Модель статусно-смыслового общества

            Прежде всего, следует сказать, что смысл, как основа организации — это живая организация в самом прямом понимании этого слова, т.е. устроенная по принципу организма, в котором существует стабильная внутренняя среда, обеспечивающая бесперебойную работу всех клеток, тканей, органов и систем. Внутренняя среда — это предмет особой заботы такой системы, даже единственный предмет, потому что всё остальное в гармоничном поле общего смысла организма работает бесперебойно.

            Смысловое государство требует технического понимания категории смысла, а не философского.

Технические принципы смысла:
1. постоянная координация нескольких простых моделей между собой.

модели просты
их несколько для любой задачи
они скоординированы
они постоянны

2. Обязательное соотнесение каждого производимого действия с общей картиной, с общим эскизом для сохранения целостности единства пространства и среды.

3. Обязательное выделение главного, а лучше даже и построение полной иерархии важности.

4. Руководство простыми, но статистически выверенными информационными элементами, коими являются общественные впечатления.

            Система же, которая требует постоянных кардинальных поправок по умолчанию не может быть смысловой, в силу утраты ей простоты организации за счёт надстроек. Эволюция не раз учила нас отказу от структурных нагромождений, учила путём вымирания целых классов когда-то процветавших организмов, и путём процветания тех, кто опираясь на принципы более простой организации, вырастал в новый, по ныне существующий и здравствующий класс. С этой точки зрения общественная, а тем более государственная организации зашли в свой эволюционный тупик, потому что превратились в систему сплошных и постоянно меняющихся поправок, из которых этому обществу будет уже не выбраться, пока оно радикально не сменит свою структуру, опираясь на ядро смысла, и только на него, т.е. чисто технологически, без всяких гуманистических идей, оказывающихся на поверку идеалистическими и отнюдь не гуманными по итогу.

            Ядро смысла — это комплекс основных идей, а они, идеи, не приходят с базара. Идеям, как и всему естественному, необходим отбор, естественный отбор, который происходит по очень большому числу параметров одновременно. Если отбор происходит по малому числу параметров при жёстком руководстве ограниченного числа лиц, то это искусственный отбор, который в целом наносит вред, неминуемо выделяя одни свойства и забывая про другие. Мы же в обществе во всём должны придерживаться принципа естественного отбора, в том числе, и в отношении идей. Также в отношении и впечатлений, роль которых в смысловой работе нельзя принижать.

            Отбор на всех уровнях организации является основным принципом живой системы, только тогда мы подчёркиваем в ней соответствие смыслу. Мы даже не спроста фигурально говорим о живой природе, как о продуманной, т.е. осмысленной, потому что в сознании людей и сообществ осмысленность — это тоже продукт правильного отбора идей, мыслей, образов. Природа отнюдь не возделывает каждый признак по отдельности, а является той формой самоорганизации, при которой идёт постоянный отбор по оптимальному комплексу многочисленных признаков. Ничто не мешает также организовать и общество. Более того, именно это и следует сделать в ближайшее время, если мы хотим сохранить цивилизацию, которая в последние времена даёт серьёзные трещины. Идеи безусловного равенства, не учитывающего баланса прав и ответственности, разрушают её.

