Плагиат или тьфу, а не кража

Каждый человек знает: преступно присваивать то, что принадлежит другому. Людей, позарившихся на чужой «каравай», называют ворами, даже если они рассуждают как герой комедии  «Неудачный день» М. Зощенко, решивший поживиться за государственный счет.

Взяв «самую малость»: несколько пачек папирос, да несколько селедок, да три круга колбасы, - этот горе-сторож находит оправдание своим мошенническим действиям: «Нет, рази это кража, граждане? Кража – это когда, одним словом… воруют, крадут и там целые кассы ломают. Или там народ убивают к черту. Тогда это да, кража. А это -  тьфу, а не кража».

Ох, как интересно было бы послушать его размышления о литературном воровстве! Хотя, мне кажется, слово плагиат в лексиконе тех, кто на дармовую селедочку охоч, напрочь отсутствует. Но нам-то, как считает большинство авторов, оно хорошо известно! Кто ж не знает, на что способны литературные разбойники?! Оксюморон или метафору присвоить – легко. Сюжет украсть – запросто. Идею похитить – без труда. Было бы, как говорится, желание!

Но не всегда кража будет считаться плагиатом, который, как правило, предполагает публикацию чужого текста под своим именем. Произведений,  похожих по замыслу,
о-го-го! В чью только голову не приходила, например, бравая мысль написать роман о герое своего времени! Но если идея одна, а форма подачи материала индивидуальна -  никаких претензий. Как, впрочем, и заимствование фабулы. На один сюжет могут быть созданы десятки произведений. Пример? Драмы Шекспира.

Оказывается, мы часто ошибаемся в толковании понятия плагиат. Возможно, из-за того, что нередко происходят интересные явления, дать определение которым весьма трудно.
Когда я была еще новичком на сайте, анонсировала одно из произведений. С трепетом ждала отзывов. Но вдруг получаю уведомление от модераторов, что оно с главной страницы снято. Честно, расстроилась. Никого не оскорбляла. Нецензурную лексику не использовала. В чем дело?

Однако насколько сильным было удивление, когда в сей день появилась миниатюра с таким же названием. Причем красовалась в рейтинге достаточно долго. НЕКТО (не буду называть  фамилию, не просите!)  пустил мой текст под пресс, как следует «отжал» и получившийся «жмых» выставил в качестве творческого продукта. Назвать «отца» данного опуса плагиатором было бы неправильно. Просто, по-видимому, автор изрядно «вдохновился» и, почувствовав огромный прилив сил, без зазрения совести сделал то, что сделал. Конечно, лучше бы об этом промолчать, а не мелочиться. Велика трагедия!
«Тьфу, а не кража!» - считают те, кто способен на подобные деяния.

Но факт остается фактом: человек поступил нечестно и крайне непорядочно.  Будучи в литературе неречистым и, как выяснилось, на руку нечистым, думаю, подобные фокусы шалунишка проделывал не раз. И сегодня, прекрасно чувствуя себя на Прозе.ру, он активно лясы точит да людей морочит. Одним словом, радостно живет. А мне как-то не до смеха: осадок на душе остался. 

Английская писательница Айви Комптон-Барнетт, говоря о сюжете, отмечает, что «это просто веревка, на которой развешивается белье». Вот и представьте: болтаются ваши  тряпочки от Армани да Габбани на солнышке. Выветриваются или просушиваются –  не суть важно. А какой-то гражданин или господин нехороший походя взял, да и позарился на хозяйское добро. Щегольнуть ему, видите ли, захотелось!

Или вариант второй: бельишко ваше совсем неказистое. Портки давно уже не первой свежести, но других просто нет. Как нет и денег, чтоб новые приобрести. Думаю, негодовать будете не меньше профессора Преображенского, когда «в один прекрасный день пропали все калоши».
«Почему калоши нужно до сих пор еще запирать под замок? И еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил?» – громовым голосом спрашивал он. (М.А.Булгаков «Собачье сердце»).

Литературная кража вызывает ничуть не меньшее возмущение. И не раз авторы акцентировали внимание на данной проблеме.
-Пусть себе воруют, убогие! – в сердцах говорит Эдуард Тубакин.

-Тырят, тырят, тырят. И что делать? – задает вопрос Салахитдин Муминов.
-Надо писАть так, чтобы никому не хотелось стырить, - дает шутливую рекомендацию Мила Вздор.
Она говорит: «Все, что вы выпустили на волю, вам уже не принадлежит. Это теперь всехнее!» 
Такое же мнение и у Ивана Невенчаного: «Если сунули в Сеть, будьте
готовы – стырят непременно».

Как бы нам хотелось, чтобы литературный воришка вдруг осознал всю пагубность своих грязных действий. Прислушался к умным советам. Образумился. Перевоспитался, наконец.
-Не нужно ни у кого и ничего заимствовать. Нужно идти своим путем, пусть ухабистым, крутым и болотистым, но обязательно своим, - наставляет Борис Бем.
-А вор… он должен упорно работать над собой, избавиться от порочных пристрастий, - считает Софья Раневска.
Как бы хотелось…

Но на деле…
Недавно случайно увидела произведение «Ох уж, эти рецензии!», написанное мной,  в блоге пользователя Krapovii/рыбалка. С какой целью оно там находится, неизвестно. Фамилия автора не указана.

Признаюсь, нет никакого желания вести борьбу. Почему?
Да, нервы портить не хочется.
Ну, сказали бы, например, вы или я:
-Знаете, Шариков, я положительно не видел(a) более наглого существа, чем вы.
Ответ был бы примерно таков:
-Отлезь, гнида!
Стоит ли удивляться? А мог бы еще произнести «подлец», «я тебе покажу» или «обругать… по матери», используя «все бранные слова, какие только существуют в русском лексиконе». Ведь все знают, как «красноречив» этот товарищ!

Кому такое захочется слышать?
То-то же!
Возможно, и ваши тексты привлекли внимание литературных жуликов.
Просто не ведаете. У вора ремесло на лбу не написано. По ушам осла легко узнать, но не плагиатора и не того, кто беззастенчиво «тырит» по мелочёвке все, что лежит на виду.
Вот и остается подобно вышеупомянутому профессору констатировать факт: «На нем есть теперь калоши, и эти калоши… мои!»
Можно, конечно, завопить «держи вора!», но толку-то никакого.
А если кто-либо действительно серьезно захочет разобраться с подобного рода мошенниками, то можно довести дело до суда. Но всем ли это по карману?
Кто ж не знает истины: «Не судись: лапоть дороже сапога станет!»   

P.S.
ЦИТАТНИЧЕСТВО, а, ср. (неодобр.) Применение многочисленных цитат как способ изложения мыслей и доказательств. (С. И. Ожегов «Словарь русского языка») введено в данную статью намеренно. Цель – показать, что использование точных выдержек из какого-нибудь текста должно сопровождаться указанием на то, кому принадлежат данные высказывания, и цитируемые фразы следует заключать  в кавычки.


Рецензии
Что-то это приобрело массовый характер. Я всю жизнь с этим сталкиваюсь. Недавно обнаруживаю в областной газете перепечатку без всякой ссылки с нашего сайта. Звоню и спрашиваю, а ничего, что это плагиат? Мне девица отвечает: но я же переработала! - То есть, вы еще и изгадили.
Мозгов-то нет понять, что текст имеет ритм. И если выдернули слово, антиплагиат не сработает, вот радости-то!
Ну что тут скажешь? живу долго, убедилась, что фраза "Бог всё видит" не метафора, а истина. Пусть получают своё...

Елена Спиглазова   20.02.2018 16:57     Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.