Настоящая казачка. Эмма Цесарская

Не буду оригинальной, если скажу, что первое что вспоминается при словах "Тихий дон", это красавица Аксинья, в роли великолепной Элины Быстрицкой. Шикарная женщина, талантливая актриса, замечательно воплотившая образ казачки на экране.

Но не все, вероятно, знают, что Элина Быстрицкая не первая актриса, воплотившая эту роль на экране.

Была еще одна Аксинья. Ее сыграла актриса Эмма Цесарская в фильме режиссеров Ольги Преображенской и Ивана Правова.


Первая экранизация романа Михаила Шолохова была снята в 1930 году. Снята как немое кино, и лишь в 1933 году озвучена.

Увы, фильм с тяжелой судьбой, не вписывающийся в идейную концепцию молодого советского государства. Режиссеры этого фильма были обвинены в потакании мелкобуржуазным вкусам классово чуждых зрителей и за это изгнаны из Ассоциации работников революционной кинематографии. А фильм на долгие годы упрятан на полку.

Сейчас фильм возвращен на экраны. Говорят, что пару лет назад он был показан по телеканалу "Культура".
Не знаю, не смотрела. Но по отзывам критиков Эмма Цесарская в роил Аксиньи великолепна. Кстати, роль Григория в нем играл один из самых талантливейших актеров Андрей Абрикосов.



А ведь в Эмме Цесарской, сыгравшей казачку, почти не было русской крови. Была украинская, молдавская, еврейская - от смешения этих кровей получилась гремучая смесь, вернее настоящая красавица - яркая, чувственная. Очень земная, не в пример другим красавицам-звездам 1920-х гг., таким недосягаемым, по происхождению сплошь горожанкам, а возможно, иностранкам или даже инопланетянкам.

Родилась она 9 июня 1909 года, в Екатеринославе (ныне украинский Днепропетровск) в интеллигентной семье инженера Владимира Яковлевича и Софьи Эммануиловны Цесарских.

Девочка мечтала стать пианисткой, но жизнь распорядилась иначе. В 16 лет она приехала в Москву и в 1925 г. по совету родственников сумела поступить в киношколу Б. В. Чайковского, второразрядного режиссера, но крепкого ремесленника, выучившего таких звезд, как Николай Кутузов и Раиса Есипова. Закончила она ее в 1928 году.


Через два года после начала учебы она с другими студентами попала на кинофабрику «Совкино» для участия в массовках. Увидев фотопробы девушки в облике свахи, режиссеры О. Преображенская и И. Правов, восхищенные ее красотой, пригласили дебютантку на главную роль Василисы в фильме «Бабы рязанские». В 17 лет Эмма Цесарская талантливо вписалась в эту острую мелодраму, создав сильный и обаятельный образ русской крестьянки с нелегкой судьбой.

Вот что писала в 1928 г. «Volkes Zeitung» про фильм «Бабы рязанские»: «Великолепный, захватывающий, прекрасный русский фильм. Этот фильм нужно видеть, это самое неподдельное и превосходное, близкое земле из всего, что до сих пор появлялось на экране. Все прекрасно в этом фильме, но в особенности – Цесарская».

Фильм рассказывает о жизни русской деревни перед революцией и первых послеоктябрьских лет, о тяжелой судьбе солдатской жены Анны, кончающей жизнь самоубийством, живой и энергичной сестре Анны Василисе (ее и играла Цесарская), открыто бросающей вызов старому укладу жизни.



А вот как вспоминал о Цесарской народный артист СССР Николай Крючков: «Как-то зимой 1928 года я попал на фильм «Бабы рязанские». Было мне семнадцать с половиной, и я мечтал работать в кино. Роль Василисы в этом фильме исполняла юная актриса, моя сверстница Эмма Цесарская, которая поразила меня своей красотой и глубоким пониманием характера русской крестьянки с трудной судьбой. Еще одним сильным эмоциональным толчком, настоящим творческим озарением стал для меня фильм «Тихий Дон», где она играла Аксинью. Я познакомился с Эммой Цесарской в середине 1930-х годов на съемках ленты «Любовь и ненависть». Я восхищался ее умением точно выполнить задание режиссера, быстро найти выразительную деталь в поведении своей героини. В жизни Эмма была сердечным, отзывчивым человеком с открытой, доверчивой душой. Для зрителей она стала настоящим кумиром, а я видел в ней воплощение совершенной женской красоты».

