В режиме ожидания

… Открывается дверь: муж улыбается, чмокает ее в щеку… Значит, у него все в порядке. «Час, да мой, - думает она, подавая ему щи в большой глиняной косушке. – Сейчас пообедает, расскажет новости… А потом»…
Да… Потом… Когда он вернется с работы, один Бог ведает… И так каждый день. Если, конечно, нет командировок. Жизнь – ожидание. Это – будни жен пограничников, их каждодневное настоящее.
Просматривая как-то книгу А.Плеханова «Отдельный корпус пограничной стражи России», открыла главу «Отношение к женщине». Поразили строки из стихотворения Анны Ахматовой, опубликованного в 1914 году в журнале «Пограничник»:
«Жалкая доля жены пограничного:
Доля без воли, без счастия личного»…
Какое уж тут «счастие личное»? Сегодня – одна застава, завтра – другая. Ни тебе друзей, ни профессии, ни нормального образования для детей… Но Нина Петровна Архангельская – жена заместителя Командующего Группой погранвойск России в Таджикистане, тем не менее, на свою жизнь не жалуется. Все это она считает необходимыми составляющими службы мужа и… своей.

- Саша с девятого класса мечтал быть военным. Я тоже другой жизни не знала: сама выросла в семье политрука, - рассказывает она мне, наливая в пиалу крепкий, ароматный чай…
 
Кабинет мужа (сам он на выезде) сегодня на два часа в нашем распоряжении, и мы беседуем с ней, уютно устроившись возле журнального столика. Нина Петровна погружается в воспоминания…

- Восьмой класс… Дети мечтают о взрослой жизни, бесконечно перекраивая ее в своем сознании. Мы же с Сашей не мечтали: мы уже тогда любили друг друга по-взрослому – серьезно и ответственно. Если бы нам позволили, мы бы уже в те годы могли стать мужем и женой. Но раз не положено, значит не положено: оба мы хорошо это понимали и принимали как данность.  Помогали же уже тогда друг другу всегда и во всем. Начиная с контрольных, когда Саша, не подчеркивая своего превосходства в знаниях, решал за меня задачки. «Сверь со своими ответами. Правильно ли»… - мягко говорил он, и принимался за свои задания… А потом было Рязанское автомобильное училище - у него, и спортфак Андижанского пединститута - у меня… Только в 1965 году поженились…

Совместная жизнь Архангельских началась со службы Александра Константиновича в Дальневосточном Хабаровском пограничном округе.

- Я тогда пошла работать в ведомственный детский сад. Но вскоре пришлось уйти: осенью 1966 года у нас родился первенец – Олег,- вспоминает Нина Петровна… Губы ее невольно раздвигаются в улыбке.
- О сыне задумались? – спрашиваю ее.
- Конечно. А знаете, ведь Олегу сейчас тридцать лет! Майор! И внук у меня уже есть – его сын Стасик…

Первенцу-Олегу мало что могли тогда дать родители. Ему было три года, когда Александру Константиновичу предложили перевод в Шиманевский пограничный отряд. Ютились на квартире у бабушки Насти. Все в одной комнате. Поздно приходил со службы старший лейтенант Архангельский. Стараясь не потревожить семью, прикрывал фонарик рукой, чтобы светить только себе под ноги.
Так прошли весна и лето. Осенью семье молодого командира роты дали квартиру в «командирском» бараке. Удобства, естественно, во дворе. А так - печка, дрова и все остальные прелести походной жизни…
И вот – первый «луч света»: в 1972 году А.Архангельский поступает в Академию тыла и транспорта в г.Ленинграде. Хоть и не ахти какими комфортными были условия жизни (общежитие), но зато столичный город, цивилизация…

