К реабилитации подойти по-новому
"О реабилитации репрессированных народов"
(Предложения от Международного Союза российских немцев)
1. Международный Союз российских немцев (бывший Союз немцев СССР) объединяет тех немцев, которые связывают свое будущее не с выездом в Германию, а с Россией. Поэтому мы ни в коей мере не можем согласиться с выступлением на парламентских слушаниях председателя "Совета немцев России" и общества "Возрождение", Я.Г.Маурера, согласно которому у российских немцев, в отличие от других репрес-сированных народов, есть якобы выбор: оставаться или эмигрировать, и есть две родины: Россия и Германия.
У российских немцев нет сегодня выбора, потому что в Германии будущего у них как народа нет. Выезд в Германию - это решение проблемы на уровне личности, на уровне семьи. На уровне же народа они могут иметь национальное будущее только в России, ибо только здесь может быть восстановлена их государственность и созданы условия для сохранения их как народа.
Конечно, в России сегодня воссоздание этих условий не гарантировано, однако в России у нас пока еще есть шансы на национальное будущее, в Германии же их нет и не будет вообще.
Выезд в Германию, т.о., не является "выбором", альтернативой восстановлению нашей государственности в России; сегодня выезд для многих - это просто вынужденное бегство от безнадежности, нищеты, а часто и от угрозы жизни.
2. Закон о реабилитации репрессированных народов предусматривает в качестве кардинального решения проблемы российских немцев возвращение их в места прежнего проживания, восстановление АССР немцев Поволжья, материальную компенсацию за допущенные по отноше-нию к ним репрессии.
Полагаем, что авторы Закона на момент его подготовки стремились сделать для реабилитации народов максимум возможного. К сожалению, сегодня по отношению к российским немцам этот закон, если следовать его букве, реализовать и невозможно, и по существу это не даст должного эффекта.
Проблема российских немцев сегодня не сводится только к восс-тановлению республики немцев Поволжья по ряду причин.
а) В АССР немцев Поволжья до войны проживало лишь около чет-верти всех российских немцев. Из них в живых сегодня осталось процентов 15-20. Далеко не все из них готовы вернуться сегодня на Волгу. Из других же немцев (проживавших на Украине, Кавказе, в Крыму, С-Петербурге, Москве) на Волгу вообще мало кто поедет.
б) На территории бывшей АССР немцев Поволжья сегодня проживает 600-700 тыс. людей разных национальностей и всего 25-30 тыс. немцев. Даже если бы переселить туда еще 200-300 тыс. немцев, что малореально, они всё равно оставались бы там в меньшинстве, и даже при самых хороших отношениях с местным населением "немецкой" республику трудно будет воспринимать. А это будет означать, что восстановить с ее помощью родной язык и национальную культуру российских немцев (несколько миллионов человек) не удастся, т.е. главную свою функцию - стать фундаментом, базой возрождения и сохранения российских немцев как народа - она не в состоянии будет выполнить. Отсюда немцы по-прежнему будут ассимилироваться (в самой республике тоже) и выезжать в Германию, хотя бы ради сохранения родного языка.
в) Сегодня одной республики для решения проблемы российских немцев недостаточно, ибо они никогда не соберутся в ней все вместе. До войны ее было достаточно, т.к. все остальные немцы проживали за ее пределами также компактно; для них республика была лишь культурным, образовательным центром на уровне, выше их собственной достаточно развитой базы. Сегодня этой базы нигде нет, в республике она для всех тоже невозможна, тем более невозможна республика в качестве надбазовой структуры.
Из всего этого следует, что реабилитацию российских немцев мы должны сегодня понимать более широко: как воссоздание условий для сохранения российских немцев как народа. А необходимыми условиями здесь являются:
во-первых, восстановление государственности российских немцев в принципе (не обязательно только на территории бывшей АССР немцев Поволжья и не обязательно только в форме республики);
во-вторых, создание условий для возрождения и сохранения родного языка и национальной культуры тех российских немцев, которые будут жить за пределами их национально-территориальных образований:
в-третьих, материальная компенсация должна, видимо, выплачиваться не каждому репрессированному лично, а репрессированному народу в целом, и размер ее должен позволить этому народу стать опять равным с другими народами в экономическом, политическом, социальном и культурном отношении. По достижении этого компенсация может считаться выплаченной.
Таким образом, мы видим решение проблемы российских немцев в сегодняшней ситуации следующим образом.
а) Должна быть восстановлена национально-территориальная государственность российских немцев.
б) Национально-территориальная государственность российских немцев более реальна сегодня в форме системы национально-территориальных образований разного уровня (национальные сельсоветы, районы, округа, возможно и республика) в различных регионах России (в Западной Сибири, в Поволжье, в европейской части).
