Жан-Поль Сартр. Из Критики диалектического разума

    Если диалектика возможна, мы должны ответить на четыре вопроса: как практика может быть "в себе" и одновременно - опытом необходимости и свободы, хотя, согласно тезису классической логики, мы не можем охватить ни то, ни другое эмпирическим процессом? Если правда, что диалектическая рационализация есть логика тотализации, то как История, этот смешение индивидуальных судеб, может объясняться как тотализирующее движение. Из этой странной апории не придем ли мы к выводу, что прийти к тотализации можно только имея единый принцип, или что только тотальности в действии могут быть тотализациями? Если диалектика это понимание настоящего через прошлое и через будущее, то как возможно при этом историческое будущее? Если диалектика должна быть материалистической, то как мы должны понимать материальность практики и ее отношение к другим формам материальности?
       Я все- таки напомню, что главное открытие диалектического опыта в том, что человек опосредован вещами в той же степени, в какой вещи опосредованы человеком. Надо, чтобы эта истина полностью захватила наше сознание, чтобы развить из нее все возможные следствия: это то, что называют диалектическим круговоротом. Опыт должен это доказать, как мы увидим. Но если бы мы уже были диалектическими существами, мы не смогли бы это понять. Здесь я представил лишь отправную точку, не как истину, даже не как предположения, но как тип мышления, на будущую перспективу(перспективное заглавие), который должен освещать опыт, развертывающийся в себе самом.
       В наиболее обычной, наиболее внешней среде опыт открывает вначале, в единстве диалектических связей, упорядочение, как действие индивидуальной практики, множество, организацию множеств и множество организаций. Этого достаточно, чтобы открыть глаза - и увидеть: проблема для нас - это проблема связей. Если есть индивиды, то кто производит тотализации, кто является их объектом.
       Очевидный на первый взгляд, но недостаточный ответ: это не был даже черновой набросок частичной тотализации если индивид сам не является (тотализирующим). Вся историческая диалектика основывается на индивидуальной практике, поскольку эта практика сама есть далектика, то есть, по мере того, как действие для самого себя есть отрицание противоречия, детерминирование настоящей тотализации во имя будущей тотальности, реальной работы и материальной эффективности. Все это нам известно объективный и субъективный опыт нами давно изучен. Наша проблема в другом: чем будет диалектика если будут существовать только люди и все они будут диалектичны. Но я сказал, что только опыт может сделать постановку этой проблемы более понятной. Поэтому мы должны увидеть на уровне индивидуальной практики( имеет некоторое значение, какие существуют коллективные принуждения, которые его создают, ограничивают, либо лишают деятельности), какова, собственно говоря, рациональность действия.
       Все это обнаруживается в потребности: это первое тотализирующее отношение этого материального существа, человека, с материальным миром, частью которого он сам является. Это однозначное и идущее изнутри. Потребность проявляется здесь как первое отрицание отрицания и как первая тотализация. Потребность - отрицание отрицания, по мере того, как она сознается как нехватка внутри организма. Она положительна, пока общность(тотальность) организма стремится сохраниться как таковая. Примитивное отрицание - это, следовательно, первое противоречие между органическим и неорганическим, в своем двойном смысле, что нехватка определяется для тотальности, но недостаток, отрицание, поскольку это есть тип механического существования и что в конечном счете то, что испытывает нехватку, может быть сведено к менее организованным или неорганизованным элементам, или просто к мертвому телу и.т.д. С этой точки зрения отрицание отрицания происходит, превосходя органическое, к неорганическому: потребность - это связь имманентного внутреннего качества с окружающей материальностью, как только организм начинает искать себе пропитание - он уже тотализирован, и вдвойне: потому, что он есть ни что иное, как живая тотальность, выступающая как тотальность, и разоблачающая окружающую материальность, в бесконечности, как общее поле тотальных возможностей удовлетворения. В той части, что нас интересует, превосходство потребности не представляет собой ничего удивительного, так как обычное проявление потребности в еде, например, повторяет элементарное поведение при питании: пережевывание, слюноотделение, переваривание в желудке и.т.