Но снимали её мало (до "Тихого Дона" - всего четыре фильма), как-то не вписывалась она в авангардно-революционный кинематограф 20-х годов.

Ради справедливости надо сказать, что глубокого драматического дара в Цесарской, пожалуй, не было, но определенно была природная свобода и чувствовалась, что немаловажно, хорошая школа.

Стоит ли говорить, что на Цесарскую имели виды и зарубежные кинофирмы. В конце 1920-х гг. германская «Дерусса», одна из дочерних компаний «Межрабпомфильма», примеривалась к «Пышке»: ставить должен был Абрам Роом, играть — Цесарская. В 1930 гг. приехал безумный американский инженер, который влюбился в нее без памяти — по фильмам. Его так и не осуществившейся мечтой была голливудская карьера Цесарской. Он вел долгие переговоры, сохранилось множество дневниковых записей, где только об этом и шла речь. Цесарская не уехала: ей и в советской России жилось тогда неплохо. Ведь она была женой Макса Станиславского, крупного чина НКВД.



Вершиной творчества актрисы стала роль Аксиньи в картине Преображенской и Правова «Тихий Дон». Для миллионов зрителей не было сомнений, что Эмма Цесарская – настоящая донская казачка, пришедшая на экран из самой жизни. Всё в Аксинье было живым, непридуманным: и яркая белозубая улыбка, и сердито сдвинутые в минуты гнева брови, и тот интерес, и отчаянные попытки загладить свою вину перед любимым человеком, вернувшимся с фронта.

Картину снимали при участии германской кинофирмы «Дерусса», которая поставила условие, чтобы Аксинью играла Цесарская. На эту роль актриса была утверждена без проб за девять месяцев до начала съемок.

Сам Шолохов высоко оценил работу актрисы в этом фильме и на долгие годы стал её близким другом. По воспоминаниям Эммы Цесарской писатель несколько раз смотрел фильм: "Однажды он возбуждённо заявил мне и Абрикосову: "Вы, черти, ходите у меня перед глазами!"



В 1934 г. кинопродюсеры трёх стран - Германии, Франции и Англии - официально пригласили Эмму Цесарскую на роль Грушеньки в совместной постановке "Братьев Карамазовых", назвав её единственной кандидатурой на эту роль и посулив баснословно высокий гонорар. "Один из руководящих киноработников, К.М. Шведчиков, - вспоминала актриса, - сказал мне, познакомившись с этим предложением: "Ну что же, если зарубежные фирмы привлекут и наших кинематографистов, то я согласен". Через год всё изменилось: представитель "Инторгкино" запретил мне встречаться с французским репортёром, который имел поручение выяснить, согласна ли я сниматься в фильме".

Но Эмме Цесарской так и не пришлось сняться в этом фильме.

Последующие фильмы с участием Цесарской не имели подобного успеха, но популярность ее оставалась незыблемой.

В 1935 г. она получила звание заслуженной артистки — к 15-летию советской кинематографии, а через два года все в ее жизни круто изменилось.

23 марта 1937 г. Эмма Владимировна была в гостях. Вдруг туда позвонил ее муж, ответственный работник, член партии с 1918 г., Макс Осипович Станиславский: «Поезжай домой к сыну, а меня срочно вызывают к Николаю Ивановичу Ежову». Домой он не вернулся уже никогда.

Ночью в дверь их квартиры в Фурманном переулке настойчиво постучали. Вошли пятеро чекистов и понятые. Один из чекистов предъявил Эмме Владимировне ордер на арест мужа, подписанный заместителем наркома внутренних дел Михаилом Фриновским, впоследствии расстрелянным, как и его шеф Николай Ежов.