В первую очередь должны быть сохранены и получить развитие имеющиеся уже компактные поселения российских немцев (в общей сложности 150-170 немецких сел и 2 национальных района: на Алтае и в Омской области) как оставшаяся еще небольшая база живого функци-онирования родного языка, обычаев и традиций.
Наряду с этим должны создаваться новые компактные поселения и национально-территориальные образования, т.к. первейшая задача се-годня - это обеспечить российским немцам возможность совместного проживания (пусть и в рассредоточенных поселениях) с тем, чтобы остановить их дальнейшую ассимиляцию и создать условия для налажи-вания национальной жизни.
Со временем национальные сельские советы, районы, округа могут привлечь достаточно большое количество российских немцев, прожива-ющих рассеянно в разных регионах, и перейти в структуры более вы-сокого статуса, вплоть до республики. Ассоциация таких образований разного уровня и может стать новой формой государственности рос-сийских немцев: она может избрать свой парламент, свое правительство (пусть и в значительной части с представительско-координирующими функциями), может быть признана субъектом Федерации и получить право избрания своих представителей в федеральный парламент.
в) Одной национально-территориальной государственности для российских немцев однако будет недостаточно (см. выше). Вдобавок к ней нужно создать еще для немцев, которые будут проживать за пределами национально-территориальных образований, инфраструктуру на-ционально-культурной автономии (детсады, школы, культурные центры и т.д.). Сочетание национально-территориальной государственности и национально-культурной автономии и явится, на наш взгляд, опти-мальным решением проблемы российских немцев.
3. Основной движущей силой в реабилитации российских немцев как народа вряд ли может быть сегодня сам закон. Полагаем, что в этой функции наиболее успешно сегодня могут выступить экономические интересы России и ее регионов.
От выезда российских немцев (200 тыс. чел. в год) Россия терпит ущерб в размере около 5 млрд. долларов США в год. Решением проблемы можно будет предотвратить эти громадные потери. Одновременно решение проблемы российских немцев можно совместить с решением ряда крупных экономических проблем России и ее регионов. Так, с помощью российских немцев можно было бы резко поднять уровень развития сельского хозяйства Сибири, Нечерноземья и Черноземной зоны, обеспечить устойчивое снабжение продовольствием Москвы и Санкт-Петербурга, развить переработку продукции сельского хозяйства, избавить Россию от давней и больной проблемы - импорта зерна. Это только в одной отрасли - сельском хозяйстве.
С помощью российских немцев можно гораздо более успешно разви-вать сотрудничество (и не только экономическое) с Германией; адап-тировать современные технологии к российской действительности, поставить на современный уровень, допустим, автосервис, гостиничное хозяйство и др.
Многие регионы России заинтересованы в привлечении российских немцев именно в этих целях. В условиях, когда субъекты Федерации имеют сегодня решающую роль в вопросах создания национально-терри-ториальных образований, это делает решение проблемы российских немцев вполне реальным.
4. Для практической реализации высказанных соображений требуется, на наш взгляд, следующее:
а) разработать комплексную программу решения проблемы российс-ких немцев, без которой до сих пор ни у кого нет ясности, что и где можно и нужно сделать; для этого требуется выделить средства и создать рабочую группу;
б) создать при Правительстве РФ самостоятельный департамент (госкомитет) по проблемам российских немцев, статус и возможности которого позволяли бы эффективно заниматься решением проблемы, в т.ч. разработкой и реализацией будущей комплексной программы;
в) предусмотреть возможные источники финансирования для решения проблемы в виде налоговых и таможенных льгот для территорий и фирм, участвующих в ее решении; обеспечить гарантии для привлечения кредитов, российских и зарубежных; бюджетные деньги использовать не столько для прямого финансирования (допустим, проектов культуры и образования), сколько для финансирования через создаваемую экономическую инфраструктуру;
г) разработать законодательную основу для создания национально-территориальных образований;
д) выделить значительно больше средств для осуществления практической реабилитации российских немцев, ибо национальная проблема российских немцев представляется сегодня одной из самых рентабельных проблем в России;
е) поддержать общественные организации российских немцев, не ориентированные на выезд, как единственную сегодня организованную силу, способную достаточно компетентно и заинтересованно работать в интересах российских немцев, осуществлять квалифицированный контроль в практических делах, а также оказывать действенную помощь Парламенту, Правительству и регионам в решении этой важной общегосударственной проблемы;
ж) обеспечить максимально устойчивого партнера германской стороне со стороны России в сотрудничестве по проблеме российских немцев.
Предстоящая большая работа и трудности не должны никого смущать; главное, что позволяет надеяться на успех, - это то, что проблема решаема, и что её решение - в интересах России, в интересах всех ее регионов и всех её народов.
Председатель
Международного Союза
российских немцев Г. Вормсбехер
31 мая 1994 г.
Свидетельство о публикации №211021301697