Моль

   В молодости что только не заменяла, если нужно было!Ушла в декрет учительница химии, и приказом директора я была назначена вести уроки химии в 7 и 8 классе. А надо признаться, что в школе химия была для меня камнем преткновения,- может, из-за моей романтической натуры, которая и привела меня на филфак, может, из-за сложных отношений с учителем химии...

   В общем, уже неважно, в чём там дело было, потому что директор школы на все мои возражения резонно заметила, что у человека с высшим образованием наверняка хватит времени и ума усвоить новый материал по любому предмету из школьной программы на одну ночь раньше учеников.
   
   Итак, урок в 7 классе в конце учебного года. Тема - "Моль. Молярный объём". Накануне вечером всем гостям, даже самым приятным, было отказано.Усваиваю материал и ничегошеньки не понимаю. Просмотрела предыдущие параграфы. Вроде бы даже и помню, несмотря на тройки в прошлой школьной жизни, но проклятая моль не даётся, и всё тут.

   Через час отправилась к учительнице химии на консультацию, благо, что подруга. Однако подруга сказала, что некоторые темы её тоже ставили в тупик, так как она вообще-то по образованию географ, но посоветовала мне не мудрствовать, а поступать проще: выучить и рассказать. Вернулась домой в задумчивости.

   Русский язык не терпит подобного подхода, и я так не умею. Села, скрепя сердце, "добивать" уже ненавистную "моль". И - о, какая радость! - к полуночи не только выучила наизусть, но блеснуло искоркой в мозгу: поняла! С этой радостью  и легла спать, решив утречком повторить.
   
   По звонку будильника уже сидела за столом и вновь штудировала злосчастные полторы странички параграфа, ведь понимание, к великому ужасу,  не возвращалось. В школу шла, как на Голгофу. И горячее весеннее солнце не радовало, а казалось зловещим, и думалось мне о позоре на уроке, о конце педагогической карьеры...

   Ведь, ко всему прочему, я шла к старшеклассникам впервые, так как моя нагрузка словесника была в 4 и 6 классах.
   
   И вот я - на уроке химии. Объявила тему урока. Записали её в тетрадь. "Моль, - сказала я детям, - слово многозначное, и вы, вероятно, это уже знаете. Напоминаю вам, что есть моль, которая летает, а также все вы знаете, так как большинство из вас - дети сплавщиков, о молевом сплаве леса, т.е., когда брёвна не связываются в плот, а сплавляются по воде молем, поодиночке, вроссыпь...А ещё есть моль - понятие химическое. Параграф небольшой, поэтому предлагаю вам познакомиться с материалом самостоятельно, а если будут  вопросы - по окончании чтения."
   
   Тишина. 24 человека читают внимательно учебник химии. (Это потом, спустя годы, мне расскажет одна из учениц этого класса, как они боялись ударить лицом в грязь перед молодой учительницей, стремились и понимать, и учиться, чтобы понравиться ей... Оказывается, взаимными были переживания!)
   
   Прошло несколько минут, в течение которых в моем сознании пронеслась целая буря чувств: всё... ещё немного, и всё...а может...а вдруг?... а если спросят - я же ничего не понимаю...Вот уже первая голова поднялась, вторая, вот уже полкласса прочитали, и пока ни одной руки... А  вот  и самые слабые закончили изучение - школа небольшая, и за полгода работы я знаю способности ребят по отзывам коллег, хотя и не учу их.

   Чужим, деревянным голосом спрашиваю:"Какие будут вопросы по прочитанному материалу?" А в уме:"Дура! Зачем спрашиваешь? А если спросят - ты что им ответишь? Какую ахинею понесёшь?"

   И вдруг Катя, отличница, умница, произносит:"Да что тут можно не понять? Всё и так очень просто!" Как я благодарна Кате и её авторитету в классе! Вряд ли всем всё понятно на самом деле - в этом я сильно сомневаюсь до сих пор. Но та же Катя предлагает:" А можно, я к доске - задачу решать?" 
   
   И химия пошла на ура! А когда уже на следующий год на урок пришла мать одной из учениц и после урока поблагодарила меня:"Я наконец-то поняла, что такое валентность. Со школы мучилась, и детям не умела объяснить, а Надя сказала, что Вы очень понятно рассказываете", я вдруг подумала: а зря мне Владимир Андреевич тройки ставил! Наверное, он меня просто маленько недолюбливал! Ну, да и ладно, ведь в любом деле главное - результат!


Рецензии
Пытался, хоть что-то, вспомнить про эту химическую моль... Ни-че-го!!! Я тоже химию не любил, особенно органическую, эти дурацкие формулы на целый лист... Р.Р.

Роман Рассветов   15.09.2018 15:38     Заявить о нарушении
Ну вот, а поди-ка, у Вас по химии не ниже 4! Не было на Вас нашего Владимира Андреевича!"Как же ты будешь мужу кисель потом варить, ежели формулы крахмала не знаешь!!!???"...

Валентина Баскакова   16.09.2018 17:22   Заявить о нарушении
Я бы ему ответил: - А на хрена мне та формула? Всякой дурью мозги забивать! Р.

Роман Рассветов   17.09.2018 13:43   Заявить о нарушении
Сомневаюсь, что нашему Владимиру Андреевичу Вы могли бы что-то возразить! Не тот человек был! Фронтовик, химию знал, как свои пять пальцев, не заглядывая в конспект уроки вёл, а любил химию так нежно и преданно, как только лирики могут любить!И - никакой уважухи и респекта от него тем, кто не относился к химии с таким же трепетом! Естественно, я была как раз в той самой презренной куче...

Валентина Баскакова   17.09.2018 15:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.