В. Ермичёв. Этот неугоионный Серёгин! Статья

Этот неугомонный Серёгин! Статья

   Как-то раз, не особо задумываясь, я уже проходил мимо этого необычного дворика на «Можайке», стоящего в ближнем Подмосковье в километре от МКАД  на остановке «Зональная»  - чуть не доезжая торгового комплекса «ТРИ КИТА». Деревянный рубленый забор, резные беседки вдоль него, макет телеги с лошадью на крыше и торчащая из ворот старинная корабельная пушка - всё это резко выделялось своим видом на фоне однообразия старого дачного Подмосковья.
- Странные люди создали это место – наверное, какой-нибудь стилизованный под старину «кабак», - мимоходом решил я, даже в глубине души не допустив, что это могло оказаться уникальным многопрофильным предприятием, способным выжить в наше непростое для бизнеса время.
  Недавно я так же шел мимо с фотоаппаратом. Стоял солнечный весенний денек, я особо не спешил и остановился поговорить с парнем, вероятно, охранником, гревшимся под первым ласковым солнцем на скамейке у входа.
  Познакомившись, поинтересовался, что это: ресторан, музей или лавка старья, как было написано на фронтоне одного из зданий. Причем под этой вывеской (видимо ради прикола) за приоткрытой дверью входа виднелась глухая кирпичная стена. Пока мы разговаривали, некоторые посетители, не имевшие достаточного чувства юмора, наткнувшись на эту стену за дверью, раздосадовано махнув рукой, уходили, - даже не удосужившись уже зайти в раскрытые рядом ворота.
 – Хохмите?
 - Так получилось - улыбается Максим, - здание под кафе переделывали, а потом даже самим эта «фишка» понравилась. Тут все сразу: и музей, и лавка старья, и мастерские по дереву. Кабака правда нет - народ и без нас есть кому спаивать. А вот русскую чайную на лето открываем - чтобы с дровяным самоваром, с дымком и баранками, чтоб с картошечкой и селедочкой! Директор наш - большой любитель и пропагандист Иван-чая – зайди на наш сайт  – там о нём все есть.   
  -А сколько стоит музей посмотреть,- спрашиваю я, неоднократно сражённый ценами на посещение московских музеев.
  -Нисколько, заходи, смотри, товарищ дорогой.
  -А снимать можно?
  -И снимай, сколько хочешь,- ответил Максим, раздражённый моим недоверием и, посчитав тему закрытой подставил лицо долгожданному солнцу.
    И тут я дорвался! Такого огромного количества старинных вещей и ремесленных поделок ручной работы, собранных вместе, я ещё ни разу в своей жизни не видел. Керосинки и прялки, первые приёмники и телевизоры, медные чайники и самовары петровских времён, изделия из бересты, соломы, лозы и дерева – чего тут только не было,- настоящая находка для интерьер-дизайнера! Закончил я съёмку только тогда, когда угас короткий весенний день, и я перестал видеть экспозицию, а в моем «цифровике» закончился второй комплект батареек. Менеджер Максим уже закрывал увесистые резные ворота.
  -Чья же гениальная идея была все это создать?
  -Есть такой интересный человек- Александр Серёгин.
  -Новый русский?
  -Старый!- смеется Максим,- обычный русский мужик из Архангельска.
  -На какие же «шиши» всё это приобретается, ведь содержание такого музея немалого стоит - налоги, аренда, приобретение экспонатов? Даром ведь сейчас никто ничего не отдаст.
  -Это как сказать. Я тут девятый год, с самого начала работаю, всякого насмотрелся. Нередко бывает, что подъезжает машина, выгружают у ворот древний шкаф или  несколько мешков старых вещей - забирайте, может, что пригодится.
  - А почему?- удивляюсь я, не будучи в «теме».
  - Во-первых, просто дарят, потому, что это не антиквариат - советский период, и как обычно некомплектный, а реставрация знаешь, сколько стоит? У нас этот некомплект накапливается, и мы из него уже потом целые вещи собираем. А во-вторых, не все люди ценность этих вещей понимают или просто возиться с ними при переезде не хотят. Некоторые экспонаты посетители на реализацию сдают, алкаши и кладоискатели частенько мелочёвку  приносят - если недорого, то сразу выкупаем. Москва не сразу строилась - и мы тоже постепенно развивались. Научились выживать - мастерские по дереву выручают. Слава Богу, аренду не платим – это частный дом семьи Серёгиных.
  -??? С чего всё начиналось?
  - они этот дом себе для жилья купили, а чтобы использовать преимущества бойкой трассы под окнами, организовали во дворе салон по продаже плетёной мебели. За ней мы мотались в Закарпатье - там есть село, где уже много поколений лозоплетением занимаются - делают всё от абажуров до шкафов и качество поделок значительно выше, чем у российских фабрик,  - наши за лихие 90-е годы своих мастеров подрастеряли. Чтобы товар дешевле брать, мы мастерам помогали - работали там до мозолей на заготовке лозы, варили её в огромных котлах для размягчения, - руки постоянно в волдырях от кипятка были. Потихоньку вырос ассортимент и, вскоре мебель у нас весь двор заполонила. Постепенно обрастали своими мастерами по дереву - приходили люди с идеями, истосковавшиеся по творческой работе. Кто-то уходил, а кто- то задерживался - даже кузнецы одно время были, но ковка почему-то не очень хорошо пошла и кузницу закрыли. Вырученные средства направлялись на строительство мастерских, закупку оборудования.   
  - От иностранных туристов, наверное, отбоя нет - ведь мимо едут!
