Отделение виолончели 5

Глава  пятая
***
Не сговариваясь, и Лёля и Вера ни словом  не обмолвились дома родителям  о том , что пойдут вечером к синагоге праздновать еврейскую Пасху - Пейсах. Потому что в это время это было  резкой аполитичной выходкой, говорящей о  склонности к бунтарству, представляющей опасность для всего семейства. Несмотря на пережитую Хрущевскую оттепель многое из норм жизни сталинского времени сохранялось и в семидесятые годы -например браки с иностранцами  значительно тормозили продвижение по службе. А антисемитизм периода развитого социализма, негласный , но весьма ощутимый , был барьером при поступлении в институты и на пути ко многим благам того времени, что и вызвало мощный поток отъезжающих «на историческую» родину, правда сильно отклоняясь порой от первоначального маршрута. Словом , отправиться отплясывать на Пейсах в Москве 1972 года – это был смелый поступок, который никак не мог быть одобрен опасающимися за своих дочерей родителями.
Предвидя это подружки , созвонившись перед выходом, так , чтобы мамы не слышали их. Обе выскользнули из дома под каким-то размытым предлогом. Радуясь , что денек той ранней весны , с раскатистыми грозами уже 12 апреля,  выпал удивительно теплый, безоблачный.
На улице Архипова их уже поджидали   Лев и Владимир. Оба в кепках и, каких-то потертых пиджаках, явно с чужого плеча, что придавало обоим сходство с персонажами  итальянского кино времен неореализма или неудачниками мафиози. Девчонки опоздали, и были очень напряжены. Здороваясь с мальчишками, обе все озирались вокруг, пытаясь вычислить стукачей среди многочисленной толпы.
Мальчишки предложили отойти в сторонку. Девчонки полностью подчинились им, королям в королевстве нарушения всех запретов.
Безупречно мужским , проворным жестом, Володя откинул полу пиджака с торчащей во внутреннем кармане пиджака плоской бутылочкой «мерзавчика» Армянского коньяка. «Мерзавчиком» в советские времена нежно именовались емкости вмещающие четверть литра алкоголя.
  -Эй! Девчонки! Смелее! Мы пришли сюда повеселиться , потанцевать! А вы такие, словно партизанить пришли - сказал Вова откручивая коньяк.
Вера почувствовала, что , если б  ей пришлось отплясывать на канате…и тот час вспомнилось , как там у Окуджавы : «Она по проволоке ходила», то чувствовала бы себя именно так.
Лева , обстоятельно по -домашнему, достал из обоих карманов , завернутые в чистые и отглаженные его мамой льняные салфетки, маленькие пирожки  и четыре миниатюрные серебряные стопочки, с нанесенными чернением узорами. Мальчишки быстро разлили в них коньяк. И девочки , чокаясь вдруг действительно, точно границу пересекли , расслабились и всё стало ни по чем. И улица стала , какая-то привычная, как давно обжитая  комната , милой , своей. Им стало хорошо и как-то доверительно всем вместе. Пока они «уговаривали» коньяк со стороны синагоги послышался тот особый праздничный шумок и  смех. И на улице появились бородатые скрипачи в пейсах, ниспадающих из-под черных широкополых  шляп. Они заиграли  «Хаву Нагилу», потом, конечно , Семь Сорок и другие песни . Уговаривать девчонок танцевать не пришлось. Танцевали они все вчетвером отлично, ловко меняясь парами. Вовка и Лева в танце, чинно приподнимали кепки , раскланиваясь и опять по-ленински  закладывали большие пальцы ладоней подмышки.
 Лёля и Вера, оглянувшись на другие пары , быстро переняли , какие должны быть движения и вскоре тоже отплясывали , так что юбочки так и порхали ,и порхали вокруг их стройных , юных ног.
Бывают пережитые мгновения , впечатления, которые входят в сознание неким камертоном , точности гаммы эмоций.
Это чувство совершенного счастья , пьянящей свободы и радости преодоления всех запретов, возможность просто парить над всей надуманной рутиной, так легко и просто – изящными прыжками танца на весенней улице  юности , еще только дозревающей до молодости…, так , как летая во сне , удивляешься : «Как же так ? Почему забылось , что летать так просто и радостно? Зачем я забыла об этом?»
 Все это осталось мерилом , что такое счастье для Веры навсегда , на всю жизнь.
    
  Сумерки уже смягчали углы домов и рисунок ветвей весенних деревьев , с  только распускающейся листвой, словно отдаляя и убирая в темноту все , что не относилось к празднику, отсекая город, не пришедший на этот праздник. И та особая праздничная беззаботность и веселье наполняли все вокруг. «Счастье…это тогда , в ту весну , на улице Архипова, это танец  на улице…те мгновения!»- так осталось для Веры навсегда мерилом радости.
И…, и тут все случилось так отчетливо и стремительно, что поверить в то, что это реально происходит , сразу было не возможно. Среди танцующих рядом ,с танцующими Вовкой и
Левой , как из-под земли возникли по два мужика слева и справа .
Они которые резко схватили , Леву и Вову и точно выдернули их из толпы. Поволокли к виднеющейся немного вдалеке, милицейской машине.
Остолбеневшие Вера и Лёля рванулись к мальчишкам, но перед  обеими возникли из ниоткуда такие же «безликие». И по бокам их сжали другие два мужика, мешая им продвигаться в толпе в сторону милицейской машины.
Девочки видели, как мальчишек буквально закинули в УАЗик и тотчас машина уехала.
Музыка « смялась». По толпе прокатился ропот. Кто-то был напуган произошедшим, кто-то не заметил и удивлялся , что музыка остановилась, спрашивая , «что случилось?». Но  музыканты, всё же продолжили играть. Мужики : «безликие», как промелькнуло тогда в голове Лёли, исчезли , словно растворились. Лёля и Вера  вышли из толпы танцующих и молча , подавленные произошедшим ,пошли вниз по улице Архипова.
Тут их догнала молодая женщина лет тридцати, хорошо, не по-советски  одетая, в модном в то время парике. Плотно приблизившись к ним, она тихо сказала:
   -Девочки! Я видела , как забрали ваших мальчиков. Как их зовут?
Вера просто озверела от наглости этой, как она предположила, стукачки. И резко ответила ей, сильно нахамив…
Но реакция Веры словно обрадовала эти женщину.
   -Не бойтесь! Девочки, я не из той «конторы», ну, как хотите. А «Голос Америки» сегодня в полночь и завтра -послушайте!
А спрашиваю, во-первых , чтобы …что бы герои не оставались
 безымянными, а во-вторых , если озвучить их имена в эфире , там с ними будет не так легко справиться. Это может оказаться защитой для них.
Девочки очень насторожились, последний довод показался Вере убедительным и она назвала имена мальчишек и их возраст, еще раз с досадой отметив про себя , что Вовка , казавшийся зрелым и выглядевший старше всей их буйной четверки, был на два года моложе их уже шестнадцатилетних девушек.
 Женщина улыбнулась ей. И ,тихо выдохнув, сказала: «Несовершенно летние , это хорошо…скорее всего пронесёт. Спасибо!»- сказала  она  и ушла.


Рецензии