            Разница в уровнях общества необходима, как она необходима в любой структурированной системе, в любой машине. Принципы безусловного равенства лишь наносят ущерб слаженности любой плодотворной работы. Не абсолютизация равенства прав должна лежать в основе общественного устройства, а соблюдение баланса взятой ответственности и приобретаемых при этом прав. Этого проще всего достигать наличием некоторого множества общественных ярусов, для которых от самого низа до самого верха в равной мере возрастает и объём ответственности и объём прав; а также сила этой ответственности и сила этих прав. Такое ярусное построение общества соответствует принципам смысла, требующего непременного иерархического отношения к вопросам управления и информации, по-настоящему обеспечивая реальное равенство между всеми членами общества, выбирающими свой уровень ответственности и соответствующих ему прав. Свобода этого выбора обеспечивается отнюдь не наследованием, а личным общественным приобретением статуса. Духовные ценности не имеют материального эквивалента. Этот выбор должен осуществляться самой жизнью человека, состоящей из его поступков, оцениваемых общественным мнением, а не его сугубо личной заявкой, амбицией или наследством. Объём возможностей, поделённый на объём ответственности, даёт коэффициент истинного равенства людей обществе, а уровень допустимой для личности ответственности определяет её статус. И этот статус на сегодняшний день можно исчислять количественно, так как созрели все необходимые для этого технические средства и возможности. Ноономика, опираясь на теоретическую модель сознания, способна чётко определить статусную систему взаимоотношений в обществе, что не противоречит историческому общественному опыту развития сознания. По сути, мы построим общество, в котором человек сам, т.е. своей жизнью и поступками, целиком будет определять, где и в каких условиях он будет жить: при диктатуре, при социализме, при демократическом капитализме или при более лояльном и спокойном обществе, если его личный уровень культуры и уровень участия соответствуют этому высокому обществу. Это позволит государственной системе снять с себя постоянный и обременяющий контроль над обществом во всех его многочисленных проявлениях. Контроль станет не государственной, а внутриобщественной коллективной функцией местного значения. Тогда государство обретёт возможность заниматься лишь вопросами стратегического общественно управления, чем в принципе оно и должно заниматься, сведя к минимуму карающую и контролирующую функции, существенно ограничив её определённым общественным слоем в определённых обстоятельствах. Во всех остальных отношениях будет работать естественная для человека коллективная ответственность, исключающая случайности, подтасовки и лицемерие, которые сегодня, к сожалению, задают основной жизненный тон, развращая общество от верха к низу, где честные люди вынуждены оставаться в стороне не только от государственного управления, но уже и от социума вообще. Их можно понять, поскольку любое житейское участие в любой его инициативной форме может закончиться судебным разбирательством. Мы все уже ведём себя так, чтобы не попасть под него, ходя по общественной жизни как по минному полю что оптимизма не прибавляет.

            Конечно тут же возникает вопрос о принципе распределения личностей по слоям. Ему необходимо придать естественную справедливость. Справедливость — это множество позитивно отданных голосов, отданных отнюдь не на специально организованных выборах, вызывающих ощущение спектакля, а с помощью выбора повседневного и повсеместного. Это достаточно просто можно организовать при помощи социальной сети, в которой каждая личность будет иметь свою ясную страницу с той кнопкой, нажатие которой даёт возможность отдать ей свой голос, исключительно позитивный голос; или не отдать его в силу незаслуженности. Так личности будут собирать потенциал своей общественной объективной значимости в различных клубах с целью дальнейшего объединения в обобщённый портрет. Это будет происходить в виде голосов при помощи кнопки одобрения или нескольких кнопок, распределённых по аспектам. Так из  разных источников: и клубных и индивидуальных будет собираться объёмное представление о личности. Это будет выявлять не только позитивные склонности личности вообще, но и по её направлениям в частности. Сама жизнь будет тестировать человека на уровень, форму и направление его участия в жизни общества.

            Чтобы этот потенциал не позволял почивать на лаврах былой популярности, пусть даже заслуженной; и, тем более, не мог бы быть объектом подтасовок или покупок; его необходимо постоянно технически нормировано понижать, что потребует от любой личности, от любого члена общества постоянной заботы о возобновлении своего общественного репутационного потенциала путём совершения общественно полезных поступков, дающих им эти голоса одобрения вновь и вновь. К тому же неравнозначность голосов при различных статусах — это тоже надёжная форма защиты от проблемы покупок голосов. Вес отдаваемого голоса должен в сильной степени зависеть от личного статуса и отличаться на порядок от голосов в другом статусе. Поэтому, если покупка голосов и станет по какой-либо причине несанкционированно возможной, то это, по крайней мере, будут мелкие голоса, так как за крупными голосами будет уже надёжная репутация и нежелание её потерять. Кроме этого, сохранение в архиве истории голоса тоже должно быть, чтобы в случае чего было ясно, кто систематически поддерживал неблаговидную личность. Мой статус также должен зависеть от того, каких людей я поддерживал лично. И личность, которая занималась несанкционированным приобретением голосов, окажется автоматически заметной при помощи такого архива. Тогда как личность, которая поддерживала талантливых и достойных людей, хотя бы просто голосами, уже будет обеспечивать себе некоторое статусное продвижение.

