Краски и контуры

                1
  Кабинет  рисования  самый последний  в длинном ряду  дверей, с табличкой, указывающей, опаздывающим школьникам  или новичкам,  какой урок по расписанию.
   Большое окно коридора такое,  как и во всех школах.
 Раздался звонок. Можно немножко опоздать. Некоторые умудрялись прогулять почти  пол-урока, особенно мальчишки. Мотаясь по школьному двору, болтая, жуя пирожок, купленный  в столовой, они забывали об уроке.  Опаздывающих  бывало многовато, они поминутно прерывали урок, скомороша весь класс, обычной фразой: ‘’Извините  за опоздание,  разрешите сесть на место’’.
  Ольга Васильевна,   кивая, принимала извинения. В начале урока, она была сосредоточена на  рисунках, которые детвора приносила  с дому. В классе стоял шумок, иногда  гул.               
  Зимой все это безобразие прекращалось. Холодно, на улице особо не побегаешь,  а после звонка школьные уборщицы, заучи или случайно проходящие учителя,  обязательно спрашивали с какого класса компания и почему  те двое или трое  болтаются по коридорам, почему не  на уроке.
  Весной, в конце года, неспокойная детская орда, снова становилась неуправляемая. Лес, который  был виден со школьного двора, одуванчики,  пение птиц, задерживало после звонка,  хотя бы на минутку.Такая картина  с опаздывающими была на всех уроках.            
  Школьный народ  опаздывал,  топал  после звонка,  заливался шумным эхом  по  коридорам. Все учителя знали эту заученную фразу:  ‘’Извините за опоздание,  разрешите сесть на место’’. Смешные рожицы у опаздывающих, но учителя  были строги, даже очень, правда, хитрые проказники знали, что эти требования не опаздывать для дисциплины,  и, что, на самом деле,  злости, агрессии  и ненависти  в  учительских  замечаниях  нет.          
  Ольга  Васильевна  любила детей, она знала каждого  и пыталась  понять мир этих сорванцов. Многими детскими рисунками педагог мог гордиться.  Они были как  живые,настоящие.  Казалось,  что  вот – вот их персонажи спрыгнут с альбомного листа и заживут своей жизнью.Особенно старался класс, когда  можно было рисовать на свободную тему.  Мечты детей красивы:  огромные полянки с цветами,  лес,  гномы – волшебники, космонавты, ракеты.Но, если нужно было работать над рисунком по заданному плану, тогда держись! На уроке происходило неимоверное.
  Простой кувшин, казалось, несложная работа. Все шуршали, шушукались, подымался гам. Кувшин, с горем пополам, нарисовали,  похож он был больше на чашку или на перекошенное блюдо,  с небольшим цветком  посредине, цветок  напоминал аппликацию.Сдавая работы,  все показывали  друг другу  простой предмет,  украшавший белое полотно небольшого  листа для рисования и громко хохотали над собой, над неудавшимся кувшином. После чего дрались и тащились шумной толпой по коридору на следующий урок,  в кабинет математики.
   Ольга  Васильевна   натура   утонченная  и  придирчивая, так казалось  всем в классе, после увиденных троек  за работу ‘’кувшин’’.
   На очередном уроке рисования,  учительница держала в руках  удивительную  картину. Акварельные краски  переливались  всеми цветами радуги, казалось, что нарисованная принцесса слышит ребят, все потихоньку умолкали. Ольга Васильевна, неожиданно для ребят, стала рассказывать сказку о принцессе, которая жила далеко – далеко.
- Принцесса   путешествовала по миру,   на ее волшебном платье появлялись узоры, которые напоминали страны и города,прислушиваясь к голосу учительницы,в классе наступила тишина. Воображение детей рисовало сказочную девочку. Какие – то минуты, казалось, что дети плохо слышат сюжет волшебной сказки  о  принцессе,  но это было не так, они слушали и запоминали.   
   Дети с нетерпением ждали следующего урока, но Ольга Васильевна томила темой урока, и только после этого, оставшиеся минут десять до конца урока, продолжала сказку. Любопытство заставляло не шуметь на уроке и ждать заветного продолжения истории о необыкновенных приключениях девочки принцессы.
Рано или поздно все сказки заканчиваются,  закончилась и сказка о девочке, приносящей солнце и любовь, принцесса научила детей многому.
Ольга Васильевна,  по – прежнему, требовала терпения и точности, но ее придирчивость теперь принималась с радостью.Дети толпились на переменке возле ее стола, заваливая ее рисунками.

