29 Алыми маками

29 Алыми маками

Когда Степанида пришла домой и села за стол завтракать, перед нею лежал лист бумаги с текстом  стихотворения, которое Фима откопал в своих архивах и над  которым  решил поиздеваться, благо стих был его собственный. Фима предложил жене пробежать текст глазами и дать оценку. « Ничего,- чуть не поперхнулась Степанида, но что-то мрачно очень, помирает, что ли, кто-то???». Фима ухмыльнулся - « Не помирает, но помрёт,- сказал он,- это вроде реквиема, прощального стихотворения». Степанида допила чай, съела бутерброд и стала читать вслух:

Алыми маками поле цветёт,
Вдоль по дороге странник идёт.
Правой рукою сжимает костыль,
Серой позёмкой вздымается пыль.
Небо, холмы и Река впереди,
Жизнь прожитая скулит позади.
Странник устал, и он валится с ног,
Посох его обвивает вьюнок.
Алые маки склоняются вслед,
Шлют  васильки свой весёлый привет.
"Светлым пусть будет последний твой путь,-
Шепчут цветы,- Не забудь, не забудь…"

«Да, печальный стих,- повторила она,- а что с ним делать?». «А давай-ка, мы его проанализируем». «Давай», - согласилась Степанида и пошла мыть чашки. «Вот закрой глаза и представь себе картину. Что ты видишь?» Степанида была немного ясновидящей дамой. Потому она кое-что увидела. «Вижу дорогу. Странника вижу, с котомкой и посохом». « А странника ты со спины видишь?» «Да. Он идёт по дороге, за ним пыль». «А что ты видишь слева?» « Поле, маки цветут, внизу- васильки и ещё какие-то цветочки». «Это незабудки- forget-me-not,- пояснил Фима,- а теперь открывай глаза и пиши».  «Что писать?» - удивилась Степанида. « Всё, что видела, запиши своими словами». Степанида написала: « По дороге идёт странник с котомкой и посохом, он  очень устал, но дорога скоро закончится. Слева от дороги  цветут в поле маки, васильки и незабудки. Они жалеют странника и кланяются ему. Всё!». «А теперь, - загадочно произнёс  Фима,- теперь определи, какой текст лучше, первый или второй????» «Конечно, первый». « Правильно, потому что первый- поэзия. А второй - детское сочинение А отличаются они ритмом, рифмой ,метафорами. Вот ты других людей видела, когда закрывала глаза?» «Нет, конечно». « Правильно. Странник - один, потому что уже конец пути, и только ему видны холмы, Река и небо. Это уже другой мир, другой пейзаж, а Реку ему ещё предстоит преодолеть. Как ты думаешь, что это за река??» «Не знаю, Стикс, наверное». « Не наверное, а точно. А река падает в глубокое ущелье, а там  совсем другой мир, но этого в стихе нет, это можно предположить только».

« Теперь о цветах,- продолжил Фима, - в какой стране растут такие цветы?» «Хы. Конечно, у нас. Полевые маки, васильки, незабудки, вьюнок ещё не забудь». «А почему они кланяются Страннику, склоняются?- продолжал допытываться Фима,- да потому что они уважают старость и прощаются со странником, они желают ему светлого пути впереди, хотя знают, куда он идет». Степанида притихла. «Вот и незабудки ШЕПЧУТ слова прощания, а не просто говорят. Им грустно, они печальны». « А почему это ЖИЗНЬ СКУЛИТ?»- спросила Степанида. « Это метафора. Конечно, жизнь сама по себе скулить не может, но вот в стихе она оживает, становится маленьким щенком, которого бросила мать, которому страшно оставаться одному. Но здесь, Стеша, жизнь –это не просто скулящий щенок, это образ прошлого, это символ трудной и незавидной судьбы, это….»,- Фиме хотелось раскрыть образ скулящей жизни глубже. Но он надеялся на воображение Степаниды.

     Фима не стал заострять внимание Степаниды на пыли придорожной, на костыле или посохе, обвитом вьюнком, который у него тоже был символом чего-то. Он вспомнил свое сочинение на похожую тематику, где  так же красиво плющ обвивал могильный камень, и содрогнулся. Он не хотел переносить этот мрачный образ в свой опус о страннике. Но так получилось. Образ проник сам, без помощи Фимы, в ткань стиха и остался там. 

