Варваризация культуры. Эссе

Итак, мой виртуальный дружок, подскажи мне, пожалуйста, что сейчас можно посмотреть на моем любимом канале «Культура»?.. Док. фильм об ученом, которого расстреляли в тридцать седьмом? Нет, не буду… не могу сегодня… что-то нервы... А по другим?.. Нет, это тоже не буду… и это… и это. Ну тогда давай-ка поставим диск Моцарта*… Ага, я буду вязать и слушать… Божественная музыка! Очищает, возносит Не так ли, мой спорщик? … Ну да, в предыдущие века талант покупали аристократы, вот и музыка была такой же, а в наше время… А то, в наше время. Деньги появились и у народа… Ага, у массы, и теперь она тоже хочет заказывать музыку, но уже «по своему образу и подобию»…  А подобие такое: девочки и мальчики с примитивными мелодиями и виршами вроде: «Я ведь взрослая уже, ты целуй меня везде»… Смеёшься? Да, девочки и мальчики в ярких, пошлых нарядах, приплясывающие и притопывающие под крики и хлопки довольной публики… Конечно, публика и валит валом на концерты своих кумиров, да и создаёт их по своему вкусу… Нет, не принижаю я с вой народ, а правду говорю. А еще сбрасываются поклонники этой попсы своими десятками и сотенными на особняки, элитные квартиры этим самым девочкам и мальчикам, а потом еще и возмущаются, что те покупают всё это в Америке… Согласна. Не только им, но и пронырливым, иногда даже талантливым ребятам, которые даже оперы принижают, опускают до уровня «пипла», который это «хавает»… Нет, не я придумала эти словечки, а те, кто переиначивает оперы. «Аиду» Верди*, действие которой происходит во времена владычества фараонов, теперь играют в камуфляжной форме, а «Травиату» - на свалке машин… Опять смеёшься. А мне не до смеха, а даже плакать хочется. Недавно смотрела кусочек «Евгения Онегина»*, детище Пушкина* и Чайковского* в постановке современного режиссёра, так поэт-дворянин Ленский бегает по сцене в белом полушубке, в таком же, как в советское времена зимой милиционеры ходили! И бегает с красной папкой своих виршей, разбрасывая их по сцене. Что на это скажешь?.. Ну да, в этом – «свобода самовыражения, в этом - демократия». А по мне… Когда вижу подобное, хочется крикнуть: «Наглые умельцы, ну хотя бы беззащитных классиков пощадите!» А еще при виде такого вспоминаются слова русского философ Николая Александровича Бердяева*, который еще в начале прошлого века пророчески писал, что массы начинают господствовать над культурой… Подожди, сейчас найду по этой фразе в Интернете… Ага, вот: «Массы начинают господствовать над культурой, а, значит, культурная элита подвергается настоящему погрому, ей грозит истребление. Поэтому она уединяется, делается рафинированной, и в ней проступают признаки смерти. А это есть декаданс, иссякание источников жизни. Так что высокая культура не имеет будущего». Опп, скажи, неужели так и будет?..  Грустно.

*Вольфганг Амадей Моцарт (1751-1796) - Австрийский композитор и музыкант-виртуоз.
*Джузеппе Верди (1813-1901) -  итальянский композитор, создавший 26 опер и реквием.
*Опера «Евгений Онегин», созданная по поэме великого русского поэта Александра Пушкина (1799-1837) композитором Петром Чайковским (1840 – 1893).
*Александр Пушкин (1799-1837) - русский поэт, драматург, прозаик.
*Пётр Чайковский (1840-1893) - русский композитор, педагог, дирижёр, музыкальный критик.
*Николай Бердяев (1874-194) - русский религиозный и политический философ.


Рецензии
Уважаемая Галина. В каждой Вашей строчке правота и сожаление с озабоченностью, за то что мы видим и от чего страдаем. Здравомыслие в загоне. Спасибо, публикация полезная.

Петров Сергей Петрович   22.02.2014 21:27     Заявить о нарушении
Сергей Петрович, благодарю за понимание! Но будем робко надеяться, что всё же Николай Александрович заблуждался, пророчествуя «декаданс, иссякание источников жизни», и настоящее искусство возродится, на радость людям.

Галина Сафонова-Пирус   23.02.2014 18:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.