Постановка задачи будущего. Части 3 и 4

                (Жизненная философия)

         Часть 3. Как? Когда? Что? Уяснение задачи.

Итак. Исходное положение: человеческий мозг, в сочетании с искусственным мозгом (ИМ) выходит на новый уровень своих способностей решать практически любые задачи.
И возникает вопрос: НА ЧТО обратить внимание человеку, с многократно усиленным разумом?
НА ЧТО?  КАК?  и  КОГДА?
Впрочем, на вопрос "КАК?" ; мы только что ответили, а именно: в постоянной связи с «сомыслителем». То есть – с ИМ.
Достаточно ли воспитано человечество, чтобы владеть новой возможностью? Это вопрос - "КОГДА?"
Предполагаемый ответ: ТОГДА, когда разум будет способен понять: в человеке главным качеством является не разум, а ВОСПИТАННОЕ УСТРЕМЛЕНИЕ в направлении его развития. И таким «Компасом» является добронаправленность устремлений человека! То есть, тогда, когда разум сможет уступить первенство добру и любви! Только ТОГДА… разум сможет ВЗОЙТИ на свой «новый энергетический уровень»! (Читайте «Герои жизни», «Нормы жизни»…)

А вот вопрос "ЧТО?"...  Действительно, какая же Задача сможет стать достойной усилий разума, обладающего при взаимодействии с ИМ сверх-способностями?
Задача эта, во-первых, должна иметь историю, корни. Человечество должно было задаваться ею чуть ли не изначально.
Во-вторых, эта сверхзадача должна и завтра оставаться злободневной и великой.

Вопрос этот звучал в сказках всех народов, в философии всех религий и в скорбный момент каждого человека, хоронившего своего родителя.
МЕРТВАЯ ВОДА - ЖИВАЯ ВОДА.  (В сказке).
ВОСКРЕШЕНИЕ.  (В религиях).
Несогласие с УХОДОМ МУДРОСТИ из жизни. (У живых).

Задача О БЕССМЕРТИИ! Вот ЧТО является сверхзадачей будущего!
Как же обозначить ПУТЬ РЕШЕНИЯ этой задачи, средствами, появившимися после реализации вопросов "КАК?" и "КОГДА?"


          Часть 4. Перебор вариантов реализации Задачи.

Первая ступень осмысления задачи - фантазирование на заданную тему. Но фантазирование… «взрослое» с попыткой анализа возможных вариантов.

Вначале полезно пытаться решить задачу "атакой в лоб".
Предположим, что мы уже научились оживлять давно умерших. По кусочку костной ткани, по единственной биоклетке-молекуле, гену или чему-то ещё!
И вот мы на первом кладбище...Перед нами тысячи костей, черепов, останков!

Какой из этих черепов достоин первым
Новым взором пока глазниц пустых -
Вдруг встретить взгляд потомка?
Какая кость здесь будет лишь ВТОРОЙ
Кроплена "мертвою водой"?!

Если мы, только предположив такую ситуацию, невольно переходим на возвышенный стиль, то, каково было бы живым людям ВЫБИРАТЬ?
Чуть дальше подумав, задаешься вопросом неэтичности насильственного воскрешения личности, БЕЗ СВЯЗИ С МИРОМ ОКРУЖАВШИХ ее при прежней жизни людей, без их проблем. Без связи прошлого воспитания с новой реальностью; с отведением воскрешённому роли «подопытного» и ожидания им второй, наверняка, последней смерти: ведь он уже будет "выжатым лимоном" после удовлетворенного любопытства потомков!
Итак, даже в предположении страшно окунуться в эти проблемы!

Вывод один: если и была бы возможность физического воскрешения давно умерших, то это НЕЛЬЗЯ БЫЛО БЫ ДЕЛАТЬ по этическим соображениям.
Тогда, может быть, оживлять умерших недавно? Они-то не будут считать себя изгоями в рядом расположенном будущем? Им, наверное, доставит радость продление жизни?! Но! Продление жизни - задача медиков и геронтологов. (И нет сомнений в необходимости повышения их мастерства в будущем). Когда же - заботами и искусством геронтологов будущего - тело человека выработает весь свой ресурс, то и воскрешенное, оно сможет лишь... умереть!!

Очень старые люди умирают спокойно, если у их смертного одра находятся дети, внуки... Остывающая рука, согретая теплом руки живой, передает вместе с затухающим аккордом жизни ее великий наказ бессмертия: бессмертие тела может быть только импульсным - через смерть и рождение! (см. уточнение в примечании)
(Единственным бесспорным кандидатом на оживление могут быть только люди, умершие от несчастного случая. Искусство реанимации, лишь недавно вставшее на ноги, безусловно, должно прогрессировать. Впрочем, как и охрана труда, и надежность взаимодействия человека с окружающей средой, и нормальные продукты питания, и простые лекарства, и...)

