Пашка

Пригородный поезд лениво тащился через мост. Внизу осенним холодом поблескивала река, придавая стального оттенка отражающимся в ней небу и облакам. Вдалеке цветными пятнами разной формы мостились рощицы и заросли кустарников. Солнце радостно разливалось по лугу, весело прыгало солнечными зайчиками в крошечных озерцах и лужах. Катюша сидела у окна и с любопытством и восхищением следила, когда снова из лужи выпрыгнет веселый озорник, и ей придется зажмуриться.
Катюша была учителем истории. После института она попала по распределению в деревню с пряным названием Тминов. В детстве Катя раза два бывала в деревне в гостях, и когда узнала о распределении, немного испугалась. Но будучи человеком жизнерадостным, она решила про себя, что быть счастливым и работать интересно можно в любом уголке земли, и вообще, счастье – это ощущение души, не имеющее ничего общего с внешними обстоятельствами жизни.
Работа вполне подходила для творческой натуры Катюши, и совсем скоро она полюбила луга и реку, утреннюю дымку, стук колес поезда, и ощущения свободы и покоя, которые возникали каждый раз, когда она глядела вдаль, туда, где небо сходилось с землей, но почему-то казалось, что это было так близко.
Детей Катя не боялась, и после нескольких "проверок", с которыми она быстро справилась, продемонстрировав свою волевую и требовательную натуру, «историчку» стали уважать. Одно обстоятельство, однако, несколько смущало: ее сразу же назначили классным руководителем. Это было на самом деле трудно. Катя не знала деревенских нравов, ей неизвестно было, что творилось за высокими оградами, и только по широким откормленным  кошачьим мордам, иногда подозрительно поглядывающим с заборов, можно было догадываться о характерах их хозяев. Но Катя верила в людей, и в себя, поэтому сразу решила, что она справится, или, по крайней мере, приложит все усилия.
Класс, который достался Катерине Анатольевне, был маленьким. Десять человек – мечта любого педагога. Можно уследить за каждым ребенком, войти в душу, согреть теплом и любовью. В этом и видела Катя свое предназначение.
Классного руководителя дети приняли сразу, и все шло хорошо. Но однажды на переменке Катюша вдруг услышала: Чернобылька! – и увидела растерянное лицо Марины. Огромные голубые глаза вмиг опустели. Марина виновато поежилась, отвернулась и тихо вышла из класса. Шел 1987 год – полтора года после Чернобыльской трагедии. В учительской Катя узнала, что семью Марины эвакуировали из Припяти; в Тминове они жили у родни, а сельсовет достраивал им дом.
Почему у них нет сострадания? - думала Катя. Марина уже вся какая-то поломанная, потерявшая уверенность, заискивающе заглядывающая в глаза своих одноклассников. Она не умела думать, у нее не было своего мнения, и Кате казалось иногда, что Марина, не начав жить, уже хотела не жить, не быть собой, быть кем-то другим, из своих, из здешних. Но невозможно не быть собой, просто невозможно! – думала Катя.
Особенно старался Пашка – конопатый мальчишка с бронзовыми волосами и звонким мальчишеским голоском. Пашка был лидером, его авторитет был безоговорочным. С Мариной не дружили, ее стыдились, над ней смеялись, а ей даже не было обидно - она только тихо опускала глаза. Только Катюша смириться с этим не могла. Она вспомнила,  как на практике в пионерском лагере 7-8 летним детям пересказывала «Портрет Дориана Грея», и как в громоотвод их домика с треском ударила молния как раз в тот момент, когда кто-то из детей спросил Катю, что такое совесть. Как весь следующий день дети донимали ее взрослыми вопросами, а она с улыбкой отвечала, удивленная тем, что история смогла так потрясти их воображение. Вот и сейчас надо было придумать нечто веское, что могло бы пошатнуть сложившиеся стереотипы отношений. Достоевский! Вот кто ей поможет!
На следующий классный час Катерина Анатольевна пришла с тяжелым томиком в руках, раскрыла его на заложенной странице и начала читать. Это был рассказ о Мари – девушке, которую обесчестил заезжий офицер, за что она была отвергнута всеми, и даже мать не пускала ее на порог родного дома. Дети с удивлением и ужасом следили за сюжетом, совсем не смеялись, оттого что главного героя звали Идиотом – да и как можно назвать идиотом человека, который был таким добрым. И когда дошли до эпизода, где Мари умирала от туберкулеза в окружении полюбивших ее детей, в классе начали раздаваться всхлипы, а личико Марины зарделось и сосредоточилось.
Дочитав историю, Катерина Анатольевна задала детям пару вопросов, высказала свою точку зрения на то, какими должны быть отношения между людьми, и классный час закончился.
Девочки гурьбой кинулись к Марине. Кто-то извинялся, кто-то предлагал провести домой, вместе делать уроки. Марина спокойно и с проснувшимся чувством собственного достоинства вежливо отвечала. Мальчишки молча собирались домой, но видно было по лицам, что души их будто разрешились от тяжкого бремени, и в воздухе почему-то запахло весной, хотя на дворе была холодная мокрая осень.
Но не все было так хорошо, как хотелось бы Катюше. Взгляд ее упал на Пашку, и то, что она увидела, ее поразило. Пашка был зол. Он порывисто собрал вещи в портфель и, бросив на учительницу сердитый взгляд, пулей вылетел из класса. К счастью дети этого не заметили.
Потом в учительской Катюша долго еще сидела в раздумьях. Пашка оказался лидером и в сложившейся иерархии отношений между детьми, и теперь его поведение было объяснимо.  Его авторитет был сильно подорван - по крайней мере, так воспринял сам Пашка. Ну, ничего, - утешала себя Катя, веря в то, что человеческое сердце не способно долго хранить обиду. Только случилось не так. Пашка не мог смириться. Он перестал учить историю, бросал в адрес учителя насмешливые фразы. Пошатнуть авторитет Катерины Анатольевны ему не удалось, но в душе его происходили нехорошие вещи. Ни попытки наладить отношения, ни встреча с Пашкиными родителями ни к чему не привели, ведь по другим предметам мальчик успевал, и тройкам по истории не придали особого значения. На том дело и закончилось.
Вскоре Катюша нашла работу в родном городе и ушла из Тминовской школы. Она ничего не знала о судьбах своих ребят – Пашки, Марины. Катерина Анатольевна стала опытным учителем, но и много лет спустя она с болью вспоминает Пашку. Вспоминает и все думает, что было не так, и чего не сделала она, чтобы вылечить еще одно человеческое сердце.

Рассказ опубликован в журнале "Университет культуры" №1-2 2012

Картина "Весенняя свежесть" 2005 м.х.


Рецензии
Психологически очень точно, Татьяна! Иную ошибку, да что ошибку,- дело недоделанное, вспоминаешь всю жизнь. И чем больше вспоминаешь, чем сильнее гложет совесть. Вот так и в этом рассказе.
Не смогла Катюша найти путь к сердцу гордого и своенравного мальчика. И кто знает, как он теперь будет поступать в жизни, как будет выходить из не простых порой жизненных коллизий? Поступок рождает характер, а характер судьбу. Спасибо! В. Э.

Владимир Эйснер   27.03.2011 22:23     Заявить о нарушении
Ты прав, Володя. В таких случаях на исповедь надо идти. Я вот хожу, и все забывается, как и не было.
Спасибо!

Татьяна Кошкина-Сокол   27.03.2011 22:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.