- Я тогда забыла, что я – учитель физкультуры. Предложили работу в магазине. И стала я продавцом. Ведь в конце концов не важно, кем называться. Важно, кто ты есть. А моим призванием была одна единственная профессия – жены офицера… - Нина Петровна задумчиво поправила прядку упавших на лоб волос. – Трудная ли это профессия? Не знаю. Наверное. Только она очень необходима людям. К сожалению, это понимают далеко не все жены офицеров. Ищут личного комфорта, личного счастья... Моя философия: терпение и еще раз терпение. А когда его не хватает, включается выдержка…

«Жалкая доля жены пограничного»? Кому как! Конечно, не все могут смириться перед необходимостью, перед чувством долга, не всем доступна эта стоическая женская философия: «терпение плюс выдержка». Но ведь не всем же дано, к примеру, быть  космонавтами, журналистами, врачами…
Сегодня, когда за их плечами тридцать три года совместной жизни, вспоминать о ней Нине Петровне и грустно, и… легко...
Куда их только не забрасывала жизнь?! Андижан, Хабаровск, Ленинград, Бикин, Душанбе… Был даже Афганистан. Правда, только у него - Нина Петровна осталась в 1981 году одна с двумя детьми в Бикине (в 1978 году родился их второй сын – Тимур).

- Я думала тогда, что сойду с ума. Пять месяцев вместо сорока пяти обещанных суток командировки! Долгих пять месяцев ожидания, когда я даже его матери не могла сказать, где он. Он с оказией изредка посылал короткие весточки о себе. Их я и вкладывала в письма к матери, как приписки от него. Но она почему-то догадалась, что писал он их не из дома: «Не так пахнут письма», - говорила она. И была, надо сказать, права. Когда он, наконец, вернулся, я поняла, что писал их действительно другой человек. Не Саша. Прежнего мальчика, с которым я встречалась, после Афганистана уже не было. Оттуда вернулся жесткий мужчина с удивительно твердым взглядом. Я даже не сразу узнала его, когда встретила на автовокзале…

Меняется жизнь. Меняются близкие… Так, незаметно для себя изменилась и Нина Петровна: из хохотушки-заводилы она с годами превратилась в умудренную опытом, уравновешенную женщину. Не таким веселым и открытым становился не только его, но и ее взгляд. Жизнь накладывала свою печать, свою метку…

- У нас тогда в анкетах чаще всего писали о хобби жены пограничника: шьет. Вот я и шила. И еще вязала. Долгими днями и ночами ожидания. Вплоть до 1987 года, когда нас, наконец, перевели в Таджикистан. Почему, наконец? Да потому, что в Хабаровске я не видела мужа практически никогда: шутка ли 240 (!) суток только плановых командировок!


«Ожидание», «терпение», «выдержка», - звучит один рефрен в судьбе этой женщины. «Такова служба!», - единственно, чем всегда успокаивала себя она, сжимала зубы и… снова настраивалась на ожидание. По возможности, как можно ближе к мужу. Никогда при этом ее не останавливали ни неудобства, ни трудности…

- Я привыкла к общежитиям. К коммунальной кухне. Знаете, какие там нужно усвоить три фразы? Это - «здравствуйте», «приятного аппетита» и «спокойной ночи»…
И все-таки, все-таки… я совершенно ни о чем не жалею… Не жалею об этом бесконечном ожидании, о том, что в дом за всю жизнь так ничего и не нажили… Наша гордость – тысяча книг… Да еще кот – Сашина слабость... Человеку на самом деле мало что надо, - улыбаясь мягко и сердечно, говорит Нина Петровна. -  Главное – это душевный комфорт… А он бывает лишь тогда, когда живешь в ладу со своей совестью. Любовь, совесть и долг руководят в жизни теми, кто хочет хоть что-то сделать для людей полезного...

 (Летопись в лицах: Душанбе, год 1997)


Рецензии
Как хорошо, как просто и задушевно течёт Ваша речь. Благодарю Вас. Галина.

Галина Алинина   12.10.2014 04:05     Заявить о нарушении
Спасибо Вам! Я рада тому, что Вы зашли ко мне " на огонек".

С почтением и теплом,

Ирина Михайловна Дубовицкая   12.10.2014 08:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.