Дадим слово другому фантасту, который решил подойти к решению проблемы не через физическое воскрешение умершего, а через проникновение в мысли человека прошлого.
Допустим, каким-то образом они - мысли человека - "записываются", например, на внутренней стенке черепа. Изо дня в день, из года в год. И, допустим, найден способ "считывания" этой информации, помещая приемник "биовизора" в биологический центр черепа.
... Десять, девять...один, ноль!  И мысли предка проникают в наш мозг.
И вот первая неразрешимость: разве можем мы читать мысли другого человека со скоростью большей, чем сами способны воспринимать? Мы из одного "теста". Тогда следствие: чтобы прочесть все мысли умершего человека, нужно время, равное его жизни?!
Мало того! Большую часть чужих мыслей мы не способны будем понять, так как они были следствием разговора с другим (каким?) человеком, следствием непонятных в наше время условностей, воспитания.

Даже, если мы сможем "перескакивать" из одного момента времени в другой, исключить сновидения (хотя одно сновидение Д.И. Менделеева нам бы очень хотелось просмотреть!)... Но кто укажет наверняка, что вот этот момент времени более значим другого. Итак, вторая неразрешимость.
Голос оппонента: "Хватило ума создать биовизор - хватит найти способ поверхностных быстрых оценок наиболее ценных "залежей мыслей". Вот и выбирай эти ценные места..."
Не лишено!... Хотя... Ведь если мы знаем, какие мысли ценны, то ... зачем их воспроизводить?!

Серьезнее другой поворот возражения: а зачем воспроизводить вновь, повторять мысли предков? Для удовлетворения любопытства историков? Воскрешать нужно, мол, не сами мысли, а способность качественно мыслить. Биоклетка-молекула, кропленная мертвой и живой водой, превратившись в живой ген, позволит родиться вновь новому гению, если поместить его в искусственное чрево.

Но и на это есть контр-возражение: а всегда ли гений - это только внутренняя организация мозга, которой жизнь позволила себя реализовать, проявить?! Не является ли и сама жизнь с конкретными взаимосвязями данной эпохи - одной из составляющих гения своего времени. (Вспомним "героические" периоды истории, которые, кажется, Гегель считал одной из объективных необходимостей, порождающих личность!)
Лишь единицы, типа Леонарда да Винчи, Ломоносова - могут осчастливить своим присутствием любой период истории в жизни людей целого тысячелетия. Большинство же выдающихся личностей - творцы СВОЕГО времени.

(С другой стороны, такое утверждение предполагает и множество НЕ СОСТОЯВШИХСЯ прежде личностей, которые могли бы сегодня реализовать свой потенциал! Совсем не исключено! То есть, внешне обычный человек прошлого может в условиях настоящего времени стать гением! Но как его найти по черепу? Или… как вывести ФОРМУЛУ ВЫЯВЛЕНИЯ возможного резонанса личности в условиях тех или иных проявлений жизни?!).
Оставим эти красивые упражнения о предполагаемых мыслях фантастов на заданную тему. Желаемое должно быть в наибольшей степени взаимоувязано с глубинными устоями жизни.

Время сказок о живой воде - ушло.
Религии с их убежденностью о бессмертной составляющей человека - его души - не нашли полного отклика у разума.
Остаются склонённые скорбью и обращенные в себя (и с надеждой - в будущее), головы во время похорон. Смиренные головы. Головы, сходящие с ума от горя. Головы с безысходным, но не заглушенным временем вопросом, обращенном к …:
«Тело - ясно. Оно бренно. Оно тлеет и ... превращается из одного состояния в другое! С ним ясно. Но КУДА ДЕЛИСЬ МЫСЛИ моего отца??! Ведь «ничего не создается, и не уничтожается»!
Это что-то противоестественное, ломающее законы сохранения, ломающее гордость поднятой честной головы Человека, рожденного для счастья, для умения радоваться, познавать! Неужели Природе доставляет удовольствие "ставить человека на место" после всего светлого, чему она научила его?! Нет! Она может быть суровой и очень суровой, но лишь для того, чтобы заставить Человека искать выход!
(Подчеркнём: это мысли атеиста, уважаемого нами!)

В младенчестве человечества религия подарила каждому Веру в иной "потусторонний" мир. Этот способ ОБХОДА смерти нельзя не назвать гениальным! Он был необходим, так как не было ничего равнозначного простоте и полезности Веры.
Время младенчества Людей миновало. Но отвернуться от Веры, не зная, куда повернуться, - то же, что разрушить Храм и построить на его месте клуб барачного типа для танцулек. Это - мальчишество. Оно с наказанием прощается, но за него стыдно повзрослевшему!

Надо думать! Хотя бы с того горького момента, когда голова поникла, а взор разума уходит внутрь...
Умер мой отец...
Вас - человека соболезнующего, но не знавшего его, сейчас с ним могут связать разве что случайно попавшие на глаза его дневниковые записи, мысли, высказанные им в письме к кому-то, фотографии...
В моей сыновней памяти - Он - вот Он! С живыми его мыслями, привычками, характером. Мне ясно, что он сейчас бы сделал, находясь вот в такой ситуации, ясен примерный ход и поворот его мысли при решении вот этой задачи...
Куда делись его мысли?!!
                2011 г.

P.S. Уточнение "словесной формулы бессмертия" в 2018 г.:
...бессмертие тела и духа может быть только импульсным - через смерть уходящего поколения и рождение нового. С воспитанными отцом способностью размышлять, а матерью - способностью чувствовать и предчувствовать.


Рецензии