Имя им - легион

Имя им - легион
Возвращаясь в Дели,  как всегда переваривала увиденное, делала записи. Манси непринужденно спросила, почему я молчу. И я очень искренне ответила: отдыхаю от английского!   Ни разу за три месяца, общаясь с   индийцами, не было  неловкой паузы, тишины, которую  нужно заполнить. Просто по определению они не знают, что это такое. Умеют молчать и с друзьями, и близкими и незнакомыми людьми. Ни разу у меня не было чувства, что я должна что-то где-то  заполнить.

Диапазон впечатлений – просто фантастический! Дороги пыльные, в машине  душно, но окна открыть  не могли - она за мгновение заполнялась пылью, от которой еще тяжелее дышать. В зимние месяцы в Дели бывает очень жарко, до 20 тепла.
Женщины в ярких сари, мужчины, закутанные в шали. Когда я показывала фотографии  своей русской достаточно образованной подруге, она очень удивилась:
- это что, вся Индия так ходит? а я думала это
 их национальный костюм, который можно увидеть в основном в кино.
  Раскрашенные грузовики, дорогие иномарки, велорикши, буквально под их ногами  телеги с открытыми сладостями и фруктами;  чай на обочине, который любят пить  тут же, свежеприготовленный, не только местные жители…
Я остановила друзей и решила купить фрукты, а потом Манси:
- давай помоем и съедим в машине,  по дороге.
Представьте, покрытые пылью фрукты мы лишь спрыснули водой. Вспомнила, как я их намываю у себя дома, в России, а здесь съела и была уверена, что никакой дизентерии у меня не  будет. Да, действительно мы счастливы от того, что у нас в голове.    И как нигде здесь работает закон  - не та грязь страшна, которая входит…
А это удивительное отношение к мусору? Почему они выбрасывают мусор из машин, окон, тут же, под ноги? Как это сочетается с их религией и культурой?   Я видела в образованной семье такое поведение. Когда мы использовали пакеты из-под сока, орехов и пр. я сложила их у себя в сумке, а Вине так искренне рассмеялся, увидев это, странно, что не покрутил пальцем у виска. Итак, я, по сути, держала «грязь» рядом с собой, а он легким движением руки освободился от нее. Может быть это связано с желанием чистоты только внутри себя?
Не берусь о чем-либо говорить в этой связи, но однажды я услышала фразу: В ее душе был такой хаос, что вокруг нее царил идеальный до идиотизма порядок. Кстати, есть противоположная точка зрения на этот счет, а может быть все намного проще – ну нет у них этой культуры, то есть мусорных контейнеров. Правда иногда они появляются,  в основном я видела их в Мклеогандже (резиденции Далай Ламы) и в Гималаях с надписью « use me» . А  однажды я была ошарашена вопросом и последующим за ним ответом:
- Do you like Nepal and our people? I love  my country. – это говорил совсем маленький ребенок, вываливая на  дорогу все содержимое карманов.
- да, но почему, если уж  так любишь свою страну, ты разбрасываешь  здесь грязь?
- because it is PUBLIC  - важно  ответил  парнишка.

Вопрос «грязь – чистота» чисто философский и каждый человек и нация решает его по-своему.
Сколько нищих на дорогах! Убогие строения, лачуги, люди живут на улицах, на деревьях. Не один раз я видела, как индийцы моются рядом с проходящими автобусами, машинами, людьми, под открытым небом… а рядом – огромнейшие и прекрасные здания современного Дели.
 Я вижу, что в будущем Дели превратится не только в богатый, красивый, но и чистый город.
Да, страна контрастов (говорят), но как- то эти контрасты не давят, как будто так и должно быть, все на своих местах. Я имею в виду, что нет желания переставить, возмутиться. Странно. Я помню Москву 70-х, когда сносили старые деревни и строили рядом новые, каменные многоэтажки, я помню этот, мягко сказать,  «поэтичный» диссонанс, но здесь в Индии рядом с вопиющей нищетой и неописуемой роскошью  – ощущение гармонии во всем. Каждый делает свое дело, не заботясь о соседе.  Каждый с рождения знает не то чтобы место, а свою  роль в обществе, и помогает ему в этом конечно же кастовое сознание.
По крайней мере, революция Индии не грозит.

Тема унижения в Индии в среде тех людей, где я бывала, не то чтобы запретная, а как бы не существующая. У Сантош есть служанка, юная Гита, я бы сказала совсем девчонка, веселая, озорная, она с легкостью рассказывает о своей бедной семье (по-английски!) и счастлива, что она работает у Сантош и  помогает ее дочери-дауну  Аджун. Чисто социальная тема. Сколько я видела слуг в домах моих друзей, никогда грубости, пренебрежения, а если мне показывали их, то с целью – познакомить!
В основном служанки приходят мыть посуду, полы, стирать, гладить. Такое распределение работ я видела и в квартирах, и в особняках. И получают они за это 500-700 рупий в месяц. Мало, конечно, но на эти деньги можно обеспечить скудное питание и не умереть с голода. А это очень важно.
 Нехватка рабочих мест, я думаю, одна из причин обилия нищих. Когда я заполняла анкету в посольстве,  подписала заявление, что не буду искать работу в Индии и заниматься бизнесом. Это проблема. Как обеспечить почти полтора миллиарда людей работой? Так и хотелось сказать: всем по метле - и чистота, и отсутствие голода. Только вот об этом я не успела поговорить со своими друзьями, а хотят ли они, безработные, эту метлу? может лучше просить милостыню? В следующий раз узнаю.

