DVRock 4 года. Взгляд со стороны

10 февраля 2011 года во владивостокском клубе BSB состоялся концерт, посвященный четырехлетию сайта Дальневосточной рок-музыки и творчества DVRock. В концерте принимали участие группы «Ядреный корень», «ТайГа», «Дерсу Узала» и «Солярис».

Прежде чем описать свои впечатления от вечера, замечу, что это было мое первое знакомство с творчеством вышеперечисленных групп. Поэтому, не претендуя на сколько-нибудь серьезную оценку их творчества, я написал в заголовке данного обзора: «взгляд со стороны».
Впечатления начались практически сразу после того, как я переступил порог клуба. Зайдя в дверь, обклеенную обложками пластинок, где между Toto Cutugno и «The Wall» можно было увидеть «Органные концерты И. С. Баха», я оказался, собственно, в зале клуба. Прежде всего, приятно порадовала фоновая музыка, звучавшая в продолжение вечера до начала концерта и между выступлениями участников: как правило, это был хороший, мелодичный и не примитивный зарубежный рок.
Начали на полчаса позже назначенного времени. Вначале к гостям праздника обратился с неофициальным приветствием непосредственный виновник торжества – «папа» DVRock’а Владимир Семенихин. С распущенными волосами он был похож на доброго гуру.
Первой выступала группа «Ядреный корень». Вступительный инструментал отыграли втроем: соло-гитара, бас и ударные. Со второго номера добавилась вокалистка. Оставлю музыковедам классифицировать манеру ее пения, мне лично, в связи с этой манерой, вспомнилась еще одна небезызвестная в нашем городе вокалистка – Саша Ску (развеет грусть-тоску). Отмечу, что голос сильный, местами, если надо, хрипловатый, текст передает вполне разборчиво. Фактически это была единственная группа за вечер, у которой действительно слышны были почти все слова. (Проблема разборчивости текста характерна не только для данного концерта и не только для данной концертной площадки. В среднем, у каждой группы за этот вечер по одному разу «заводился» микрофон, но один раз – это, конечно, немного). Кроме всего прочего, группа сыграла несколько каверов на «Виагру». Часть песен были исполнены на английском: «по нотам», как выразилась вокалистка, чтобы каким-то образом оправдать свое невинное подглядывание в текст. (Дополнительно, на корпусе соло-гитары был, «на всякий пожарный», приведен английский алфавит.) В качестве фронтвумена группы, она активно общалась с публикой, местами отпуская шутки вроде: «Белый танец: белые приглашают красных». Соло-гитарист с улыбкой Жерара Депардье также замечательно держался на сцене, по его виду можно было понять, что выступление для него не работа, а удовольствие. Басист местами брал себе в нагрузку несложный бэк-вокал. Он также исполнил рэп в одной из песен. Ударник работал уверенно. Вообще ритм-секция звучала вполне убедительно: когда в вышеупомянутой рэповой композиции бас и ударные начинали играть размеренно и в едином ритме, было такое ощущение, что их игра резонирует с биением сердца. Публика скоро разогрелась и стала танцевать. Во время «белого танца» народ закачался, некоторые разбились на пары, некоторые на однополые. Когда отыграли запланированное, зал взорвался восторгом и стал скандировать: «Бис!» В песне, которую группа исполняла на бис, в общем-то безобидные слова припева «Я тебя люблю!.. Люблю! Люблю!» звучали с такой энергетикой, что напоминали скорее угрозу.
