Все еще впереди. Глава 4

 Вот стоит она у конвейера, сортирует черную посуду.  С упаковки ушла, работа там оказалась   не по силам.      Кроме того цех не утеплен.Зина сразу подхватила радикулит, но в смены выходила, больничный не брала, боялась, что уволят. О болезни никому не сказала,  а как эти дни отработала – один Бог знает! Ей было необходимо встать на колени, чтобы взять с пола стопку кастрюль, ибо наклоны причиняли нестерпимую боль, хотя перед работой она и выпила таблетку анальгина. Конечно же, она замечала насмешливые  недоуменные взгляды некоторых, но старалась не обращать на это внимания.
 Она с трудом поднималась и несла стопку на стол. Девочки же паковали виртуозно. Она вертелась, как белка в колесе, превозмогая боль и пичкая себя таблетками И все же ей помогли, перевели в цех, где потеплее, но и там работа была тяжелой, однако здесь она могла пусть даже урывками отдохнуть, если не шла по конвейеру посуда, а если же поступал бак или ведро , об отдыхе приходилось забыть.
 В ее возрасте и физическая нагрузка по полной программе – это ли не сумасшествие! Здесь молоденькие девчонки привыкают к тяжестям  с 16 лет , и эта нагрузка, быть может , идет им же на пользу. Две женщины, пришедшие вместе с ней устраиваться, отработав 2 недели , уволились, а она не привыкла бегать с места на место. Правда ,  до пенсии еще далеко.
 Раздираемая большими сомнениями, Зина все – таки осталась на сортировке  .Теперь она часто вспоминала  странный случай , который произошел еще вначале совместной жизни с  Сергеем . Однажды он решил показать ей завод и повел ее в разные цеха .Они были  в мартене, который произвел  на Зину неизгладимое впечатление.  Ее поразил процесс заливки чугуна, фейерверк чудесных сказочных огненных брызг поднимался вверх, и это было так здорово! Неописуемая   красота! Полный восторг! Теперь она понимала, чем притягивает мужчин профессия металлурга. Восхитительная  картина!  Не оторвать взгляд! Последним был цех  Эмали. Зина хорошо помнит, как   девушки снимали с люлек, идущих из печи, готовую продукцию и ставили ее на медленно  плывущий главный конвейер .Конвейер двигался настолько медленно, что она , не удержавшись , сказала: «Наверное, и я бы так смогла».
 Спустя много лет Зина пришла именно сюда, на такой же конвейер  и ей показалось, что это было направление свыше. В такое трудно поверить, но ничем другим объяснить  подобное совпадение она не могла .Влиться  в рабочий коллектив было совсем не просто. Другие отношения, иная обстановка, иногда отличная от этикета речь .   Зина часто  обижалась на безобидные ,по мнению  других ,реплики .И , когда в разговоре с ней  один из русских парней( а в цехе работали еще несколько вьетнамских молодых ребят)употребил крепкое непечатное слово, она даже заплакала.  Юноша растерялся. Он совсем не ожидал такой бурной реакции, позднее он извинился перед ней, и она больше никогда в своем присутствии ни от кого не слышала подобных слов. А тут   подошла молодая красивая стройная черноволосая женщина и наклонившись к ней, легко дотронувшись  до ее плеча , тихо, чуть слышно, почти шепотом сказала: «Зинаида Федоровна, Вы на него не обижайтесь.  К сожалению , здесь не школа. Он это сказал не со зла, а лишь для связи слов в предложении.»Это была старшая эмалировщица  Наташа, очень симпатичная, справедливая  и внимательная. Она не раз   выручала  Зину в трудных ситуациях, а таких было великое множество, ведь Зина только начинала работать. Иногда посуда шла непрерывно большим потоком, и Зина не успевала ее  снять, Наташа, видя это, сама молниеносно подбегала  к ней, и все приходило в норму. Зине крупно повезло со старшей, помимо всех профессиональных качеств у нее еще  и замечательная  добрая душа. Зина добросовестно относилась к делу, и у нее все стало ,   наконец ,получаться, но в последнее время стало подводить зрение, в очках же работать не могла, так как , если хорошо  видела вблизи, то ничего не видела вокруг себя. «Ладно, - думала она , - до пенсии  как – нибудь дотяну. Молодые девочки в ее звене , Дина , Аня , Люба, частое выручали, особенно, когда шло ведро, и они естественно делали  эту работу за нее. Бывало в конце смены ей приходилось на правку отвозить даже две тележки с ведрами, но девочки ни когда не упрекали ее .
 К счастью,  она попала с самого начала в прекрасное звено Любы Куделиной. В звене работали ответственные , пусть и молодые , но очень серьезные дружные девчата . Первой учительницей Зины по снятию посуды с конвейера стала очень симпатичная, добрая и улыбчивая Света, энергичная и приветливая, готовая в любую минуту прийти на помощь. Вот и сегодня по конвейеру безостановочно шел бак .Зина заставила им уже всю площадку, остался один пятачок, где стоял стул , на который она в изнеможении опустилась, так как смена уже закончилась. Зина прибрала рабочее место , погасила свет , выключила конвейер( сегодня она дежурная) и , взяв сумку, направилась в душевую.  « Наверное, смешно  смотреть, как тяжело и неуклюже я иду»,  -подумала  она и поморщилась, точно увидела себя  со стороны.
 Предполагала ли она , что ей , подающей большие надежды в  педагогике, придется заниматься совсем не тем делом , какое ей нравилось, было по сердцу, и от чего она была просто без ума. Уход из школы был для нее  страшной  трагедией .Зина  плакала ночами, не хотела никого видеть, депрессия долгое время мучила ее. Переболев, успокоилась.
  Свой самый первый рабочий  день   в цехе Зина тоже помнит отчетливо. Конвейер, полный различной посуды двигался невероятно быстро, некогда было даже оглянуться, попросить помощи.  Кастрюли одна за другой  все шли под номерами,  неодинаковые  по объему, а значит, укладывать их пришлось в  разные места.  Это усложняло работу. Стенки росли молниеносно. Необходимо укладывать очень аккуратно, ведь это уже готовая продукция. Посуда была удивительно красива, но Зина не замечала ни  ее красоты, ни того , чем занимались другие девушки. Она просто завалилась ею, На ее громкий крик прибежала Евгения Федоровна, она была старшей на упаковке, выключила конвейер, тут подоспели и другие, и все , слава Богу, обошлось без бракованной посуды. «С опытом все придет и  наладится работа,» - с участим сказала ей Евгения Федоровна .В  ответ Зина   благодарно кивнула головой и прошептала: « Спасибо».Ей так хотелось услышать доброе слово.   В  эти две недели , в которые она работала на упаковке ,Евгения Федоровна еще много раз выручала ее. А в то день , когда она вернулась домой, Сергей спросил: «Ну как?» Она устало ответила: «Если есть на  белом свете  ад, я туда и попала».К сожалению, таким удручающим было её первое впечатление о первом рабочем дне на новом месте работы.
 Рассказывать о том , как прошёл этот день,  не было ни сил , ни особого желания. В голове крутилась только одна мысль: «Спать, спать, спать.»Она заснула долгим тревожным  сном и проспала до обеда следующего дня .  Хорошо, что это был ее  выходной  . 


Рецензии