О женах мироносицах. Рассказ первый

Что же это за праздник : день жен-мироносиц? Впервые услышала о нем от бабушки мужа. Решила, что это от слова « мир». Придя в церковь, узнала о правильном смысле праздника. Но вот первое его понимание  все равно нашло место в моем сознании.

  За годы моей жизни я встретила много людей, которые оставили свой след в памяти, а может быть и в формировании моего характера. С кем-то я подружилась, кого-то поставила на высокий пьедестал уважения, с кем-то жизненные дороги разошлись в противоположных направлениях. Думается , что о ярких встречах надо рассказать.

История первая:
 Мама. Любовь. Нерушимая стена моей жизни лет до сорока - это все о ней.
Ее детство было опалено арестом и потерей отца, юность- обожжена войной и потерей любимых старших братьев. Позднее, всегда тревога о матери и младшей сестре, ответственность за их судьбу. И всегда своя жизнь, свои проблемы, как теперь говорим – на последнем месте. Замуж вышла последней ,  хотя по возрасту, старшая в семье. Сначала надо судьбу сестер устроить. Зато замуж вышла за моего отца. Красивого парня, казачьего сословия. Высокого, ладного , мастера на все руки. Все было в жизни, и сама жизнь быстро прошла. Но успел отец дом построить, сад вырастить, внуков увидеть. И всегда его и меня окружала мамина забота, любовь и восхищение. Помню мамин любящий взгляд, который она переводит с папы на меня и произносит слова детской книжечки:

 - "Друг на друга так похожи Комаровы братья. Где тут Петя, где Сережа, не могу понять я. Только бабушка и мать их умеют различать".

В нашем доме всегда было много народу. Я могла увидеть за столом незнакомую женщину.Мама говорит:
- "Познакомься, это очень хороший человек. У нее до автобуса много времени- она из района. Я пригласила побыть у нас".

     Приехав на каникулы, будучи студенткой, помнится такая история. Зима трещит морозом по наружным углам дома. В доме тепло натоплена печь, сижу читаю книгу. Идет с озера группа мужчин. Приехали порыбачить откуда-то из Кинешмы. Наше озеро славилось знатной рыбалкой. Промерзли, просит разрешения войти обогреться. Конечно, их приглашают пройти, снять верхнюю одежду. Потом на столе появляется горячий чай, потом и обед. Расстаются уже друзьями и обмениваются адресами.

        И таких случаев не упомнить и не описать. Это было правилом жизни семьи моих родителей. Это было правилом русских людей- принять странника, накормить голодного. У меня хранится семейная икона Спасителя в серебряном окладе - дар бабушке от странника Иоанна. Ходил по людям – печки клал. Когда заходил в нашу деревню, просился на ночлег в дом бабушки и ночевал на русской печи. Мама говорит:
 -"Мы его побаивались, вид суровый, весь дремучей бородой зарос. А как откажешь человеку в приюте"?
 В благодарность оставил икону. Сказал:
 -"Чудотворная".
Просил беречь. Берегу.

Мама любила нас всех бескорыстной открытой душой. На все лето приезжали сестры с семьями, позже с внуками. Всем хватало и места и внимания. Жили родители какое-то время не богато. Так многие, наверное, жили. Меня вот учили в институте. Лишнего не было. Помню случай с покупкой шубы для мамы. Я была студенткой и зашла в универмаг, где на лестнице стояла очередь за шубами. Встала и я, не особенно задумываясь. Стою себе и стою. Достоялась, отложила шубу для мамы , и пошла в общежитие собирать деньги с подписным листом - кто сколько даст. До завтра. Шуба меня дождалась, денег хватило еще и на телеграмму родителям. Как рада была мама! То ли шубе, то ли дочкиной заботе. Сидели за полночь за разговорами, за чаем. Мама в шубе. И вот приехали гости. Племянница хвалит обновку, примерила шубу, чтоб доставить маме удовольствие , и мама тут же говорит:
- "Забирай, носи , она тебе так к лицу"!
     Так легко она могла расстаться с любой вещью просто потому, что родным это доставит радость.

Канун Пасхи. Мама разливает молоко по банкам и дает мне задание - отнести бабушкам - соседкам одиноким. У них коров нет, а коза потомство выкармливает, молока хозяйке мало дает.
Собираемся с родными, вспоминаем мамино простодушие. Летом в деревне много работы, мама захлопоталась, занимаясь хозяйством. Присела, всплеснула сокрушенно руками:
-" Вся скотина накормлена, одна Томка голодная".

И очень долго, лет до семидесяти работала в участковой больнице медсестрой .Опыт был огромный, приобретенный в суровой школе военных госпиталей. И много было благодарностей простых человеческих. От родителей спасенной девочки, привезенной в шоковом состоянии. Тут растерялся бы и врач, да не было его в ту пору. Одна дежурная медсестра- моя мама. Носки из овечьей шерсти переданные выздоровевшей женщиной – связала для мамы, и просто поклоны и приветы.
      Собирается мама  на работу и кладет в сумку пару лишних булочек. Как бы извиняясь, говорит :
 - "Там женщина из дальнего села. К ней некому приехать проведать, далеко родным добираться".
 Оглядываюсь на прожитую жизнь и людей и понимаю, что жили люди и по-другому. Но мои близкие жили так.
Вот и несут они , такие женщины мир в мир. И мир от них становится светлее и справедливее, ярче и приветливее. Жены мироносицы – это ваш праздник.


Рецензии
Спасибо, Лидия! И моя мама такой же была... Р.Р.

Роман Рассветов   27.12.2018 23:22     Заявить о нарушении
Моя Вам благодарность! Да упокоит Господь их души в сонме праведников за их терпение, умение любить.

Лидия Вакина   28.12.2018 00:00   Заявить о нарушении
Я верю, что мы ещё встретимся с нашими родными и любимыми. Р.

Роман Рассветов   28.12.2018 12:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.