Деревня моя, деревянная, дальняя

            Я хочу рассказать о деревне, в которой родилась и выросла. Называется моя деревня Абрамовка, в честь первопоселенца- Абрама. Говорят, что был он по национальности еврей, хотя сейчас в деревне живут исконно русские люди.
           Расположение моей деревни уникальное, она как бы находится внутри котлована и со всех сторон защищена.
           Протекает у нас замечательная река Елань. Берега поросли камышом. В воде плещутся мелкие, а иногда и крупные, рыбешки. А вода-то чистая, прозрачная, видно дно! Но в годы моего детства -  во время большого половодья - выходила наша речка из берегов, затопляла луг, поднимаясь на несколько метров и превращаясь в бескрайнее море. Ледоход  был необыкновенным событием для жителей села,  особенно для детворы. Я помню, как во время ледохода на льдинах плыли выдры, особо отчаянные парни брали жерди, становились на льдины и старались их поймать. Некоторым удавалось, но для большинства эта попытка заканчивалась плачевно (оказаться в ледяной воде не очень приятно в марте месяце).
              Помню, что открывали мы купальный сезон на День Пионерии – 19 мая, несмотря на погоду. Это была традиция. Да, конечно, не все купались, т.к. вода в реке в это время еще не прогрелась. Я была в числе смельчаков.
            А когда наступало лето, то мы ухитрялись за день посетить нашу любимицу несколько раз, в перерыве между домашними делами (благо река была рядом, через огород).
            Я и сейчас, приезжая в деревню навестить маму (о ней я поведаю Вам в отдельном рассказе - она у нас удивительный человек), сразу спешу поприветствовать  Елань – мою здравницу.
                Моя мама купается в реке до поздней осени, а открывает купальный сезон в чистый четверг, даже если Светлое Христово воскресенье- Пасха - ранняя, в начале апреля.
          На этой реке выросли мои дети (мы на лето всегда их привозили к маме). И хотя занимались  с ними с рождения по системе Иванова, они плавали раньше, чем ходили, речка сыграла колоссальную роль в их закалке.
                Я всегда разговариваю с ней, как с живым человеком. Приезжая домой, бегу поздороваться с нею, уезжая - попрощаться.
          Жаль, конечно, что сейчас река сильно обмелела. Течет себе потихоньку, журча небольшими перекатами. Но наше заветное место « Красный песочек» всегда многолюдно. Сейчас сюда в летние жаркие дни приезжают люди даже с других населенных пунктов.
                А какой у нас лес! Находится он за рекой, в двух километрах   от деревни. Ходили мы в лес вместе с учителями на экскурсию, обычно после окончания учебного года. Взяв с собой нехитрый  продовольственный запас (домашние яйца, бутылочку молочка, тоже от своей Зорьки, да хлебушка с зеленым луком, если повезет - сладости), мы на целый день отправлялись в лес.
            А в лесу начиналась сказка. Мария Константиновна (царствие ей небесное), моя первая учительница, знакомила нас с редкими растениями, показывала места, где бобры трудились, строя запруды, учила различать пение птиц, искать лесную землянику, малину, ежевику. К обеду мы накрывали скатерть - самобранку и садились кушать. Более вкусной пищи я не припомню. А после вкусного обеда, послушав интересные рассказы нашей учительницы, мы начинали играть. Игры были различные: «Садовник», «Лапта», «Штандер», «Красные и белые», «Чехарда» и другие.  По дороге домой набирали букет колокольчиков, голубых васильков, а потом до поздней ночи делились с родителями впечатлениями от увиденного и услышанного.
                У нас было еще одно заветное местечко – Ярушка - небольшой лиственный лесок на пригорке. Вот в него мы всегда ходили за подснежниками. Чтобы до него добраться, нам приходилось преодолевать огромный заливной луг, благо на нем были кочки. По кочкам мы прыгали, чтобы не оказаться в воде, но иногда и промахивались,  набирая воду в резиновые сапоги. Добравшись до места, увидев голубое море подснежников, надышавшись тончайшим ароматом весеннего леса, мы на пригорке, под солнечными лучами, сушили свои вещи.
Потом, набрав букеты  подснежников, радостные и счастливые возвращались домой. Боже, как это было здорово! Нет, не забыть мне этого вовек!
                А какие у нас были поля!  Всем находилась работа в уборочную страду и старым, и малым.
                Нет теперь ни колхоза имени Кирова, ни золотистых полей, колосящихся пшеницей и рожью…
                Колхоз рухнул неожиданно и быстро, а вместе с его крахом пришла безработица. Мужики стали пить от безделья.  А некоторые со своими семьями, особенно молодежь, навсегда покинули насиженное место, родные края, любимую деревню.
                Слава Богу, пока еще моя родная школа не закрыта. Ей я тоже хочу посвятить отдельный рассказ.
                Вот и стоит моя деревня среди поросших бурьяном улиц, сверкают пустыми глазницами окон заброшенные дома. Их хозяева уже никогда не вернутся.
              Радует то, что бывшие жители  моей любимой Абрамовки  нет – нет  да и приедут поклониться земле – матушке, их взрастившей.


Рецензии
Какие великолепные картины Родины!К сожалению, в моём родном селе не осталось ни домика...

Ольга Геньба   10.12.2016 10:18     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.