 Система найма слуг в дом (даже не очень богатый) вполне оправдана (и отнюдь не кастовостью). Одна часть населения дает возможность работать и жить сносно другой.
 Тандем бедный-богатый будет процветать и даст  неплохие результаты. Нищих и бездомных станет меньше. Это не рабство, а разумная необходимость.

Моя цель – рассказать о людях Индии, не вдаваясь в социально-политические подробности и проблемы, но так или иначе приходится. Например, в какой мере мировые процессы влияют на обычаи индийцев. Да, по телевизору можно увидеть оголенные пусть не задницы, но достаточно многие места на теле, женщины например… но в жизни даже «западных» городов (я не общалась с богемой или элитой, не могу сказать, хотя понимаю – как везде) – удивительное целомудрие. Когда мы ночевали в Рурки, девочки переодевались (чтобы снять джинсы или сари и надеть пижамы) отдельно друг от друга, выходя из комнаты или отворачиваясь, а когда в горах мы вышли из машины по нужде, никто не сидел «кружком», и даже родственники уходили подальше друг от друга. Эта скромность, скорее отгороженность, очень естественно воспринимается после нескольких дней общения с ними.

Совсем не так, воскликнут уже побывавшие в Индии. Я и не спорю. Там, где it is public, некоторые места имеют свойства туалета. Ладно нищие кварталы, где мужчины справляют свою нужду «не отходя от кассы». Но что вы скажите видя на обочине, рядом с навороченной машиной прилично одетого мужчину со спущенными штанами? В некоторых городах я видела открытые писсуары прямо у дорог, на вокзалах. Разница лишь в том, что нужду они справляют в специально отведенные стоки, но при этом по-прежнему повернувшись к миру задницей.
 Очень часто я слышала, что непальцы   - это бесхитростные дети, и индийцы тоже дети, но себе на уме. Ведь знаете, как ребенок прячется – закрывает глаза или отворачивается. А еще есть такое явление как солипсизм (и в философии, и в психологии). Если я отвернулся от мира или не думаю о нем, значит, он перестал для меня существовать. Может быть индийцы поголовные солипсисты? А если не шутить – то Бог им судья и или  это крайний эгоцентризм, или отсутствие нужного количества туалетов, которого хватило бы на миллиард? Опять же не мне делать выводы.
 Однажды на границе, возвращаясь из Непала, я увидела такую картину. Рядом со столом таможенного офицера и нами, шестью иностранцами, под открытым небом, в метрах трех стояла колонка. К ней подходили солдаты, по очереди, раздевались, мылись, обвязав причинные места, вытирались, одевались.  И знаете, что я почувствовала? Нас, то есть иностранцев и офицера, не существовало для них вообще. Они делали это, повернувшись к нам спиной! Хотите верьте, хотите нет, но меня это нисколько не смущало. Мне очень стыдно иногда бывает за людей, но почему-то не за этих. 
 Да, мне нравятся Hindi. Мои не то, чтобы восторги, а очень положительно эмоциональное восприятие могут кому-то и не понравиться. Но я полагаю, что писать можно более или менее объективно, при этом исходя из своего вкуса и пристрастий, только в том случае, если ты пишешь искренне и…. с любовью. Я, надеюсь, достаточно опытна, чтобы не замечать отрицательные стороны, когда эмоциональность граничит с деспотизмом, а созерцательность с ленью, бережливость с жадностью, и т. д. Но зачем? Написано о маргиналах и криминальной Индии немало. И сам Джайсинг, когда узнал, как (!) я путешествовала в Бомбей, Гоа и обратно, сказал, что я рисковала. Этот путь еще безопасный, а вот на восток от Дели могут убить за 10 рупий…

Я не призываю любить Индию, или дружно, всем миром, отправиться туда жить. Я пишу так, как мне  подсказывает сердце. Недавно я разговаривала с румыном, с которым познакомилась в Непале. И хотя  для него Индия (и Непал) – магическая и мистическая страна, но фильм он собирается делать  с любовью, но  …  о  темной стороне.  Значит, так нужно.

Продолжение:

http://www.proza.ru/2011/02/25/675


Рецензии
"Но я полагаю, что писать можно более или менее объективно, при этом исходя из своего вкуса и пристрастий, только в том случае, если ты пишешь искренне и…. с любовью."

Да, 100%. Когда что-то делаешь "с любовью", дозволяется очень много, если не сказать-практически всё.
Понравилось, Таня.

С уважением. Алекс.

Алекс Кон   14.01.2015 16:57     Заявить о нарушении
Благодарю! И рада знакомству. Удачи

Таня Московцева   15.01.2015 22:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.