Св. Пётр Крутицкий

Будущий митрополит Петр, в миру Петр Федорович Полянский, родился в 1862 г.  в селе Сторожевое Воронежской губернии в семье сельского священника. Учился он сначала в местном духовном училище, затем в Воронежской духовной семинарии, которую закончил в 1885 г. В 1887 г. он поступил в качестве вольнослушателя в Московскую Духовную Академию. Завершив обучение в 1892 г., Полянский остался при Академии в должности инспектора. В 1896 г. он защитил магистратскую диссертацию и сделался смотрителем Жировицкого духовного училища Гродненской губернии. Как свидетельствуют люди, близко знавшие Петра Федоровича, «Это был очень живой и жизнерадостный человек, где бы он не появлялся в обществе, он становился его душой. Всех поражала его природная безунывность».

    Успешная работа Полянского в Жировицком духовном училище была отмечена Синодом. Его пригласили на постоянную работу в Учебный Комитет ревизором духовных учебных заведений. Эту должность Петр Федорович занимал вплоть до 1917 года. В годы начавшейся гражданской войны он жестоко бедствовал и устроился бухгалтером в московскую кооперативную артель, производившую сапожную ваксу и стельки для обуви.

    Решение о монастырском постриге Полянский принял достаточно поздно – в конце 1919 или даже начале 1920 г. Чин пострига совершил его старый друг по Московской Духовной Академии и Синоду митрополит Сергий (Старогородский). Зато его дальнейшая церковная карьера была чрезвычайно стремительной. Уже осенью 1920 г. патриарх Тихон рукоположил Петра в епископа Подольского и викария Московской епархии. Вскоре после этого Петра арестовали и ненадолго сослали в Великий Устюг. Получив свободу, он вернулся в Москву и с этого времени стал неизменным и деятельным помощником святейшего патриарха  Тихона. В 1923 г. тот возвел его в сан архиепископа, а в 1924 г. – митрополита Крутицкого. Весной 1925 г., незадолго до смерти, патриарх объявил Петра местоблюстителем патриаршего престола.

   С этого времени начался страдальческий, крестный путь митрополита Петра. Фактически он исполнял свою должность всего несколько месяцев. В  ноябре 1925 г. он был арестован и посажен в Бутырскую тюрьму, в смрадную камеру вместе с 30 уголовниками. В 1926 г. его приговорили к десяти годам тюремного заключения и отправили этапом в Тобольск. В конце февраля 1927 г. Петр оказался в Абалацком Знаменском монастыре на берегу Иртыша, превращенном при советской власти в концлагерь. Впрочем, здесь он пробыл недолго. Летом 1927 г. заключенного митрополита отправили дальше на север, за Полярный круг, в поселок Хэ Обдорского района. Условия заключения были очень тяжелыми. Петр мог бы значительно облегчить свое положение, согласившись на сложение с себя полномочий местоблюстителя, но он категорически отказался от этого. Он также отказался признать новый церковный курс своего заместителя митрополита Сергия. Петр до конца оставался в твердом убеждении, что церковь не должна иметь ничего общего с богоборческой гражданской властью, начертавшей на своих знаменах непримиримую ненависть к Богу и полнейшее истребление веры в стране. Было что-то непреложное, провиденциальное в том, что он не уступил никакому нажиму, не поддался никаким уговорам и угрозам, никакому шантажу, выдержал все муки и не сложил с себя высокого и ответственного звания местоблюстителя. И хотя он находился далеко, на краю земли, и был полностью оторван от своей паствы, именно Петр, а не Сергий в течение 12 лет олицетворял истинное лицо Русской Православной церкви, именно он  в своей судьбе представлял ее судьбу. Это понимала и вся идущая крестным путем православная Русь. Пусть из далекой ссылки от Петра почти не доходило никаких вестей, его живо помнили, чтили и любили в народе.

    О последних годах митрополита Петра известно мало. В конце 1930 г. его перевели в одиночную камеру Верхотурской тюрьмы, и с тех пор он ни разу не видел солнца. Прогулки дозволялись только по ночам, в крохотном отдельном дворике наподобие сырого погреба, воздух которого был пропитан испарениями отхожих мест. От скверного питания у Петра началась цинга, стали отказывать ноги. Весной 1931 г. его частично парализовало. Каждую ночь у него повторялись приступы тяжелого удушья. Срок заключения должен был кончиться в июне 1936 г., однако без всякого суда власти продлили его еще на три года. Впрочем, выпускать Петра на свободу они никогда не собирались. В 1936 г. заместителю местоблюстителя митрополиту Сергию сообщили, что Петр умер. Между тем местоблюститель жил еще более года. Только в октябре 1937 г. тройка НКВД Челябинской области приговорила митрополита Крутицкого к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 10 октября.

Конспекты по истории России http://proza.ru/2020/07/17/522


Рецензии