Под песни тюнгура. Брат

         Сашка Новичихин ждал меня около школы.
         – У меня брат родился! – сказал он заговорщицки. – Маленький. Хочешь посмотреть? Если хочешь – после школы пойдем. Мамка сразу куда–нибудь соберется по делам, а я тебе покажу его. Только потом придется сидеть с ним пока она не вернется. Кто-то все равно должен. Мамка и так с ним весь день. Пока маленький - не орет. Потом начнется...
         Сашка вздохнул.
         Я махнул головой в знак согласия. Интересно.
         – А когда родился? Вчера? – спросил я Сашку.
         – Не знаю. Может вчера, может позавчера. Мамку в Майну увезли еще на той неделе.
         Вчера вечером приехала с тетей Нюрой.
         – А отец где?– я хотел узнать, – где дядя Коля.
         – Так за медведем ушел. Вчера днем и ушел. Он да еще, дядя Миша, дядя Федя и дядя Леня. Вчера ушли. Днем ушли.
         – А зачем медведь-то?
         – Как зачем? Я же говорю, – брат родился. Как без медведя-то? Ты чё?..  Сашка смотрел на меня с удивлением.
         – У нас только так! Мой медведь был третьим. У Мишки – первый, у Васьки –второй, у меня – третий! У каждого – свой! У нас так… – Сашка замолчал.
         Сашка был из местных.  Мы-то в Саяны приехали недавно. Папа был «из-под Москвы». Здесь все, что до Урала – «у нас», за – «из-под Москвы».  Кроме Ленинграда.
         Ленинград был отдельно. Все остальное – «из-под Москвы».
         – А зачем?  Медведь-то зачем? – я посмотрел на Сашку.
         – Как зачем?.. – Сашка демонстративно выпучил глаза и сдвинул шапку на затылок.  – А как по–другому-то? Пока папка шкуру медведя на стене дома не растянет – братана-то не покажут ему... Не положено…
         А потом… Братану-то своя шкура нужна… Я чё ему свою отдам что–ли? Да и Мишка с Васькой не отдадут… Не положено… – Сашка задумался. – Не положено так. Своя шкура должна быть у него. Пусть по своей ползает, – добавил и, по-моему, на кого-то обиделся. – Время-то выбрал неудобное родится-то… Снег только лег … Намучаются мужики-то…  Но ничё, папка ловкий… Да и четверо идут, не один, чай…  Дядья-то тоже… – Сашка покрутил ладонью около уха. – На лыжах с лошадьми ушли, – добавил Сашка, помолчав.
         – Ну и что там с медведем-то …– я не знал как спросить.
         – А чё с медведем?.. Будут ходить по тайге – пока не покажется, или пока собаки не приведут к нему…
         Будут говорить ему, что пацан родился, что силы ему нужны, такие как у медведя, что не станет ли он жить с братаном моим… Имя ему дадут…
         И до следующего дня … Пусть думает… – Сашка тоже задумался.
         – А потом? – мне стало интересно.
         – А назавтра опять будут его искать… Если не найдут, то другого встретят. Ему все объяснять будут… И опять до завтра…
         – А если медведь не согласится… Ну, жить с братаном твоим... – я не унимался.
         – Если не согласится – беда… Но папка уговорит… Да и не один он. Четверо ушли ведь.
         – А если не согласится? Все-таки…
         – Если не согласится за девять дней, – мамка пойдет уговаривать медведя.
         Не-е-е так нельзя… Пацану и без медведя…  Да и пацан без имени как? Тоже нельзя.  Без имени-то как? – Сашка думал. – Да нет… Папка – ловкий!..
         – Ну, покажется медведь на следующий день и что?.. – мы уже сидели с Сашкой за школой.
         – Ну, покажется. Начнет на бой папку вызывать… Вроде: « А ты кто сам-то такой?» –  Кругами будет ходить… Собаки будут крутиться, его на задницу сажать… За «голифе» хватать его. У медведя «голифе» на задних ногах.  Самое больное место у медведя там.  Он на собак… Лапой будет стараться попасть… Попадет – беда! Дедья будут хвалить медведя и говорить папе, что «медведь сильный, смелый, что с таким братану будет ничего не страшно». Папка будет соглашаться. А потом схватится за нож... А дядья станут отговаривать его, мол «только с ножом не совладать тебе. Силен медведь! Ох силен!» Папка согласится с ними и застрелит его…
         Мы замолчали.
         – Жалко медведя-то... – сказал я.
         – Мне, думаешь, не жалко? Или папке?..