            Полный просмотр страницы должен быть возможен для всех лиц, чей статус не ниже данного, на первых порах принадлежащих к тому же клубу. В период становления и адаптации новой системы такое ограничение рамками клуба будет необходимо, пока не произойдёт некоторого общественного преобразования. Возможно, в дальнейшем будет иметь место и доступность такого просмотра вне зависимости от принадлежности к одному клубу, а только лишь на статусных основаниях. Но переход от одной общественной структуры к другой должен подразумевать некоторые меры безопасности. Для лиц, чей статус ниже, просмотр данной личной страницы должен быть ограничен в степени, соответствующей разнице по социально-статусному положению. Чем ниже уровень развития и самоконтроля личности, тем ниже её статус, и тем меньше должно быть её влияние на общество и на конкретных людей.

            Клуб может иметь в своём составе лиц разных статусов, но сам клуб будет нести ответственность за всех членов своего клуба в соответствии с назначенным ему местным (клубным) статусом. И в случае внешнего конфликта клуб будет нести серьёзный ущерб своего статуса, если высокой оценкой в нём обладает лицо, породившее конфликт своим поведением или поступком. Противоречия между профессиональными и духовными свойствами личности является лишь вымыслом. Ущерб от так называемых бездуховных профессионалов всё равно на порядок выше, чем коммерческая стоимость их профессионализма, что на сегодняшний день и составляет самую основную проблему современного общества. На основании именно этого радикального общественного дефекта мы и ставим сегодня вопрос о необходимости создания новой общественной системы.

            На самом деле у области профессионализма тоже есть тесная и глубокая связь с морально-этическим состоянием личности. Ведь и профессиональные и моральные свойства в равной мере исходят от ценностно-мировоззренческих устоев личности. Это просто принцип личностной целостности. Поэтому, если человек, демонстрируя высокие профессиональные качества, способен и на аморальные поступки, то его личность, обращённая к обществу, не обладает достаточной целостностью. Это уже вполне достаточное основание для удержания его на низком статусе. Т.е. если человек просто интуитивно не по нраву очень многим людям, вряд ли стоит отдавать ему профессиональное предпочтение даже при наличии у него высоких навыков работы. Да, среди профессионалов встречаются люди, так скажем, неудобные; но их всё равно любят их сотрудники, их сослуживцы, и это факты истории. Например, таковым был Королёв. К ним тянутся, за ними идут. Их отдельные поступки могут даже осуждать, но в целом таких людей интуитивно принимают и одобряют. Это явление можно объяснить проявлением общественной интуиции, которая развернётся с достаточной мощью при переходе на предлагаемую систему общественных отношений. Именно общественная интуиция находится в подавленном состоянии при нынешнем общественном порядке. При новой же системе не столько удобные, сколько перспективные и многогранные личности получат преимущества, и от чего выиграет всё общество в целом.

            Единственной ценностью любой общественной системы должны быть целостность и стабильность её внутренней среды, которые могут обеспечиваться только лишь здравым и постоянным распределением всех её элементов по их местам, по их принадлежности, по их склонности. Это должна быть и забота о соответствии своим профессиональным талантам, но в ещё большей степени это должна быть забота о соответствии морального качества личности и её степени влияния на общество. Увы, огромнейшие разрушительные тенденции современного общества, от принципов которого мы хотим отойти, основаны на том, что разрушающие личности согласно представлениям о равенстве обладают той же степенью влияния на общество, что и созидающие личности. На самом деле разрушающие личности обладают даже большей степенью влияния на все общественные проявления, как сорняки в культурном саду. Культурные личности обладают здравым самоограничением, направленным на созидание, а разрушающие — нет.  Только разностатусная общественная система позволит обеспечивать и претворять на деле принципы целостности внутренней среды культурного государственного строя, где каждый элемент будет на своём месте и при своём значении.

P.S.   Дальнейшие общественные идеи будут рассматриваться в последующих статьях о статусной государственной системе.


Рецензии
В общем и целом согласен и поддерживаю.
Но, такое положение вещей для тех, кому истина дороже.
А сорняки будут сопротивляться, и отчаяно, поскольку им дороже выгода.
Те, кому истина дороже, должны быть готовы уничтожать сорняки непрестанно.

С уважением,

Иъ Лю Ха   14.02.2011 01:05     Заявить о нарушении