К 15 февраля...

Эта тема в моей жизни серьезно возникла тогда, когда я была в 10 классе. Чтоб поступить в ВУЗ обязательно нужна была хорошая характеристика из школы. А для этого требовалось принимать активное участие в жизни школы. Мне, разумеется, все это было в лом...Но тут возник один, как сейчас модно говорить, "проект".
Старшеклассники школы взяли шефство над семьями участников войны в Афганистане, тех, кто вернулся, и тех, кто не вернулся…Не знаю, почему, но меня это зацепило..И мы с девчонками взялись за это дело. В числе мероприятий проекта планировался концерт к 23февраля, на который мы хотели пригласить всех: и участников боевых действий, и членов их семей. Я настолько прониклась этим, что иногда меня охватывал ужас, когда я представляла себе, что могли видеть и чувствовать ребята, попавшие туда ..
Мы сами составляли сценарий концерта, подбирали стихи и музыку. Я играла на гитаре тогда весьма посредственно..Но подготовка к выступлению заставила меня отточить технику игры, напрягая терпение и слух моих близких. В тот период я переслушала и позаписывала все фестивали солдатской песни, которые шли тогда по ТВ. Я выучила массу фестивальных песен («Голубые береты» слушаю до сих пор)и включила их в программу концерта. Мы с девчонками собирались у меня дома и репетировали их..
Была у нас одна семья, в которой из Афганистана не вернулся домой сын, Олег Морозов. В программу концерта мы хотели включить цитаты из писем Олега близким, сопровождая чтение отрывков переборами гитарных струн и подсветкой. Чтоб спросить разрешение использовать письма и сразу,. соответственно, их забрать, мы, несколько девчонок, в один зимний вечер отправились к семье Олега. Дверь нам открыл его отец и пригласил в квартиру. Мы заметили, что он был подшофе.. Когда мы объяснили ему цель нашего визита..он сначала заплакал, потом заругался и выпроводил нас из дома. Мы поначалу были в недоумении от его реакции на нас.. Кто-то из девчонок даже обиделся. А я задумалась..Нам все время показывали эту тему с одной стороны: мол, ребята-герои, выполняющие интернациональный долг, помогают обделенному цивилизацией дружественному народу Афганистана. Но отец Олега видел все это изнутри, по письмам сына - как гибнут молодые бойцы из-за глупости командиров, или предательства местных, или как умирают в госпиталях из-за банальной дизентерии. Ради какого такого народа погиб их единственный сын – их утешение и поддержка в старости..??? Ради какого долга???? Ради чего??? Поэтому свою обиду он выплеснул на нас..На концерте, конечно, никого из его семьи не было...
Второй момент было более позитивный. Участник войны, вернувшийся оттуда, весь переломанный инвалид. Костя Гончаров. Он было невысокого рост, улыбчивый, веснушчатый и светловолосый. Пару раз приходил в школу повидаться с любимыми учителями.Он шел очень медленно, прихрамывая, опираясь на палочку и было видно, что он превозмогает боль.. и от этого становилось больно самой.. Нам довелось даже пару раз с ним пообщаться. Подозреваю, что девчонки было в него тайно влюблены.. Ну я -то точно..Ведь в наших глазах он казался Героем. Да не просто казался - он им был. Потому что перенести такие ранения и подняться потом на ноги не всякому было дано.. Он пришел на концерт.
Концерт прошел…не знаю как…Сказать, что хорошо – было бы кощунственно.. Но и не скажешь, что плохо..потому что у многих в зале и у выступающих на глазах были слезы.. И когда выступление уже было закончено, на сцену поднялся Костя. Он выбрал положение тела, в котором ему было не больно стоять, прислонил тросточку к стене, взял мою гитару и спел несколько песен..Вот тут у меня мурашки по спине побежали..Я представила себе все это- чужие раскаленные горы, горячий песок, ослепляющее солнце, пот по спине, постоянная опасность и смерть..кругом... если не ты, то тебя.. Что пришлось пережить им…одному Богу известно..Да и вряд ли они расскажут..
Домой после концерта я возвращалась в слезах и соплях... Именно тогда остатки моего детства ушли окончательно и бесповоротно...
Смерть во-имя-неизвестно-чего, во имя каких-то политических амбиций тогда ещё не стала нормой нашей жизни. Поэтому 15 февраля почти всё было закончено. С одной стороны смерть тысяч ребят потеряла свой смысл…С другой стороны, матери вздохнули с облегчением –подрастающие сыновья останутся живы…
Никто и не знал, что это только начало…

P.S.: 15 февраля ещё и День Рождения у моего деда, участника. Инвалида Великой Отечественной войны…


Рецензии