Восточно-Сибирский литосферный плюм-вулканоген

(настоящая статья была первоначально размещена 13.04.2010 на Проза.ру на странице любезно предоставленной Николаем Лебедевым 2)


Предложенная нами концепция центробежного развития звёзд и планет [12] предусматривает при их образовании поступление «строительного» материала не из мифических «газо-пылевых облаков», как это предполагается гипотезой Канта-Лапласа, а из атомов, непрерывно формирующихся из элементарных частиц: гиперонов, нейтронов, протонов, электронов. По заключению академика В.А. Амбарцумяна они находятся в ультрасжатом состоянии, в прототелах, которые, вероятно, существуют в космосе и которые становятся ядрами звёзд и планет. Прототела, по всей видимости, являются производными ядра нашей галактики, также состоящего из протовещества (В.Н. Комаров, 1987). На примере планеты Земля подтверждением предложенной концепции является установленный факт существования так называемых суперплюмов.

К началу образования коры (геосфера "А", рис. 1) (примерно 4 млрд. лет тому назад) процесс высвобождения из ядра Земли (геосфера "G", рис. 1) элементарных частиц и связанное с этим выделение огромного количества тепловой энергии стал носить затухающий характер, локализовавшись лишь на нескольких участках периферии ядра в виде изолированных друг от друга потоков энергии, получивших название суперплюмов [6], (рис.1).

Суперплюмы, вероятно, формируются в непосредственной близости от ядра, а именно, в геосфере "F", (рис. 1). Косвенным подтверждением этого являются данные о происходящей в данной геосфере "интенсивной конвенции" [9, 10], (рис. 1). Имея температуру около 4000°С, они, "прожигая мантию, достигают самых верхних горизонтов планеты и оказывают на них тепловое воздействие на протяжении сотен миллионов лет" [6]. В настоящее время выход на дневную поверхность тепловой энергии происходит, главным образом, в местах соприкосновения литосферных плит (рис. 1).

Кроме "теплового воздействия" суперплюмы, несомненно, привносят из глубин мантии (геосферы E-D) химические элементы, которые могут участвовать в "строительстве" литосферы. Необходимо отметить, что распределение химических элементов в мантии, по-видимому, не хаотичное. Оно должно находиться в строгом соответствии с порядком расположения их ядер, процесс образования которых происходил в "звёздную" стадию развития планеты" [4, 12], (рис. 1). Кроме того, в мантии они "законсервированы" в автономном состоянии будучи неспособными к соединениям из-за экстремального давления (более 100 ГПа), приведшего к деформации их внешней электронной оболочки [5]. Только попадая в условия верхней астеносферы (геосфера "С", рис. 1), где давление меньше 100 ГПа [7], они восстанавливают свою внешнюю электронную оболочку, становятся "нормальными" атомами и могут участвовать в "строительстве" литосферы, постепенно "приращивая её снизу. Увеличение мощности литосферы, происходящее "сверху вниз", означает, что, чем глубже от дневной поверхности находится слагающая её порода, тем "моложе" её абсолютный возраст. Подтверждением этого вывода является сообщение А.И. Пономаренко о ксенолитах алмазсодержащих пород из кимберлитовой трубки "Удачная", имеющих "очень свежий облик", образовавшихся, по мнению автора, на глубинах 260-270 км. [8].

Анализ новейших данных о развитии Земли говорит о том, что формирование литосферы (геосфера "В", рис. 1) осуществляется при непосредственном участии суперплюмов [6, 12]. Возможно, результатом именно их деятельности явилось образование глобальной системы литосферных плит, одной из которых является Евразийская плита [10]. Учитывая исключительную роль суперплюмов в создании жёсткой оболочки Зехмли, необходимо решение вопросов, касающихся их параметров, структуры и режима деятельности. Однако, по причине особой специфики данного природного явления, судить об этом в настоящее время можно лишь по косвенным признакам, то есть по результатам их деятельности. На сегодняшний день удобным полигоном для этого может стать Сибирская платформа, по территории которой за последние десятилетия был собран уникальный по объёму и содержанию геолого-геофизический материал.

Несомненный интерес для понимания структуры суперплюмов представляют данные глубинного сейсмического зондирования Сибирской платформы, коренным образом меняющие наши представления не только о рельефе подошвы литосферы, но и о природе её формирования. [2] Мощность литосферы в пределах платформы оказалась далеко не однородной: она колеблется от ~50 км. до ~180 км. (рис. 2).

Как видно из рисунка 2, наиболее мощные (до 180 км.) участки литосферы образуют подковообразную структуру, поперечник которой достигает 2000 км. Изучение ксеногенного материала из многочисленных кимберлитовых трубок показало, что данная структура сложена породами основного и ультраосновного состава. [7] Необходимо отметить, что химические элементы, составляющие эти породы, относятся только к первым четырём периодам таблицы Менделеева. [3, 11, 12], (рис. 1).