д. Превышение здесь проявляется как единство тоталитарной функции, которая функционирует пустой. Без единства элементарных поведений в основе всего, голод не существовал бы. Было бы только рассеянное и взволнованное поведение без всякой связи. Потребность - это функция, которая становится для себя и тотализирует себя как функция, поскольку она ограничена тем, чтобы становиться жестом, функционировать для себя и не интегрироваться в органическую жизнь. И, вследствие этой изоляции организм рискует быть разрушенным. Это - опасность смерти. Эта первая тотализация трансцендентна по мере того, как организм находит свое существование вне себя - непосредственно или опосредовано - в неодушевленном существе; потребность устанавливает первое противоречие, поскольку органическое зависит в своем существовании прямо (кислород) или косвенно (пища) от неорганизованного бытия, и, в результате взаимодействия, контроль реакций навязывает неорганическому биологический статус. В действительности речь идет о двух состояниях одной и той же материи: живые тела и неодушевленные объекты состоят из одних и тех же молекул; но их состояния противоречивы, так как одно предполагает внутреннюю связь между всем как единство молекулярных связей, другое же является просто внешним. Однако, негативность и отрицание приходят в бездействие через органическую тотализацию. Окружающая материя (получает) появление нужды в пассивном единстве, из одного факта, что тотализация здесь отражается как тотальность: материя, разоблаченная как пассивная тотальность органическим существом, которое в ней пытается найти свое существование, вот как эта первая формирует природу. Потребность и поиск возможностей находят удовлетворение через тотальные поля; именно тотализация открывает в пассивной тотальности свое собственное материальное существование как избыток или нехватку.
       Но в то же время природа проявляется, через посредничество потребности, как ложный организм, организм проявляется в ней как чистая материальность. Действительно, биологический статус накладывается в организме на физико - химический. Или, если верно, что внутри пищевой ассимиляции молекулы контролируется и фильтруются в тесной связи с перманентной тотальностью, тогда живое тело разоблачено с точки зрения внешней среды, оно удовлетворяет все внутренние законы. В этом смысле можно сказать, что материя вне его, редуцирует организм до статуса неорганического в той же мере, в какой он ее трансформирует в тотальность. Можно сказать, что организм в опасности во вселенной, это содержит возможность не - существования. Чтобы наоборот найти свое существо в природе, или защититься от разрушения, органическая тотальность должна становить инертным предметом, как механическая система, когда она хочет изменить окружающую материальность: человек, испытывающий потребность есть органическая совокупность, которая постоянно производит свои собственные средства во внешней среде. Органическая тотальность действует на инертные тела при посредничестве инертного тела как оно есть и каким оно заставляет себя быть. Оно есть, поскольку оно подвержено действию всех физических сил, которые разоблачают его в себе как чистую пассивность. Оно заставляет себя быть своей сущностью, когда, через ту же инертность снаружи тело может влиять на другие тела во внешней среде. Действие живого организма на инертный может выражаться прямо, или через созерцание(размышление) другого инертного тела. В этом случае мы называем подобное посредничество инструментом. Из того, что организованные тела получают свою собственную инертность как размышление над инертным объектом и (свою) необходимость, инструменты, цель и работа, даны вместе: тотальность сохраняться проецируется как тотализация движения, с помощью которого живое тело использует свою инертность чтобы победить инертность вещей. На этом уровне превышение внешней среды над интериоризацией характеризуется иногда как существование или как практика. Органическая функция, необходимость практики, строго связаны в диалектическом порядке: с организмом, в действительности, диалектическое время входит в существование, так как живое существо может сохраняться только возобновляясь; эти временные отношения будущего с прошлым через настоящее есть ни что иное, как функциональное отношение тотальности к самой себе: она есть свое собственное будущее за настоящим восстановленной реинтеграции. Одним словом живое единство характеризуется уменьшением временности момента, но новая временность есть элементарный синтез изменения и тождества, так как прошлое управляет настоящим в той мере, в какой будущее строго идентифицируется с прошлым.


Рецензии