Как меня учили жить

Как меня учили жить.

   Не учите меня жить! Эта «одесская» фраза, не один раз повторенная многими, весьма и весьма эмоциональна. Она почти переполнена многими чувствами, тут их целый букет – и обида, и огорчение, и снисходительность, и, даже, почти признание своих ошибок и неудач, и попытка оправдаться, и попытка возразить на обвинение, а ещё – дать отпор обидчику, но не сильно, а так, чтобы он не обиделся – даже чувствуется присутствие некоей толики любви к … оппоненту, ну и, конечно же, в ней присутствует некий скрытый юмор, присущий небезызвестной в мире, да и … многим, нации, а ещё … ум, ибо жизнь прожить тоже наука нужна, причём … великая – жизнь прожить, не поле перейти!

   Ну а теперь немного о самом процессе … «как меня учили жить». Было это давно, более двадцати лет назад. Шло смутное время «разрекламированного» застоя и не менее смутное время перестройки, как теперь оказалось – надуманной (запланированной буржуйскими иноземными правителями). И каких только нововведений в это время не вводили на социалистическом производстве: тут и регулируемый рынок, и выборность всех и вся (даже как-то пытались начальника базы ЭРТОС выбирать – так, прямо … не боясь гнева народа, вывесили на доске объявлений сообщение – «Приглашаем всех принять участие в … подтверждении полномочий начальника БЭРТОС» – и тут, как всегда, слукавили, хотя сверху поступил приказ, именно, организовать выборы претендента на должность начальника), тут и придание социализму человеческого лица (до сих пор с трудом представляю – что бы это могло означать?), тут и нововведения в трудовых отношениях на производстве.

   Так вот, работал я тогда радиотехником в ЛАЗе УВД (линейно аппаратный зал управления воздушным движением). Там трудился немногочисленный коллектив, состоящий из группы радиотехников, ведущего инженера и его помощника – просто … инженера. Не буду называть их фамилии – чего зазря «будить зверя»? Наконец-то дошли нововведения и до нас – как «благодать божья» спустились они сверху и так … нежненько легли на «удобрённую» всякими благими обещаниями, почву … низов. Самым главным из запомнившихся «благодатей» был КТУ – коэффициент трудового участия. Раньше ж оно как было – каждому планировалось обслужить столько то единиц оборудования, то есть произвести определённые виды регламентных работ, работа распределялась более-менее равномерно между всеми индивидуумами трудового коллектива. А теперь же нет (перестройка!!!) – чтобы получить положенный оклад, нужно было каждому выполнить запланированный объём работ. Можно было выполнить и больше него и меньше, но в этом случае часть денег (из общего «котла», так сказать) перетечёт тому, кто этот самый объём работ сделает … «за того дядю». Ну а премиальные теперь будут выплачиваться, как выразился сам начальник, только за … подвиг. То есть, если ты сделаешь что-либо сверх … за рамки разумного … выходящее, а если точнее - почти … никогда.

 Ну и ладно, КТУ, так КТУ – многое на своём веку повидали … «попробуем» ещё и эту новинку. Работаем, я тянуть со своей «обязаловкой» не стал – неприятно, когда у тебя за плечами что-нибудь висит, я имею в виду невыполненные работы. Тем более, что между основными работами то профсоюз настоятельно «попросит» оказать посильную помощь, то партийный комитет, то высшее начальство с «нижайшей» (и только попробуй отказаться!) просьбой обратится – а умение рисовать (ведь не скроешь от отдела кадров, что у тебя диплом об окончании … по этому виду «спорта» имеется!), и умение конструировать и изготовлять радиоаппаратуру, так и «располагают» к … появлению дополнительных просьб-работ. А тут ещё и непосредственный начальник с предложением тут как тут:  «Ты, - говорит - свою основную работу уже сделал, и …, если желаешь дополнительную денежку получить, то выполни регламентные работы «за того парня», а то он не успевает что-то … там». Выполнил, а потом … ещё такая же просьба, но уже за другого – тоже выполнил, а потом ещё и … ещё. Так незаметно и месяц к концу подошел, настало время подводить итоги. Подвели. Собрали нас начальники вместе и сообщают результаты работ за месяц (итоги), … а перед этим для наглядности шкафы с аппаратурой пооткрывали, да белым платочком по укромным закоулкам «прошлись» … прилюдно, перед всем личным составом, так сказать, как урок всем на будущее. Тут то я  и пожалел, что все свои работы в начале месяца ещё выполнил – пыль то снова успела накопиться. Да к тому же большую часть регламентов оборудования пришлось в этом месяце выполнить, именно, мне … по моей глупости, ибо, как не откроют шкаф – кто регламент выполнял … опа – опять моя фамилия фигурирует. Результат … на лицо, вернее – на кармане, моём кармане, сказался. Ну, наше, весьма неглупое, начальство объяснило своё мудрое решение следующим: «Ты, Владимир,  слишком много регламентов за месяц сделал, а, как известно, количество и качество тесно связаны между собой формулой – чем больше делаешь, тем меньше становится качество, а потому, согласно новым правилам, мы тебе должны поставить и … соответствующий уровень качества! К тому же ты такой «стахановской» работой можешь нам поломать сам принцип нововведений на производстве». И в результате, зарплату я в этом месяце получил гораздо меньше, чем остальные. И даже не помогли мои доводы о том, что мне пришлось ещё и на профсоюз поработать, и на партком (кстати, секретарём нашего парткома как раз и был тот самый … ведущий инженер ЛАЗа), и даже выполнить работы по «отклику» на … более «высокие» просьбы. «Так мне и сказали: Мог бы не соглашаться, а коли согласился бесплатно работать, так на себя и пеняй – нынче рыночные отношения на дворе … внедряются!».

Если сказать что я не обиделся на всё это, то, значит, сказать неправду. Обиделся! Но, выводы сделал и больше не высовывался, чтобы … меньше не получать. Если уж и просили меня «настоятельно» что-либо дополнительно сделать – делал, но … спустя рукава, да так, чтобы со стороны было видно, что я тружусь «в поте лица», а на самом деле работал с такой скорость и с таким качеством, что, … в общем, то, что можно было сделать за сутки, я делал за неделю. Вроде и не отказал, и усердие проявил, но и … зарплату себе не уменьшил.

Вы, уважаемые читатели, можете мне возразить – неправильно, мол, ты стал поступать, Володя! На что я вам таки и отвечу ... той самой фразой: «Не учите меня жить!!!».

14.02.2011г. Рубцов В.П. UN7BV. Астана. Казахстан.


Рецензии