, монахи, а нюхаете табак, а мы хоть и бесы и живём во аде, а не нюхаем его». Сам видевший старец сказывал мне сие. Увы! Сами бесы смеются над сею неестественною страстью мерзкою.

                XLII

                В Валаамском монастыре один монах был горделивый и противился игумену. Он восхотел оставить Валаам и перейти в Коневец, но пред своим исходом зашёл в тамошний скит к старцу Иллариону и рассказал ему свое неудовольствие на игумена, и намерение оставить монастырь. Старец, гладя на него, ничего ему не сказал, кроме сего: «Собака, не ходи, замерзнешь». Но он сему не внимал и по намерению своему отправился в путь свой по льду. И не пройдя 12 верст озером замерзшим, он и замерз на льду. Было это около 1846 года. Сие сказывал мне рясофор Трифон Валаамский. Нет, и не бывает на земле никакого бедствия в человеках, которое бы прежде не было предъявлено от Бога чрез избранного от людей, или в видении, или во сне, и чтобы не было без исполнения предсказания, хотя одного. Ибо когда Бог скажет, тогда и человек говорит. Слово Божие с неба на землю туне не падает и в забвении не бывает. Что говорится через святых во тьме снов, то и проповедуется во свете.


Рецензии