Следующей выступала группа «ТайГа» (или «Тайная Гармония»), исполняя, как и все последующие группы свой материал. Сразу стало ясно, что это парни из тайги. В их песнях ощущался упор на русскую мелодику, в текстах – связь с русским фольклором («Головушка», «Эх ма – настала зима!»). Ближайшая ассоциация, которая у меня возникла – это группа «ДДТ». Но вокал был не хриплый, как у Шевчука. Вообще, вокалист произвел впечатление самого уверенного фронтмена за весь вечер. Абсолютно органичный в этой роли, естественный, улыбчивый, очень тепло настроенный по отношению к аудитории. Постоянно находясь в движении, он то паясничал, то рассказывал в паузе анекдот, то пожимал протянутые к нему из первого ряда руки. Чем-то он напомнил мне Меркуцио из фильма «Ромео и Джульетта» 68-го года режиссера Франко Дзефирелли. Текст песен вначале был совершенно неразборчив, но ко второй песне стал чуть яснее. Соло-гитарист по совместительству иногда брал на себя бэк-вокал. Бас-гитарист был очень подвижен. Замечательный яростный ударник особенно обращал на себя внимание в конце песен, выдавая каждый раз «под занавес» какую-нибудь новую коду (особенно впечатлила апокалиптическая кода предпоследней песни). Публика, в которой явно был большой процент постоянных почитателей группы, расшевелившись окончательно, образовала «кольцо» и стала прыгать по кругу. На бис все принялись хором требовать «Маму». Группа исполняла два биса. Завершилось их выступление относительно спокойной песней «Зима». Но публика все никак не отпускала группу, пока вокалист, немного грустно и как бы извиняясь, не констатировал факт: «Не, больше никак уже… Все уже».
В перерыве на сцене начали происходить приготовления к чему-то глобальному: возникла синтезаторная стойка, на которую водрузили «KORG» и «M-Audio». Вместе с клавишником с капюшоном на голове и двумя гитаристами, в составе третьей группы – «Дерсу Узала» – появился человек в черной шляпе с аккордеоном. Наконец, последним, под дружные крики публики «Ваня! Ваня!», на сцену вышел вокалист. В очках, коротко стриженный, он напоминал студента-отличника с факультета математики. Скромно подняв руку, он поприветствовал всех присутствующих. Еще до того, как прозвучала хоть одна нота, публика уже была на пределе, скандируя: «Дерсу Узала!» Без лишних «интродакшнов» вокалист сразу запел. По стилю это напоминало что-то вроде кантри. Музыка простая и доходчивая. В дальнейшем мелодии песен обнаружили тесную связь с русским роком. В одной из песен синтезаторная флейта добавила немного этнического колорита. Вокалист, взявшись за дело, сразу же стал очень эмоционален, работая буквально «до седьмого пота». Голос его звучал немного хрипловато, с характерной для русского рока «кряхтинкой» на манер Бутусова, но без пофигизма усталого рокера, а более позитивно. Текст опять же был практически нечитабелен. На третьей песне вокалист взял акустическую гитару и стал на ней подыгрывать, впрочем, ее было почти не слышно, из-за большого количества одновременно звучащих инструментов. Это же относилось, отчасти, и к клавишам, и к аккордеону, которые было слышно лишь местами, на сольных участках. Впрочем, может быть, так и задумывалось. Партии синтезатора были довольно просты. Хорошо прослушивались гитарные соло, исполняемые внешне несколько безымоциональным, словно погруженным в свое дело, гитаристом. Что касается публики, то уже после первой песни она была в полном восторге. Сначала вверх поднялись руки, потом кружки с пивом, потом, на медляке, в ход пошли зажигалки. Многие знали текст, подпевая его, как бы про себя, вместе с вокалистом, а припев последней песни – «Северный ветер» – весь зал прокричал как один. Просто так стоять у сцены стало уже невозможно: все пришло в движение и обратилось в танец. «Спасибо, ребята! Мы идем пить квас!» – попрощался от лица всей группы вокалист. В ответ раздалось слаженное «ДВРок! ДВРок!», переходящее в «Еще! Еще!» Эмоциональный градус весь вечер идущий по нарастающей, достиг своего пика. Но регламент был неумолим: впереди ожидала своего выхода группа «Солярис».