          Жалко, конечно. Он в тайге, так и мы – в тайге. По одному снегу ходим... – Сашка посмотрел на солнце, которое катилось по горизонту, и похлопал по снегу, приминая его. – Не нами положено – не нам и отменять.
         – А потом? – мне было интересно.
         – А потом папка подойдет к нему и станет собак отгонять и говорить – «что это вы на медведя набросились» и даст ему имя. Ну, какое-нибудь…  Ну, какое в голову придет… Да, любое… А может и знает уже какое. Собак отгонит и дядьев подзовет. Скажет им: «Смотрите, какой сильный и смелый был…» Вот тут и имя вслух им скажет… Медведя-то.
         «Смотрите, какой смелый и сильный был, какой защитник будет у сына моего».
         А дядья будут соглашаться: « Да! Самый сильный в тайге! Самый смелый!..»
         – А потом? – мне не терпелось.
         – А потом под кедром ямку выкопают, и кровь медведя туда сольют. А сами по кругу её пригубят. Сначала папка, потом по младшенству. Старший-то кровь в ямку и выльет. А уж что он там скажет – не знаю… И папка не знает пока. Старшим не ходил ни разу.
          …Собакам сначала дадут по куску мяса медведя. Из-под передних лап. Теперь их хвалить будут. Что они нашли самого сильного и смелого медведя, что не испугались, что без них бы не смогли медведя уговорить…  А потом вечером будут мясо есть, в костер кусочки бросать, молчать, с духами говорить… А утром домой, если ничего не случится…»
         – А чё случится может?–
         – Да хоть чё! Там по месту решать надо. Может, кто придёт. Может кто, что скажет. Не знаю. Но ночь надо с медведем провести. Медведю-то с тайгой проститься надо? О!.. Или нет, что ли?..  Вот и именно…
         – А потом?
         – А чё потом!?..
          Потом папка шкуру растянет на стене дома. Все будут смотреть, говорить, что «какой сильный медведь у братана в друзьях…» Ну и все такое. Потом мы с братовьями будем говорить то же самое. А потом папка постучит в дверь. А мамка из-за двери спросит: «Кого это там носит?»   А папка скажет, что это он, что домой пришел сына увидать и назовет братана по имени. И все будут знать, как братана зовут. Вот и всё…. Папка скажет еще: «Проходите все в дом, гостями будете…»
          Вот и всё…  А сам к братану пойдет. Возьмет его на руки и скажет: «Вот…» –ну, тут по имени уже надо – «Вот и у тебя есть защитник и друг…» – И на ухо, левое, назовет имя медведя.  Вот и всё…  Папка мне тоже говорил, но я не помню…
         – Так чё ты и не узнаешь что ли никогда? – я был удивлен.
         – Чтой-то? Узнаю! Когда папка когда-нибудь похвалит меня  и скажет: «Ну ты.. прямо, как друг твой и защитник…»  И назовет имя мне. Но это раньше, чем школу закончу, не бывает. Опять же надо, чтоб никого не было… Нельзя, чтоб Его имя кто-то чужой знал.
         Сашка помолчал, посмотрел на меня и добавил: – Даже лучшим друзьям нельзя говорить. Только мамка с папкой знать могут. И всё!
         Больше никто…
         Ну и он сам, конечно. А без имени-то как? Как мне потом с ним разговаривать-то? Просто, «привет», что ли?..  – Сашка засмеялся.
         – Звонок не для Вас что ли? – рядом стояла Олька Константиновна.
         – Конечно, для нас! А мы идем!.. – Сашка гордо посмотрел на нашу учительницу, встал и потянул меня за руку в класс.               


Рецензии
Интересный рассказ, возможно обычай, быть может и фантазия. И довольно спорный о должном отношении к медведю.
В Ергаках нескольких туристов задрали медведи, скорее всего прикормленные нашим же братом. Добро оплачено собственным раскаянием.
И... Численность медвежьего племени регулируется самим мохнатыми. Люди так же поступают.
Всё в мире взаимосвязано. Не всё успеваем заметить.

Почему-то симпатизируется новорождённому пацанчику, его школьнику брату. Его родителям, так уважительно общающимся с медведями.

Владимир Рысинов   22.03.2023 08:38     Заявить о нарушении
Все может быть!..
Помнится в "Угрюм-реке" тоже описывается обычай местный приносить медведя в жертву.
Кто его знает! В разных селах разные обычаи!

Саша Тумп   22.03.2023 08:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.