Шо цэ такэ?!

Было такое развлечение в детские мои годы, когда летом в наступающих сумерках все ходили «на кино»: со своими стульчиками, в тёплых фуфайках и с кулёчком жареных семечек. Киномеханик развешивал где-нибудь в тихом тупике улочки экран – большую простыню: от одного столба до другого. Все усаживались рядком, доставали свои семечки. Темнело быстро. Включался аппарат, и начиналось «кино».

Я намеренно беру это слово в кавычки, ведь это не просто кино – кинофильм, а явление захолустной жизни, где и фильм показывают, и звёзды в небе мерцают; и жители из ближайших двух домов из-за громкости звука ругаются; и холодок сковывает, словно цепями, голые икры ног, а рядом необыкновенно уютное тёплое плечо подружки Людки; и назойливые зудящие комары, от которых все отмахиваются сломанными ветками сирени… Это и есть «кино», или пойти «на кино» в Калаче. 

Не знаю, было ли такое где-нибудь ещё. Но в моём детстве случалось. Правда, не часто. Мама не отпускала. По разным причинам: то не находилось лишних десяти копеек на билет, то далеко от дома это кино показывали, а возвращаться надо поздно по тёмным закоулочкам. Мама всегда находила способ удерживать меня, будто привязанной, во дворе нашего огромного дома – казармы, стоящей возле железнодорожного полотна, у самого переезда. Может, и правильно: в детстве со мной, к счастью, никаких ужасных историй не происходило.

Во дворе можно было гонять и играть до самого вечернего поезда на Воронеж: как только паровоз, пыхтя и извергая рои огненных искр из трубы, прокатывал мимо двора и казармы, то это и был нам сигнал отбоя. Бегали мы босиком по траве, росшей во дворе ковриком. Конечно, пятки наши были чёрные и исколоты камешками, с такими ногами в постель мама не пускала. Надо было срочно мыть ноги и ложиться в кровать. Падали замертво, нагулявшись, наигравшись, набегавшись. Ни желания есть или пить, ни каких-либо бдений ночных при этом не возникало.

Как-то мне выпала редкая удача: мама отпустила «на кино», и я ушла со своей подружкой Людкой. Стульчики мы взяли у её двоюродной сестры Тамары, которая жила неподалёку от «кино», но не было на мне тёплой кофты, и подруга меня согревала, распахнув полы своей фуфайки, также взятой у Тамары напрокат.

Во время сеанса я увидела нечто такое, что надолго вывело меня из состояния душевного спокойствия и равновесия, и заставляет удивляться и строить догадки до сих пор, спустя сорок с лишком лет.

То ли фильм был скучным, а скорее, явление слишком очевидное –зрители, подняв головы вверх в усеянное звёздами небо, наблюдали необыкновенную картину.

На высоте, вполне обозреваемой и досягаемой человеческому глазу, в горизонтальном положении что-то плавно летело: похоже это было на ракету, как её рисовали на новогодних открытках – как заточенный карандаш, а по размеру это было как небольшое бревно, если не учитывать расстояние. Если бы скептик сказал, что это – обыкновенный самолёт, то он бы проиграл: у аппарата крыльев не было вовсе. Ни больших, ни маленьких, ни сбоку, ни в конце. Какого цвета был этот предмет, я уже плохо помню, но отчего-то подразумеваю, что серебристого.

«Оно» летело гораздо ниже того эшелона, по которому летают авиалайнеры теперь, но гораздо выше лётного «потолка» «кукурузника». Аппарат словно плыл в тёмном небе, строго горизонтально и не меняя высоты полёта. Ни окон, ни других отверстий видно не было, и изнутри не исходил свет. На падающую космическую ракету это никак не походило: не та скорость и не тот угол наклона к горизонту.

Мало того, что появление такого небесного судна само по себе вызвало удивление и интерес людей на земле, так ещё этот весь полёт сопровождался необыкновенной иллюминацией. Из того места, которое принято считать «соплом» у этой «ракеты», вылетал фонтан из разноцветных звёздочек: зелёных, жёлтых и красных оттенков, а, может, и голубых тоже, но теперь это трудно детально воспроизвести в памяти. Никаких звуков «оно» не издавало: в небе была тишина.

Зато на земле все задрали головы и смотрели на это небесное явление, и вопрошали друг друга на местном наречии:

- А шо цэ такэ?

Или подобный ему вопрос:

- А шо воно е?

Об НЛО тогда, может, где и писали, но в Калаче про то не знали. В целом картина напоминала явление туземцам белого парохода.

Не знаю, сохранилась ли у кого в памяти эта картинка из шестидесятых годов двадцатого века, но у меня это видение осталось в памяти, хотя уже некоторые подробности забылись. И, наверное, под гипнозом я бы вспомнила и другие детали…

В то время для меня абсолютным авторитетом в местных новостях была районная газета «Ленинский путь». Я внимательно читала свежую газету утром, но этого явления в ней не описали. (Конечно же, и не могли – ведь газету печатали в тот момент, когда «оно» летело). Не было никакого упоминания об «этом» и в последующих номерах. Я решила, что никто не знает тайну происхождения этого аппарата.

Только спустя годы появились публикации о неопознанных летающих объектах и пришельцах-инопланетянах. Может быть, «оно» и было одним из НЛО. Никто теперь на этот вопрос ответа не даст, поскольку я даже не помню, в каком возрасте я это наблюдала. Где-то в интервале пятого и седьмого классов, это 1967-1969 годы.    


Рецензии
Эрочка Сопина! Безусловно, Вы видели НЛО, к сожалению мне не довелось увидеть...Кто- то говорил, что видеть НЛО на счастье, незря же через года Вы встретили настоящее своё женское счастье!

Мне безумно нравится ВАШ, несомненно, литературный язык: богатый, насыщенный, интересный! Сколько бы я не читала Ваших произведений, именно, богатство литературно-русского языка меня покоряет в Ваших прекрасных произведениях.
К сожалению, Бог не наградил меня такими познаниями...
Так что, я Вам по-доброму завидую.

С искренним уважением и любовью к Вам и Вашему творчеству: Валентина

Валентина Банарь   14.06.2011 11:48     Заявить о нарушении
Уважаемая Валентина Васильевна, если бы и Вы столько отредактировали и выпустили чужих книг, сколько их подготовила к изданию я, то у Вас язык был бы ещё прекрасней! Это - опыт и практика. Потом уже, когда сама пишу, не могу опускать планку, ведь от авторов ожидаю только качественного русского языка. Спасибо Вам за такую роскошную оценку моих опусов. Мне бы хотелось, чтобы Вы обратили внимание на "Нюрку", "Не пара" и на женские страдания - мою ироническую прозу.

Эра Сопина   14.06.2011 21:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.