Противоположные женские образы из апокрифов, Библи

       Существует несколько женских образов, возникших в незапамятные времена и оставивших глубокий след в мировой истории. Каждый из них существует попарно: как две стороны медали, как две половинки целого, как инь и янь.

       Все образы, которые я приведу в этой заметке, взяты из Библии (кроме одного, Лукреции). Но поскольку Библия – величайшая книга метафор и иносказаний, давайте рассматривать их не как живых персонажей, а действительно как некие собирательные образы.

               Итак, первая пара: Ева и Лилит

       Вернее было бы сказать, Лилит и Ева, поскольку Лилит была первой. Первее, чем Ева, первой женой Адама, созданная равной ему. А поскольку Адам не утруждал себя ухаживаниями, нежностью, попытками понравится или сделать приятно, Лилит от него ушла. И наотрез отказалась вернуться, хотя Творец множество раз посылал ангелов, чтобы уразумить женщину.

       В наказание за такое своенравие патриархальные иудейские источники превратили ее в демона. Предположительно, именно Лилит была той змеей (в официальной версии - Змеем), соблазнившей Еву отведать яблоко с Древа Познания. Ее превратили в вампира, ее именем пугали детей. В общем, сделали все, чтобы отбить у женщин желание к неповиновению мужу.

       Ева – вторая жена Адама. Наученный горьким опытом, Творец создал ее из ребра первочеловека. Таким образом, Ева была заведомо ниже своего мужа, заведомо в подчиненном положении, что вполне устраивало иудейских священников, использовавших Библию как средство для воспитания послушных жен.

       Итак, первая пара образов показывает два кардинально противоположных подхода к женскому началу: оно либо своенравное ( а, значит, демоническое), либо кроткое и покорное. (Хотя и недалекое, судя потому, как легко Ева поверила Змею).
         
       Из всех приведенных здесь примеров только Лукреция – реальный исторический персонаж. Эта женщина жила в Риме (около 500 года до н.э.), была женой патриция Тарквиния Коллатина и славилась не только своей красотой, но и добродетелью.

       Однажды ее увидел сын римского царя и, "одержимый страстью" (назовем это так), ворвался в ее покои и изнасиловал женщину в надежде, что она от стыда ничего не расскажет мужу.

       Но Лукреция рассказала. Больше того, не сумев пережить позора, заколола себя у него на глазах. Этот жест отчаяния положил начало огромному бунту, в результате которого царская власть в Риме была сброшена и установлена Республика. Так Лукреция стала национальной героиней Рима. (Хотя ей-то от этого не полегчало)

       Юдифь – библейский персонаж, богатая вдова из города Ветулия. Однажды ее город был взят в облогу ассирийским войском и его военачальником Олоферном. Тогда Юдифь было виденье (ну прямо как у Жанны Д'Арк), что именно она должна спасти город. И женщина пошла к Олоферну.

       По одной из версий истории, она была вынуждена провести с ним ночь, после чего (когда он потерял бдительность) отрубила ему голову. Войско ассирийцев, увидев отрубленную голову своего вождя, отступило.

       Таким образом, вторая пара персонажей представляет нам образ женщины, над которой надругались. А также ее выбор, как быть дальше: стать жертвой, и умереть, смыв позор собственной кровью, или же отомстить, убив обидчика, и отмыться от бесчестья его кровью.

       Третья пара образов также встречается в Библии, но, что уникально, в одной и той же притче. В ней рассказывается, как во время своих странствий, Иисус остановился в доме у двух сестер, Марфы и Марии. В то время, пока Марфа готовила еду и убирала, ее сестра, Мария, села у ног Иисуса и слушала его слова.
               
       В какой-то момент Марфа вспылила, она, мол, трудится аки пчелка, а ее сестра, знай, прохлаждается. На что Иисус заметил, что Марфа заботится о земном и суетливом, вто время как ее сестра тянется к вечности.

       Со временем образ Марфы стал означать женщин хозяйственных, рациональных и приземленных. Такая женщина может создать чистоту в доме, но не уют, испечь хлеб, но не зарядить его любовью. В то же время Мария стала символом женщины-музы, вдохновительницы, готовой слушать и поддерживать, жить с милым «в шалаше», не пилить по поводу мелких неурядиц  и помогать раскрыть его таланты.

       Вот такие главные пары женских образов, пришедшие к нам из давних времен. Первая отражает положение женщины возле мужчины (и то, как его воспринимали патриархальные иудеи), вторая – реакцию на насилие, а третья –жизненную установку: земное или вечное.

       Кто я? Кто Вы? Можно ли вообще определить это? Существует ли женщина, являющаяся «чистым» воплощением только одного из этих образов? Думаю, однозначно ни на один из этих вопросов ответить нельзя.

       P.S. Мужчины, ничего против Вас не имею, но таких ярких образов на тему Вас в мировой истории (а, главное, мифологичной литературе) либо нет, либо я о них пока не знаю. Если поделитесь информацией – буду благодарна и поисследую вопрос.


Рецензии
Да и среди мужчин в Библии есть попарно противоположные образы:
Каин - Авель = палач - жертва
Исав - Иаков = грубая сила - хитрость
Давид - Голиаф = упование на Бога - самонадеянность, гордость
Удачи Вам в исследовании данного вопроса!

Елена Пугачёва   28.02.2011 14:26     Заявить о нарушении
Вот ещё, подумала, подойдет Вам в копилку образов: жена Ирода и жена Пелата. Первая губит праведника, а вторая пытается спасти Мессию.

Елена Пугачёва   02.03.2011 09:20   Заявить о нарушении