  « Ты всё поняла?»,- спросил он уже подуставшую Степаниду.  «ДА». «Но этого мало,- продолжил лекцию Фима,- ты могла бы  все эти образы и метафоры сохранить и в прозе. Если бы постаралась. Но вот ритм!!! Пожалуй, редкая проза обладает ритмом». И Фима нарисовал для Степаниды схему. Он скандировал стих и одновременно рисовал схему:

I- - I- - I- - I   А лы ми мА кА ми  пО ле цве тЁт
I- - I-   I- - I   ВдОль па да  рО ге…. стрАн ник идЁт
I- - I- - I- -I   ПрАвой рукОю  жжимАет кАстЫль
I- - I- - I- - I  ВььОца за нИм  при да рОжная пЫль

«Ты видишь, Стеша, что в каждой строчке –по четыре ударных слога, что ударение одинаково стоит в начале и в конце строчки, что между ударениями – по два безударных слога (кроме второй строчки, где допустим пропуск безударного). Все эти детали нужны не читателю, они нужны поэту. Опытный поэт использует ритм и размер инстинктивно, не задумываясь, а вот начинающий должен следить за ритмом и размером своего стиха. Здесь дактиль, а есть ещё ямб, хорей, анапест, амфибрахий. Есть сложные, формы, комбинированные. Ритм в стихе должен быть обязательно. Он создаёт ГАРМОНИЮ».
  « А вот посмотри-ка, Стеша, какие буквы я выделил ---А А  О Ё , а ё- это звук О--- получается- ААОО,во второй строчке- ООАО,в третьей-АОАЫ,в четвёртой- ОИОЫ—это музыка, Стеша, называемая АССОНАНС, это музыкальные инструменты поэта, голос которых он вводит постепенно, как в оркестре». Фима увлёкся и завершил свою тираду одой последнему четверостишию - «СвЕтлым пусть бУдет послЕдний твой пУть –ЭУЭУ
ШЕпчут цветЫ не забУдь, не забУдь—Э Ы У У—это УУУУУУ, это трубы, это мелодия прощания, сожаления и печали».  Степанида уже изрядно устала от информации и сидела, печально глядя в текст на бумажке. Фима пожалел жену и дал ей домашнее задание - сочинить стих про дорогу и путников на дороге. Но не просто нарисовать картинку, а, по возможности,  вложить в неё смысл.


Рецензии
По-моему не поэтское это дело разбирать прочувствованное...
Пусть это делают критики и завистники.
Почему-то только так подумалось...
С уважением, Юрий...

Юрий Назаров   23.02.2011 21:04     Заявить о нарушении
Стих мой. критика моя. Что хочу, то и ворочу. Благодарю Вас.

Галина Чеснокова   23.02.2011 21:44   Заявить о нарушении
Юрий, я была резка . Извините. Мне стыдно. Но Ваше мнение- самое банальное. По Вашему. если чувство есть, то и стих есть. Это не так. Есть Поэтика , которой надо учиться. И есть Метапоэтика, то есть видение автором самого себя как поэта. И этому тоже надо учиться. Вот Ефим Ильич и учил Степаниду, которая только что начала писать стихи.

Галина Чеснокова   12.03.2011 21:05   Заявить о нарушении
Но мне показалось, что Степанида просто петь хотела, а не выглядеть певицей...

Юрий Назаров   12.03.2011 21:29   Заявить о нарушении
Я поняла Вашу аллегорию. я не сержусь. Просто я всю жизнь занимаюсь поэзией и поэтиками и знаю, что это такое.

Галина Чеснокова   12.03.2011 21:34   Заявить о нарушении
Я понял. По мне так - пришла идея стиха или прозаического сюжета - выложил, как сам прочувствовал. Можно со временем чуток подкорректировать. Пел для себя и на Нобеля не выпендривался. А дифирамбы найдётся кому и мне спеть.
С уважением, Юрий.

Юрий Назаров   12.03.2011 21:43   Заявить о нарушении
Чтобы писать стихи, нужен талант и знания. Талант дается от Бога, но этого мало. Он формируется чтением классической поэзии всех народов и веков, знанием этой поэзии, а чтобы овладеть формой, надо знать поэтику. Спасибо за небольшую дискуссию.

Галина Чеснокова   22.03.2011 20:47   Заявить о нарушении