Бабушкин сундук

 --   Опять, стрешный бы вас подхватил,рылись в моём сундуке?
Вопрос повисает в воздухе. Собственно говоря, это даже не вопрос, а бабушкино негодование, высказанное вслух.Да и какие могут быть вопросы, когда в сундукевсё, мягко говоря, лежит не на своих местах.
   Вообще в доме есть несколько таких мест, где я люблю порыться в отсутствие взрослых. Ну, хотя бы кухонный шкафчик, в котором стоит сахарница с розовым ободком и отбитой ручкой. Я поднимаю крышечку и через узкое отверствие двумя пальцами вытаскиваю: письмо от бабушкиного старшего сына, пропавшего на войне без вести,- его я знаю наизусть, какую-то молитву на листочке, переписанную бабушкиным чудным почерком с завитушками и вензелями, медное распятие, закаменевшую просвиру, принесённую бабушкой из церкви в Пугачёве, куда она возила нас крестить тайком от мамы, наши с Лоркой медные крестики на суровых нитках, -их в пкрвый же день нашего приезда на Дальний Восток стащила с нас мама и потом юолго ругала бабушку.
   Когда с сахарницей покончено, можно подойти к маминой этажерке, где стоят "взрослые" книги. Я потихоньку их таскаю и читаю. Эти книги, не вовремя попавшие мне в руки, сослужили плохую службу: классику я невзлюбила, а поняла её и оценила уже довольно поздно. А тогда я читала "Анну Каренину" , и щеки мои пылали от гнева:-Как она могла бросить своего сына?! Ненавижу Анну! Всё. что было написано в этих книгах, я понимала ровно на треть, но продолжала их таскать.
  --Вы что, не слышите? "Вы "- это я и моя сестра Лорка.Она старше меня на два года, но это не значит, что инициатива в набегах на сундук принадлежит ей.
   Иногда бабушка сама открывает для нас сундук, когда нужно найти лоскут ткани или нитки на урок труда.И вот тогда уж мы не упустим момента: пока она ищет нужное, мы с двух сторон роемся в богатстве. Я достаю из сундука белую шёлковую шаль с кистями, а Лорка - чёрный ажурный шарф. Эти вещи привезены из Дагестана, где мама когда-то давно преподавала русский язык. Сначала я надеваю шаль по-даргински, как мама учила: один конец шали закидываю за плечо.  Потом накидываю её на плечи и, придерживая концы руками, машу ими, бегая по комнате. - получаются крылья. Мне приятно, что шаль прохладная и тяжёлая. Лорка тоже сначала надевает шарф по- даргински, потом укутывает в него плечи и вертится перед зеркалом. Лорка - воображала.
   Но главное богатство сундука - это платья. Они сосланы в сундук по причине того, что вышли из моды. Мне очень нравится вот это - персикового цвета с маленькими разбросанными по полю букетиками. Шершавенький крепдешин приятно щекочет кожу. Ещё мне нравится тёмно- лиловое с редкими крупными цветами со спущенным рукавом и воротником - полустоечкой. Я считаю, что оно мне почти впору.
   Вдоль стенки в сундуке лежит ещё одна замечательная вещь: толстая коса из разноцветных ниток "мулюне".Когда нам нужны нитки для вышивания, бабушка осторожно вытягивает тонкий пучок из косы.  Мне нравится брать косу в руки и прикладывать её к лицу,- коса тяжёлая, мягкая и пахнет чем-то особенным.
   В сундуке есть уголок, где мы с Лоркой ничего не трогаем. Там лежат: белая и красная ткань, длинная трикотажная рубашка, чулки, туфли и платье. Все эти вещи бабушка объединяет двумя словами: нА смерть, делая ударение на первом слове. эти вещи лежат в сундуке уже давно, меняются только платья, это по счёту уже третье. Первые два бабушка доставала поочерёдно из сундука , когда толстела, вздыхала и начинала их носить, а на место клала другое, попросторнее. Последнее мне нравится больше других, оно из коричневого штапеля с мелким рисунком, горловина обшита треугольными зубчиками Штапель мягкий и гладкий, как шёлк. Поскольку вещи лежат уже давно , мы к ним привыкли , и они нас не беспокоят, - где ещё она, бабушкина смерть? Она так далека, что почти нереальна.
   Но вот уже( в который раз!) перерыто всё до дна. Бабушка, терпеливо дожидавшаяся, когда нам надоест рыться в сундуке. опускает тяжёлую крышку и накрывает сундук гобеленовым ковриком.  У сундука есть ещё одно назначение. Когда к нам приезжают наши немногочисленные родственники. и не жватает спальных мест, кто-нибудь спит на сундуке.  Кто- нибудь. это, конечно, я ,- больше никто на нём не помещается. С него всё в комнате кажется незнакомым, таинственным , и мне представляется, что я нахожусь в чужой квартире и даже в чужом городе. И всякие невероятные истории сочиняются в полудрёме, пока я не засну.
   А в праздники - 7 ноября или на Новый глд к нам приходят большие компании.Сундук стоит, заваленный пальто , шубами. шапками. Поздно вечером весёлые гости расходятся по домам, а на следующий день мы выуживаем из-под сундука завалившийся шарф или перчатку.
  Бабушкин сундук, проехавший с ней через всю Россию, и , не взирая на возражения мамы, воодружённый в бабушкиной комнате, после её смерти будет вынесен в сарай. В нём ещё долго будут храниться стеклянные пустые банки, верёвки и прочая хозяйственная утварь. Он надолго переживёт свою хозяйку - так уж получается иногда, что вещи живут дольше людей...
   


Рецензии