- куда там, лишь изредка славяне одиночно забредают, а турфирмы нас категорически не замечают - им маршрут подавай, экскурсовода, а у нас на это пока средств не хватает, вот и возят они зачастую гостей… смотреть поле, на котором какой-нибудь малоизвестный писатель жил. А вот твои земляки перед гастролями на Западе недавно  заезжали – ансамбль казачьей песни из волгоградского университета культуры русского духа у нас набирался.
- а к созданию музея как пришли?
  - тоже как-то постепенно, исподволь. Пошли заказы на декоративные плетни - надо было реагировать на спрос. Договорились с лесхозами, быстро наладили производство из подмосковного орешника - плетни получились крепкими и долговечными. А на плетни понадобились для антуража крынки - глиняные молочные кувшины. Серёгин поехал их искать по старым сёлам соседних областей и там на такой «Клондайк» нарвался, что долго успокоиться не мог - пока его самого экспонаты из дома не вытеснили. Жильё пришлось подыскать другое, а в доме сделали музей, и я сторожить в нём остался. Обнищавшая за 90-е годы деревня продавала всё, за что можно было выручить хоть какие-то деньги.
  Вдобавок Александр еще и кладоискательством «заболел», пропадая на пыльных московских чердаках и в заброшенных селах. Уже вскоре экспонаты перестали помещаться в доме и стали расползаться по двору, потеснив «плетёнку» и дачную мебель – Серёгин всё спасти от «металлистов» побольше хотел. В 2003-м году наш сосед - всероссийский цыганский барон дядя Яша решил по старости лет переехать в более спокойное место со ставшей слишком шумной «можайки». Старые дома в Новоивановском, зажатом между станцией электрички Немчиновка и перегруженной автотранспортом «можайкой» уже просто разваливались от постоянной вибрации и люди искали варианты переезда. Упустить такую возможность и не приобрести рядом жильё было бы глупо и Серёгины, посовещавшись с родней и подзаняв денег, прикупили для Александра и этот странный дом непонятной архитектуры с аляповатыми жестяными башенками на крыше. При переезде цыганский барон, уже давно пересевший на стального «коня», растрогавшись, оставил музею раритет, снимавшийся в нескольких фильмах - свою цыганскую бричку со всей амуницией, стоявшую у него под окнами как дань традиции, чем невзначай заложил основу новой коллекции. Через пару лет и этот дом был доверху забит экспонатами – (теперь уже советского периода), снова  вытеснившими оттуда Серёгина! Комната в мансарде, где барон любил сиживать под абажуром с «братвой» за картишками и доброй чаркой, была сохранена практически полностью в оригинальном интерьере и позиционируется сейчас в музее как воровская «малина». В это время на продажу был выставлен ещё один соседний участок, который решили приобрести сёстры Александра. Едва расплатившись с долгами, семья Серёгиных скинулась снова, чтобы помочь им. Этот приличный бревенчатый дом требовал соответствующего интерьерного оформления и, на семейном совете было принято решение оборудовать зону вокруг него в стиле деревянного зодчества русского Севера. Нередко люди, посещавшие экспозицию музея, приносили в дар или на продажу старые иконы и церковную утварь, но Александр, как человек православный, не считал себя вправе делать икону предметом торга и с благословения ныне покойного патриарха Алексия отстроил и освятил во дворе деревянного ансамбля часовню и странноприимный дом.  Вышедшая замуж за котовского казака сестра Александра - Катя тоже не осталась в стороне от увлечений семьи и молодые срубили рядом двухэтажный деревянный теремок с уменьшенной русской печью в холле 1-го этажа. Сам муж Екатерины - Роман занимается изготовлением и ремонтом русских национальных инструментов, делает на заказ бандуры и гусли.
        – как же познакомиться мне с вашим Серёгиным, может интервью сделаю?
- А вот подходи в любой день к 9-ти  утра - он обычно в это время приезжает и  подробно тебе всё расскажет - доедешь от метро «Славянский бульвар» или с «Кунцевской» любой маршруткой на Одинцово или Трёхгорку.
Примораживало. Максим заторопился ужинать. Пока мы стояли, на небе высыпали какие-то необычно яркие и по-весеннему весёлые звёзды и, вдохновлённый этим бездонным небом я шёл к остановке и думал:
- Вот есть же люди! В наше суматошное время, когда каждый пытается просто выжить и по рынкам торгуют люди с высшим образованием, совершенствуясь тупо покупать и продавать, этот Серёгин всю семью своими идеями заразил и они вместе сумели грамотно организовать дело, обеспечив не только своё существование, но и работу музея и десятка мастеров, которые, благодаря им, не убиваются от нищеты на стройках, а заняты творческой работой - делая мимоходом для сохранения и развития русской культуры больше, чем тысячи болтунов, обсуждающих за рюмкой (хоть каждый день) проблемы медленной гибели этой самой культуры под давлением чужеродной и безликой идеологии дикого Запада. И пусть не бескорыстно они это делают – слава богу, что так, потому что нищий человек не смог бы организовать и содержать весь этот комплекс в работоспособном состоянии, сколько бы он о русской культуре не беспокоился.
                В. ЕРМИЧЁВ
Москва – Волгоград


Владимир Ермичёв:  8 904 412 91 93 - Волгоград
                8 926 753 81 06 - Москва      


Рецензии