Собака бывает кусачей только от жизни собачей?
Существует теория, что человек от рождения добр. Плохим его делают только окружающая среда и нехорошие обстоятельства жизни. И если невинная девушка становится проституткой, то лишь оттого, что не имела другого выхода или была слишком слаба, чтобы противостоять соблазну (а ведь слабость так присуща человеку). И шустрый мальчонка, ворующий кошельки в толчее, тоже лишь жертва обстоятельств – несчастный ребенок, обделенный родительской заботой. В любом случае их можно «вернуть на путь праведный» и исправить к лучшему, нужно только любовь, терпение и участие. Так считал Иешуа Га-Ноцри. Такой подход в классических советских фильмах. Так учат нас добрые детские книги.
Есть также и другая теория,что человек от рождения – зверь. И всё то гуманное, человечное и доброе, что может в нем быть – лишь напускное, привитое искусственно и легко сбрасывается в критических ситуациях, как лишняя одежда. Сторонники этой теории часто приводятв пример войну. Эта адская машина уничтожения оголяет все мерзости человеческой природы: способность убивать, не задумываясь, есть мясо убитых соперников и собратьев, чтобы толькосамим не умереть с голоду, издеваться над слабыми, насиловать, грабить и бесчинствовать в слепой животной ярости. Так поступали солдаты-победители. Так поступали в концлагерях. Так поступают многие, стоит им лишь получить в руки толику власти.
В принципе, обе теории оправдывают любую человеческую низость, особенно в критических ситуациях. Закладывать друг друга, как это было принято в 30-е годы в СССР, убивать, как на войне, грабить, как за чертой бедности, согласно им считается нормальным: это или проявление истинной сущности, или же вынужденное поведение под грузом обстоятельств. Как просто и удобно: мы либо хорошие, но несчастные либо плохие и естественные. Только вот ни в одну из них не вписывается поведение многих заключенных в том же Освенциме.
Согласно какой теории можно объяснить тот факт, что они, ежесекундно рискуя собою, спасали других? Когда заключенный мужчина, работающий в крематории, обнаруживает в груде трупов еще дышащую девочку и решает, что она должна жить, это что – личный героизм? А когда он передает ее в женский барак на воспитание той, которая согласилась ее принять, это – поддержка влюбленной? А когда весь барак, рискуя быть расстрелянными на месте, молчит и укрывает девчушку от безжалостных ищеек-наблюдателей, это уже какая теория? И повторялось подобное ежедневно, из года в год, в различных странах мира.
Впрочем, как говорил Мессир Воланд, все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да будет так! Я верю в силу Личности, которая независимо от внешних факторов решает: укрощать ли зверя в себе или культивировать, творить добро или быть равнодушным. А во что верите Вы?
Свидетельство о публикации №211021501243