Эта добрая муравьиная мама

Канадский мальчик Дэми живёт в старинном русском городе на Оке. Живёт он с бабушкой, Ангелиной Африкановной, которая приходится ему прабабкой. Она стара, ей давно уже за семьдесят лет, чистюля и эстетка. В молодости она служила в театре. Кем? Не важно. С тех давних пор она пристрастилась к искусству и до сих пор ходит на все спектакли в тургеневский театр. А Демик по вечерам дома один. Он уже взрослый мужик, как говорит его дядя Александр. Демику семь лет, и осенью он пойдёт в школу.

Бабушка, Ангелина Африкановна, опять ушла на премьеру. Что-то классическое, Демик не понял. Она предлагала ему пойти вместе с ней. Но он отказался.

- Я считаю – свобода личности превыше всего, – ответила на его отказ бабушка. – Только, пожалуйста, Деми, не читай лёжа в постели и не забудь вынуть ключ из двери, а то мне придётся ночевать на улице…

Бабушка, конечно, преувеличивает. На улице ей не позволит ночевать милиция, да и тётя Галя будет против.

Тётя Галя – жена дяди Александра. Демик её любит. Она добрая: всегда покупает ему конфеты и книжки. Это она научила читать Демика ещё два года тому назад, когда он приехал в Россию.

Конечно же в этот вечер Демик мог читать лёжа, не опасаясь, что бабушка отнимет у него книжку и выдернет шнур лампы из розетки. Лёжа читать приятно: под одеялом тепло, уютно, не болит шея, а главное, можно ведь с книгой уснуть, ничего не боясь. Деми не из трусливых. Он не боится собак, лягушек, пауков, но зато мерещатся ему какие-то непонятные шорохи в бабушкиной комнате и на кухне. А непонятное всегда страшит.

Деми лежал и читал сказку. Это была «Принцесса на горошине». За окном спустились ранние сумерки. Кажется, пошёл дождь. Деми долго насторожённо прислушивался к непонятному стуку. А потом вздохнул радостно – дождик пляшет по карнизу…

Кто-то постучал в дверь. Да так громко. Сердечко Деми забилось, затрепыхалось серым воробышком: вдруг это из сказки принцесса?

- Деми, открой, это я – Лизка.

Деми открыл дверь. Его кузина, пятиклассница Лизка, стояла на пороге. В резиновых сапогах, в мокром пальто и взъерошенной цигейковой шапке.

- Де-ем, бабуля просит зонтик принести. Я ей оттарабаню… А ты что, уже спишь?

Кажется Лизкин рот не закроется.

- А ты не боишься один? Ты ещё маленький, а вдруг что случится? Я посижу с тобой до полдесятого, а после отнесу зонтик. Я бабулю возле театра встретила, она увидела меня, сказала: «Елиза, будь добра, принеси зонтик, я не учла, что будет дождь».

Лизка сняла уже и пальто, и сапоги и забралась с ногами в старинное кресло с высокой спинкой.

- Дем, ты расскажешь мне сказку?

- Ты уже все мои сказки знаешь, что я тебе ещё расскажу?

- А ты новую придумай.

- Ну хочешь – про нервного короля.

- Давай.

-Это было так давно, когда тигры, как кошки, лазали по деревьям… – начал Деми свою новую сказку.

Нет, Демик не вундеркинд. Он обыкновенный ребёнок, но ему скучно. Со скукой надо бороться. Деми во всю свою цыплячью силу старается избавиться от абсолютно ненужной ему скуки. И от одиночества. Мальчик давно попробовал горький вкус этого состояния человеческой души. Ещё два года назад, с тех пор, как живёт без мамы. От скуки и одиночества он научился читать и сочинять сказки. Очень полюбил наблюдать за муравьями: сядет во дворе на корточки перед муравьиной норкой и смотрит, как её жители дружно бегут куда-то, тащат добычу в норку. А в норке у них сидит одна общая большая мама и всех их любит и жалеет. Так тётя Галя говорит.

Очень хочется Демику взглянуть на самую главную муравьиху, и он ждёт лета. Когда по всему двору появятся муравьиные норки и можно будет увидеть добрую муравьиную маму. А, может, и его мама приедет…

- Вот король и говорит: «Кто поможет мне успокоиться, я того отблагодарю»…

Демик увлечён своей новой сказкой. Он придумывает на ходу. Лизка слушает внимательно и запоминает. Потом она напишет письмо Демиковой маме в Канаду и эту сказку.

Бабушка Ангелина Африкановна не позволяет им писать Людмиле Николаевне, маме Демика. Бабушка говорит, что её внучка будет для неё чужой, пока живёт за границей.

- Ребёнка бросила, нас забыла – и чего ради? Подумаешь, Майкл. Да таких Майклов у неё бы и дома нашлось немало.

Старая театралка ни за что не хотела прощать свою внучку. У неё, кроме Людмилы да её брата Саши, не было никого. Родная дочь с мужем погибли в авиакатастрофе, когда дети были ещё совсем крошками. Так они втроём и жили. Теперь Саша рядом, а Людмила вышла замуж за Вильяма. Они вместе учились в институте. Уехала в Канаду на родину своего мужа, Демик там и родился. А потом Ангелина Африкановна так и не поняла, откуда взялся Майкл и куда пропал Вильям…

Летом позапрошлого года Людмила приехала вместе с Демиком. Плакала, говорила о том, как ей трудно в чужой стороне, в немилой земле.

- Дорогая бабушка, пусть Демик поживёт здесь. Майкл пока не привык к нему. Как только у нас всё наладится, мы его заберём.

Мама уехала, а Демик остался. И задержался он тут – видно у мамы с Майклом никак дела не налаживаются…

Любит он наблюдать муравьёв. Может быть, выползет из норки их большая добрая мама. Вдруг она похожа на его маму? Такая же красивая и немного нервная. Нет, не злая. Разве мама может быть злой? Мама не может быть злая. Мама несчастлива, и он, Демик, мешает ей в личной жизни. Когда-нибудь Майкл бросит её, и тогда Демик перестанет ощущать горький вкус состояния человеческой души в одиночестве.


Рецензии
Я тоже с детства обожала наблюдать за муравьями, фантазировала про муравьиное царство и была удивленна, что почти так и есть, не люблю наступать на насекомых, ненавижу, когда рвут цветы.
Эра я пишу и плачу, внезапно ушел из жизни В.Р.Гундарев - оторвался тромб. Его называли "Поэтом Чести". Для нас это страшная потеря. Ушел - умный, добрый, жизнерадостный, гостеприимный человек, таких как он редакторов почти не осталось. Пусть земля будет ему пухом!!!

Дария Джумагельдинова   31.08.2012 07:29     Заявить о нарушении
Соболезную. Вам верю, что он таким и был, я его, к сожалению, не знала.

Эра Сопина   31.08.2012 08:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.