               
                2

   Рисовать лошадь было сложно. Лена пыталась,  но ноги у лошади не получались, они были то толстые, то худые,  копытца похожи на туфельки, а хвост  великоват.  Белый лист с рисунком затирался до дыр, комкался и все начиналось сначала. Хотелось бросить, но сказка о  принцессе,  не давала покоя. Принцесса побеждала трудности и помогала друзьям.
Лене, казалось, что не сделать домашнюю работу или сделать плохо - стыдно.Лена решила подумать и подождать.
-Почему воображение рисует красивую лошадку, а когда дело доходит до карандаша,  ничего путного не получается?- произнесла вслух Лена.
   На столе остался лист, карандаши, за окном проснулась весна. Пели птицы,  запах весны тормошил всех вокруг. Лена бродила по большому дому.
-Книги! Может они помогут!- подумала девочка.
На полу возле книжного шкафа, лежали иллюстрированные сказки.  Лена листала страницы, неожиданно для себя,  она увидела лошадку, у  нее перевело дух. 
  -Точь - в - точь такая, какую рисовало мое воображение! А может я раньше листала эти  сказки и не придала значение этому рисунку?-  воскликнула Лена. 
Девочка  сидела на полу  и внимательно изучала рисунок,  что-то подсказывало ей, что снова будет неудача, что ее лошадка снова будет смешной недотепой.
-Мне так хочется нарисовать эту лошадку! - произнесла снова вслух Лена. В эту минуту ее осенила  идея, она почти вприпрыжку побежала за карандашом  и альбомным листом.Светило солнце, она подошла к окну, взгромоздила страничку  книги на стекло, сверху  приложила белый альбомный лист и по просвечивающимся контурам, стала водить карандашом. Было нелегко, лист соскальзывал,  тяжелую  книгу   трудно   удержать, но    настойчиво, обводя карандашом  сказочную лошадь, Лена все таки изобразила желаемое. Книга почти упала на пол, рука болела, но зато, все части тела лошади были правильными. Девочка с листом в руках погналась к акварельным краскам. Теперь уже по – настоящему стала работать c акварелью, изображая белую лошадь с черными пятнами, придавая ей сказочный вид. Она нарисовала  яркую попону,  стремя, пышную гриву. Лена была рада, что  копытца, хвостик, грива не перекашивались, не расплывались. Лена снова задумалась, ее воображение рисовало рядом принцессу  в золотистом платье... 
   На следующий день Ольга Васильевна с улыбкой приняла рисунок, через несколько дней, на большом школьном стенде Лена увидела свой рисунок.Лошадка словно живая, черные пятна   поблескивали, от падающих лучей солнца. Лена снова  вспомнила сказку о принцессе.
  Прошло время,  девочке очень хотелось поделиться  с Ольгой Васильевной правдой, что контуры  помогла нарисовать книга и стекло, и, как казалось Лене, еще... ей помогала   маленькая принцесса.
   Как-то раз, подбежав после урока к учителю, Лена довольно  громко  протараторила:
-  Ольга Васильевна, а лошадку мне пришлось нарисовать не совсем по - настоящему, а при помощи…
- Контурных линий, виднеющихся через стекло, не так ли?- продолжила учительница, начатую ученицей фразу.
-Да, а откуда вы об этом знаете?
Ольга Васильевна не ответила на вопрос девочки, но почему-то Лене на душе стало хорошо и легко.В классе шумно. Перемена.
-  Не люблю вранье, – произнесла тихонько, оправдываясь, ученица Ольги Васильевны,- ведь рисунок на выставке, а я…
- Лена, твое трудолюбие когда-нибудь обязательно тебе поможет, ведь не каждому дано рисовать, как художнику. Краски подчинились тебе, а контуры нет, помни об этом!- сказала Ольга Васильевна, почти вдогонку,  смешной, разволнованной Лене.
   На улицу манила  весна, своим  разноцветьем.Только футбольное поле зияло большим серым пятном. Мальчишки громко кричали, они играли в футбол. 
                2004г.
               
               

               








             


Рецензии
Хорошо сказано:"Краски подчинились тебе, а контуры нет."
Ты мне напомнила один с уроков рисования.

Василий Форкавец   15.02.2011 22:57     Заявить о нарушении
Да... память уникальная штука.

Инесса Завялова   16.02.2011 09:28   Заявить о нарушении