Внутренняя часть подковообразной структуры имеет округлую форму с поперечником 600-700 км. (рис. 2). Она отличается значительно меньшей мощностью литосферы (-50-60 км.). Пониженная мощность литосферы объясняется более поздним (лишь со среднего триаса) началом её формирования. До этого времени данная территория, вероятно, являлась ареной свободного выхода тепловой энергии Земли в космос, представляя собой подобие огромного "жерла палеовулкана". И лишь в раннем триасе свободный выход энергии постепенно прекратился вследствие образования здесь мощной пачки лав и туфов, из которых и состоит так называемая "Тунгусская трапповая провинция" (Г.Г. Ремпель, 1979). За время со среднего триаса, то есть за 200 млн. лет, здесь сформировалась литосфера мощностью ~50-60 км. Следовательно, увеличение мощности литосферы происходило здесь со скоростью 2-2,5 мм. в год.

Из вышеизложенного следует, что данная литосферная структура - это результат действия одной из ветвей суперлюма, формировавшего Евразийскую литосферную плиту. На этом основании для данной структуры предлагается название "литосферный плюм-вулканоген" (рис. 2).

Необходимо отметить, что выброс тепловой энергии в космос происходил не только через центральную часть плюм-вулканогена, но и на его периферии, хотя и в значительно меньших масштабах. Здесь он носил "прорывной" (через разрывные структуры) характер. В результате, образовывались так называемые "трубки взрыва", в том числе и кимберлитовые, скопления которых получили название "кимберлитовых полей". Площадное распространение последних показано на рисунке 2.

Анализ кимберлитового магматизма, проведённый Ф.Ф. Брахфогелем (1984 г.) показал, что он носил пульсирующий характер, что, по-видимому, вызывалось периодической активизацией суперплюмов, обусловленной, в свою очередь, периодической активизацией процессов, происходивших в ядре Земли. [13]
Особой чертой строения плюм-вулканогена является так называемый "дополнительный магнитный полюс Земли" (Г.Ф. Плеханов, 1997), расположенный в его внутренней ("жерловой") части (рис. 2). Обращает на себя внимание тот факт, что указанный полюс находится на той же долготе (100° 23' в.д.), что и основной, северный магнитный полюс. Именно к этому дополнительному полюсу, резко изменив азимут своего полёта с 295° на 0°, и направилось, резко снижаясь под углом 35-40°, "Тунгусское Космическое тело" 30 июня 1908 года. Такой манёвр летящего объекта позволяет сомневаться в "метеоритной" или "кометной" его природе. Скорее это напоминает непредсказуемое поведение (в данном случае огромного размера) шаровой молнии, разряд, вернее серия разрядов, которой был принят за "взрыв". Если это так, то ставится под сомнение и "космическое" его происхождение. Тем более, что приближение к Земле "огромного светящегося шара" не могли остаться незамеченным астрономами. Остаётся предположить, что данное явление имеет Земное происхождение.


Список литературы

1. Амбарцумян В.А. Научные труды, т.2, Ереван, Изд-во АН Арм. ССР, 1960 г.
2. Епифанов В.А., Родин Р.С. Рельеф подошвы литосферы - определяющий фактор размещения траппового и кимберлитового магматизма на Сибирской платформе. Материалы научно-практической конференции, посвященной 30-летию ЯНИГП ЦНИГРИ АК "Алроса", Мирный, 1998г., с. 258-260.
3. Илупин И.П. и др. Геохимия кимберлитов. Москва, "Недра", 1978, с. 350.
4. Имшеник  B.C.,   Надеждин  Д.К.   Ядерные  реакции.   Электронная  публикация. www.astronet.ru/db/msg/1188318
5. Капустинский А.Ф. Геосферы и химические свойства атомов // Геохимия. 1956. №1, с. 53-61
6. Летников Ф.А. Дегазация Земли, как глобальный процесс самоорганизации. Материалы Международной конференции памяти ак. П.Н. Кропоткина, 20-24 мая 2002г., Москва, ГЕОС, 2002г., с. 6-7
7. Петрохимия кимберлитов. Москва., 1991г., с. 189-197.
8. Пономаренко А.И. и др. - Новый тип алмазоносных пород - гранатовые пироксениты. ДАН АН СССР, Т.251, №2, 1980, с. 438-441
9. Пущаровский Ю.М. и др. Геосферы мантии Земли. Геотектоника, 1999г., №1, с. 3-14
10. Сорохтин О.Г. и др. Развитие Земли. Москва. Изд-во МГУ, 2002г., с. 240-258.
11. Тхоровская Н.В. Анатомия Земли. Материалы Международной конференции памяти ак. П.Н. Кропоткина, 20-24 мая 2002г., Москва, ГЕОС, 2002г., с. 454-455
12. Фомин Ю.М. К проблеме развития материи в звёздах и планетах. Электронная публикация, www.proza.ru/2009/03/18/223.htm
13. Фомин Ю.М. К проблеме появления кристаллического углерода в процессе кимберлитового магматизма. Электронная публикация.
www.proza.ru/2009/05/22/573.htm


Рецензии