Победители
Сидевший рядом наш прославленный активист социального движения Вячеслав спросил:
А зачем вам на Соловки? И почему именно на Соловки?
Я хочу там работать, в монастыре.
Ну далее несколько вопросов, и Вячеслав и Ольга, работница храма, вытянули всю историю: Виктор освободился. В зоне молился, теперь на Соловки устремился. Потому что там монастырь. А куда ему теперь-то? Вячеслав хотел что-то из вещей принести. Да мы важные: и одеты хорошо, и ничего нам не надо.
И узнаем, конечно, что Виктор, обошел не один храм, причем начал со своей …ской области. Зек был одет франтовато. Это и ясно, часто в храмы жертвуют вполне приличную ненужную одежду. Я мало знаю зековский мир, но зачем воровать, если не погулять и не приодеться. Приодеться у зека, я думаю, в крови. Ну, и хорошо, пусть храмы помогают освободившимся.
Суть да дело, Ольга принесла Виктору похлебать храмового супчика. Не очень наваристый, но все ж не баланда.. Говорит наш знакомец тоже тяжеловато, острожно подбирая слова, то ли от слабости, то ли от непривычности нашего лексикона лексиконом. Думаю, что он ощущает себя иностранцем. И Виктору трудно. Это становится ясно, когда узнаем историю его жизни. Тридцать лет в тюрьме… Знал я тех, кто хорошо сидели, но что бы тридцать! К пятидесяти годам тридцать лет вот тут и понимаешь, что значит «твой дом тюрьма». Тюрьма в полном смысле этого слова: ведь и родился Виктор в тюрьме.. И его мать хорошо с нею знакома.
– Ничего. мать наверное за вас молится, высказывает предположение Ольга.
Конечно, молится, с сомнением замечает Виктор. И мама авторитетная четыре ходки. Есть сестры. Сейчас на свободе. Но... его дом тюрьма… Вот вам и ресоциализация. Попробуй такого вернуть в общество, если для него тут все дико. Да, нет, это не безнравственный, не бессовестный человек. Но просто совесть у него другая. Он из другого мира и другой жизни не знает, смотрит на нас, как на марсиан. Пока Вячеслав выясняет вопросы с проездом на Соловки и говорит Виктору, что лучше бы ему пойти на Соловецкое подворье, Виктор кается: «Знаете, я хочу вам сказать честно признаться. Был я в … ской области у батюшки одного. Он меня накормил, приодел. Долго с ним говорили. Но тут он отошел куда-то, а я сейф открыл. Сейф простенький и денег немного три тысячи. Но я их сразу на зону в общак отправил».
Не знаю уж, придуривается наш друг или действительно огорчен этим вынужденным действием, но друзьям оставшимся в неволе помогать надо. Они такие же небось, без семьи, а значит без посылок, а тюрьма ныне даже не трудовой лагерь – там глобальная безработица. Он бы и не стал грабить, (да он и не понимает это как ограбление), а просто взаймы взял надо же помогать оставшимся. УК, думаю, будет другого мнения. Но УК мы больше открывать не будем.
Тридцать лет в тюрьме вся сознательная жизнь! Вот как вернуть такого человека в общество? Церковь, катехизация…. Но, вот найти бы ему бабу… Да, именно, бабу не женщину. Такого кто возьмет? В деревне шумную, голосистую, напористую, но и сердобольную. Без сердобольности никак. Кто такого возьмет, если не пожалеет. И если не детей родить, то так на воле зацепиться. Хоть таким способом. И стал бы он поутру к курам вставать, а не на общие работы. А то, как такому ни проповедуй, все равно выпил, сейф открыл. Тут привязка нужна. Душа-то без тела бывает легка улетит к дружкам, к привычке, к выпивке. Так и умрет в тюрьме. На него чуть ветер посильнее подует и улетит.
И как такого человека обвинить? Родился и вырос в тюрьме, мать – блатная. Папа, небось, тоже шнифер был или медвежатник. И куда человеку деться? Выпили с дружками( а дружки –то, какие ясно), по пьяни вскрыли какую-нибудь лавку или газетный киоск, и вот первая ходка и дело пошло. А дальше больше. Если что-то рядом случилось, тут рецидивист есть, ему к тюрьме не привыкать, а кому-то показатели нужны. В наше безоблачное советское прошлое. я думаю, и такое бывало. И далее автоматом ведь твой дом тюрьма.
Вот сидит он перед нами, и в чем обвинить его. не знаю, даже если был бы прокурором. Что родился он там и тогда, где и когда не надо было рождаться. И что крохе никто не сказал, что такое хорошо и что такое плохо. Он познавал добро и зло сам, из опыта. Друзей сдавать – это плохо. Вот и срок за друзей, за дружбу – не бросать же друзей в деле. Вот и батюшкин сейф для друзей. Они там бедствуют в зоне без работы, надо помочь.
Как бы нам не разделиться на два общества, примерно равных по числу жителей, с двумя моралями. Впору бы начать фантастический роман, который пришлось бы писать по статистическим данным ФСИН. Два мира, где крохи получают совершенно разные уроки… И эти два разных мира могут встать вровень, рядом, один против другого. Вот такая социальная утопия, которая сегодня становится совсем не утопией. И где тут будет добро, где зло, как определиться? У нас по Священному Писанию, а у них по каким писаниям?
Да, вот не просто надо ходить в СИЗО или колонию, потому что туда послали. А стараться, чтобы и там жили по нашим Писаниям . А иначе Викторы действительно станут победителями, но не над собой, над страстями и грехами, а над нами.
Свидетельство о публикации №211021600847