«После ареста мужа все наше имущество было конфисковано, квартиру предложили освободить, а мне с годовалым сыном дали направление в барак на окраине города, — вспоминала Эмма Владимировна. — Попрощавшись с родными, я пошла туда вместе с тетей. Пройдя большое опытное поле за академией им. Тимирязева, мы увидели длинный мрачно-серый неутепленный барак в одну доску. Это ветхое сооружение лагерного типа было набито женами репрессированных ответственных работников. Узнав меня, они закричали, перебивая друг друга, что надо идти к Калинину и даже броситься перед ним на колени. У несчастных женщин отобрали паспорта. Их, как я узнала впоследствии, выслали в Астрахань, а потом арестовали. Но мне комендант барака вернул паспорт: видимо, было указание меня пока не трогать. Обратно домой тетка вела меня под руку, и я каждую минуту оборачивалась, опасаясь преследования. Домашний телефон перестал звонить. Многие ночи подряд я проводила у окна, глядя из-за штор на улицу и ожидая ареста. Вскоре мать и брат забрали меня с сыном в квартиру в Средне-Кисловском переулке. Из кино я была фактически изгнана. Мне даже не позволили завершить работу над ролью Паши в фильме «Дочь Родины», хотя я снялась почти во всех сценах картины. Взяли другую актрису".



В эти дни Цесарскую больше всего мучил страх потерять полуторагодовалого сына. "Нервы были так напряжены, - говорила она, - что по ночам не спалось, и я совершенно точно определяла, на каком этаже и у кого открылась дверь, чьи шаги раздаются на лестнице и какая машина отъехала от дома. На улицу я просто боялась выйти: ко мне сразу подходили группы людей, спрашивали, почему так долго не снимаюсь, куда пропала". Однажды объятая страхом Э. В. Цесарская уничтожила многие ценные документы, письма от зарубежных зрителей и иностранных кинофирм.

В 1959 г. актриса получила документы о реабилитации и восстановлении в партии мужа и узнала, что он был расстрелян в июне 1937 г.

Популярность спасла ее: Цесарскую не покарали как «члена семьи изменника Родины». Она обратилась с письмом в вышестоящие инстанции, и ей высочайше дозволили сниматься. Но она ушла в тень, ее уделом стали вторые роли, да и те — не часто.

Эмма Владимировна продолжала сниматься до 1965 года, параллельно с 1944 года работая в московском Театре-студии киноактера. Всего на ее счету более двух десятков фильмов. В конце своего творческого пути она снялась в фильме «Нахаленок» и короткометражной ленте Евгения Моргунова «Когда казаки плачут» — экранизациях двух ранних рассказов Михаила Шолохова, некогда влюбленного в нее.

Когда в конце 50-х годов режиссер Сергей Герасимов задумал снимать новую версию "Тихого Дона", Эмма Цесарская пришла на пробы. Она очень хотела ещё раз сыграть Аксинью. Но Герасимов поступил с ней довольно жёстко: подвёл к зеркалу, и все вопросы отпали...



Актриса скончалась в Москве в феврале 1990 года в возрасте 80 лет. На печальной церемонии прощания с Аксиньей ее партнер по «Девушке с характером» Михаил Глузский сказал: «Эмма Владимировна Цесарская давно покорила мое сердце как замечательная актриса и очаровательная женщина. Она и после своей смерти остается для нас, актеров, и для многих зрителей живой и бесценной реликвией советского киноискусства 1920–1940-х годов…»

Похоронена на Донском кладбище.


Рецензии
Екатеринослав вкупе с прилегающей губернскою землею, Диким полем, - округа запорожского казачества. Население, отказавшееся при Екатерине переселяться на Кубань, все равно осталось казачьим по сути. Если в родословной Цесарской нет казаков по крови (на самом деле в этом ключе ее никто не рассматривал), значит ей удалось впитать традиционную культуру и быт людей, живших с нею рядом. Не случайно ее Аксинья так достоверна и убедительна. И не случайно во второй экранизации на роль была утверждена Быстрицкая, которая имеет портретное и по типу характера сходство с Цесарской.
Спасибо, что обратились к образу этой забытой, к большому сожалению, актрисы.

С уважением,

Елена Язовских   01.05.2021 15:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.