НАДО ЖИТЬ!

 Посвящается  А.Р.Б.
Перед войной Антонина закончила, педагогический техникум. Работать приехала на узловую станцию, учительницей. Была она небольшого росточка, кудряшки озорно торчали в разные стороны, весела, страстно желавшая скорее приступить к работе.
Школа старая, в два этажа, с печным отоплением. Жить определили в общежитии, место в комнате, там жили пять девушек.
Начались занятия, ребятишек было мало, уроки проводила одновременно в первом и втором классах. Антонина Петровна старалась провести занятия интересно, она учила детей не только читать и писать, но и жить. Как малышу поступить в трудную для него минуту. Чтоб ребенок понял школьный материал, она вводила игровую форму.
По воскресениям, вечером с девчатами бегали в кино или на танцы в клуб. В клубе играл  Василий на гармошке, «саратовской», с колокольчиками, много девчат страдало, по нему.
Гармонист был красив собой, высокий с правильными чертами лица, большими карими глазами. Он сразу приметил озорную девчонку, каждый раз, когда она на него глядела, сердце начинало волноваться.
Работал Василий начальником станции, место очень ответственное.
Они часто встречались, когда спешили на работу, смущенно здоровались, и настроение весь день было хорошее.
Перед новым годом, когда они встретились по пути на работу, Василий подошел к Тоне, предложил вечером встретиться и  поговорить. Тонечка хотя и согласилась на встречу с ним, но сама раздумывала, стоит ли идти, лишь в последнюю минуту решилась. Почему-то разволновалась, за что на себя сердилась. Когда подходила к Василию, сердце так и выпрыгивало из груди. Поздоровались, присели на скамейку, разговор не клеился. Вдруг Василий встал и очень громко сказал:
- Антонина Петровна, выйдешь за меня, замуж!
Она растерялась, закрыла лицо руками и сказала - да! Свадьбы большой не было, посидели с близкими родственниками после загса. Тоня перешла жить к Василию в дом, где жили его старая почти слепая мать и сестра.
Жизнь семейная налаживалась, Тоня была работящая, все у нее в руках спорилось.
Появился первенец, девочка, назвали  Фенечкой. Работу в школе не бросала, учителей не было, с малышкой сидела бабушка, кормить прибегала  в перемену, школа рядом.
Грянул 1941 год, началась Великая Отечественная война, Василий на работе дневал и ночевал, формировал и отправлял эшелоны на фронт.
В конце декабря  пришел со страшной вестью, сказал:
- Ухожу на войну.
У него по жизни был девиз - «если не я, то кто»! Так он уехал на сборы, а через три недели заехал на ночку домой.
Утром провожали, Тоня голосила по-бабьи, старуха мать перекрестила сыночка, повернулась и ушла. Василий обнял, молодую жену сказал: “Прощай Антонина Петровна“, поцеловал ее и  дочку, запрыгнул в вагон.
Школа заполнилась эвакуированными, детей - сирот оформляли в детский дом, остальных распределяли по квартирам.
Стали поступать раненые, Тоня, чем могла, помогала, на работе была с утра до ночи.
Однажды дочка заболела. Всю ночь плакала, тяжело дышала. Утром вызвали врача, оставила с сестрой Василия Тосей, побежала отпроситься с работы. А когда вернулась, в доме был врач, малышка еле дышала посиневшими губами.
Тоня взяла ее на руки прижала к груди, горько заплакала. Дочка порывисто вздохнула и затихла навсегда.
Антонина Петровна жила как в бреду, никого не видела, и не слышала. А через две недели получила похоронку, - весть о гибели мужа.
Пролежала Тоня  в горячке месяц, выходила ее мать Василия, да врач - сосед.
Потихоньку поправлялась, потом приказала себе: - “Надо жить“, и окунулась с головой в работу.
Однажды утром встала с кровати и чуть не упала, закружилась голова, затошнило, она поняла, что беременна.
Вася не умер, он дал жизнь! Тоня оживилась, появился смысл жизни, она бережно гладила живот, разговаривала с малышом.
Приехал эвакуированный завод из Москвы, народу много, завод разместили на шпулечной фабрике, в пяти километрах от станции, в городе. Госпиталь со станции перевели, тоже в город.
Антонину Петровну пригласили организовывать детские учреждения для эвакуированных детей. Работы было много, все заняты от мала, до велика.
В конце лета у Антонины Петровны родился сын, очень похожий на Васю.
Завод выделил большую светлую комнату в коммунальной квартире.
Она стала возглавлять детские учреждения. С сыночком утром она уходила на работу и поздно возвращалась. Рос сынок вместе с сиротами.
А Василий погиб на фронте, не узнав, что у него есть сын.

 


Рецензии
А может и узнал... может со смертью нарушаются только осязаемые связи, но есть еще и другие... не зря, когда уходят близкие люди, мы продолжаем общаться с ними мысленно...

И по поводу тяжелых военных и послевоенных лет: жаль что нынешнее сытое поколение вряд ли поймет переживших ЭТО... даже мы, выросшие на рассказах дедушек и бабушек отдаляемся от понимания ТОГО, что пришлось пережить тому поколению... И когда люди жалуются на какие-то лишения в теперишней жизни, вспоминаю слова бабушки: "Главное, чтобы не было войны..."

Хорошие рассказы у Вас, Галина!

С Уважением,
Сергей

Сергей Бойченко   19.09.2011 18:39     Заявить о нарушении
Спасибо Сергей за добрые слова . С уважением Галина.

Галина Букаева   19.09.2011 19:58   Заявить о нарушении