К началу выступления этой группы народу заметно поубавилось: кто-то, возможно, пришел сюда послушать преимущественно «ДУ», а кто-то, быть может, хотел еще успеть выспаться перед последним рабочим днем недели. «Солярис» начали с традиционного поздравления, затем «четыре палочки» и поехали… Первые три песни отыграли втроем. Вокалист, кроме собственно пения, играл партию ритм-гитары: первый проигрыш был чисто ритмический, потом, по мере необходимости, он начал брать на себя и функцию соло-гитары, и, надо сказать, весьма успешно. В плане вокала, он, пожалуй, среди всех участников вечера работал наиболее профессионально. Правда, за исключением того момента, что его было слышно еще хуже, чем остальных. А вот как фронтмен он, пожалуй, несколько уступал своим предшественникам. Все песни были на русском, но в мелодике их русский элемент отсутствовал. Также сразу же обратил на себя внимание замечательный ударник. (Да простят меня басисты за то, что я все время обхожу их игру молчанием, но их работа для меня зачастую подобна работе бойцов невидимого фронта: очень часто мне о ней бывает трудно что-либо сказать.) На четвертой песне к группе присоединилась саксофонистка. В течение следующих двух песен ее практически не было слышно, но к последней песне звукооператору, наконец, удалось уладить эту проблему. Что касается музыки, то, начиная со второй песни, я отметил очень жесткий саунд (в сравнении со всем, что звучало раньше), немного бедноватое звучание на проигрыше из-за того, что исполнителей было всего три, а также отметил, что играли они не хуже предыдущих команд. В третьей песне («Первопричины») я обратил внимание на то, что она интересна чисто гармонически, но гармония, увы, была слишком забита ритм-секцией и плохо распознавалась. Я подумал, что в плане собственно музыки, то есть в плане работы композитора, группа интересная. Пятой по счету шла песня «Не случайно». Когда в первый раз прозвучал ее припев, я отметил, что он интересный. Когда он прозвучал во второй раз, я решил, что он положительно хорош. Мне показалось, что в нем есть что-то от группы «Muse». (Как, кстати, отдаленно и в чертах лица вокалиста. Впрочем, кто что слушает, тому то везде и мерещится.) К концу песни я уже решил для себя, что это лучшая песня из того, что здесь было сыграно за вечер. Две пары пытались под нее танцевать, но, кажется, музыка данной группы танцевальностью не отличалась. В основном, люди предпочитали ее просто слушать. В целом, прием публикой группы «Солярис» был теплый, но количество слушателей на их выступлении было заметно меньше, чем у предыдущих групп.
Дома я нашел в интернете, какие смог, студийные варианты записей групп, участвовавших в концерте. В таком виде кое-что дополнительно выиграла группа «Дерсу Узала». Что же касается группы «Солярис», то, в первую очередь, следует отметить налет фанка, присущий их студийным записям. Кому-то это, может быть, понравится, кому-то – нет. В последнем случае, рекомендую послушать концертное выступление группы. Сам я поклонником фанка не являюсь, и, скажем, решение аранжировки песни «Не случайно» предпочел бы в стиле ранних «Muse», то есть ближе к тому, что я услышал на этом концерте. (Начать с того, что на записи мне в этой песне явно не хватило громкости электрогитары.) Однако, студийные записи группы, позволяют услышать во всей полноте достаточно интересную и развитую гармонию их песен. Это позволило мне сделать для себя заключение о том, что группа уже кое-чего достигла и обладает потенциалом. Что же касается текстов их песен, то, послушав их записи, я пришел к выводу, что оттого, что на концерте слов не было слышно, песни эти в моих глазах абсолютно ничего не потеряли. А жаль! Хочется, чтобы нравилось все: и музыка, и текст. Но, разумеется, это уже мои проблемы, а не группы «Солярис». Так что лучше я пожелаю ей дальнейших творческих успехов! Ну, а DVRock’у – «Long live DVRock!»

© Илья Пятов, 13.02.11


Рецензии